Современные информационные и коммуникационные технологии в обществе и в образовании
Информационные и коммуникационные технологии (ИТК) все больше входят в нашу жизнь, играют сегодня исключительно важную роль в обеспечении взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (такими как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере используют все более широко системы электронных телекоммуникаций: электронная почта, факсимильная передача информации, Интернет и другие виды связи. Появление компьютеров – одно из главных событий XX века. Стремительное вхождение в нашу жизнь ИКТ стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию сети Интернет. Происходящие перемены имеют, пожалуй, лишь один исторический аналог из всех открытий, оказавших ранее влияние на всемирный обмен информацией и знаниями. Аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гуттенбергом в 40-х годах XV в. печатного станка. Электронные средства быстро ассимилируются культурой общества, так как не только создают удобства, но и снимают многие производственные, социальные, бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества. Их используют люди разных возрастов и профессий. Многие люди пользуются компьютерами, ищут необходимую информацию в глобальной сети Интернет. Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. ИКТ – это замечательное средство для реализации этих стремлений: запрос и получение нужной информации происходит в считанные минуты в любое удобное время. Школа — часть общества, и в ней отражаются те же проблемы, что и во всей стране: педагогические инновации тесно связаны с общественными преобразованиями. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Изучение возможностей использования ИКТ в образовании привело к самостоятельному и многоаспектному направлению исследований. Этим вопросам посвящены работы представителей различных научных школ, как в нашей стране, так и за рубежом. Среди исследователей этой проблемы можно назвать П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Е.П. Машбица, Н.Ф. Талызину, А. Борка, Д. Миги, С. Пейперта, Е.С. Полат и др. Еще в начале 1970-х гг. академик В.М. Глушков писал, что ИКТ, используемые в обучении, могут обеспечить: - высокую степень индивидуализации обучения каждого обучаемого; - консультирование и воспитание обучаемого (на основе накопления и быстрой переработке большого количества сведений о нем); - обучение умению решать задачи, приближенно близкое к обучению с опытным педагогом-репетирором. Однако практически сразу стало понятно, что эффективность компьютерного обучения непосредственно связана с наличием качественных учебных программ и квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к их использованию в учебном процессе. «Важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом» (Из доклада ЮНЕСКО об основных направлениях деятельности в области образования и информатики (2000 г.). Образовательным информационным технологиям в настоящее время уделяется особое внимание как одному из наиболее интенсивно развивающихся направлений. В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования» (ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). Цель этого проекта – создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям: - «Учебные материалы нового поколения»; - «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования»; - «Создание системы межшкольных методических центров». Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны. Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|