Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятия и основные этапы технологии педагогических мастерских



Слово «мастерская» не является точным переводом французского аналога. Французы называют свои мастерские «ателье» (atelie) – «предъявленное нам к активному проживанию событие». Ведущий мастерскую у французов называется «animateur» – «оживитель». Речь идет об оживлении алгоритма, записанного на бумаге, однако, это слово тоже не вполне подошло для российской педагогической практики.

В итоге появились педагогические мастерские, а тот, кто их проводит, стал называться мастером. Приведем две формулировки, которые позволяют понять суть педагогических мастерских.

Педагогическая мастерская – это синтетическая многомерная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход [4].

Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, которая:

- основывается на сочетании индивидуальной работа с групповой;

- включает межгрупповую социализацию;

- дает возможности поиска, творчества, работы с материальными объектами, множественного выбора.

Технология педагогических мастерских предполагает задействование всех сфер личности, что помогает участнику мастерской принять сознательную активную жизненную установку или создает условия для изменения позиции по какому-либо вопросу [8].

Говоря о технологии мастерских обычно используют термин «проживание» (а не «участие») – это существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности. «Проживание» в мастерской включает ряд основных этапов. [3, 4, 6, 8].

v Индукция – начальный этап, который формулирует и ставит проблему, вводит в деятельность, затрагивая эмоциональные переживания каждого участника мастерской на уровне образа «Я» и самооценки, одновременно актуализирует знания, апеллируя к ассоциативному и образному мышлению, создает личное отношение к предмету обсуждения. Индукция в широком смысле слова – форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Индуктором может быть слово, цитата, музыкальное или художественное произведение, жест или просто тишина – все то, что удивляет, наводит на размышления, побуждает углубляться в свой внутренний мир.

Индукция всегда усиливается выбором. Сам факт выбора индуктивен, поскольку позволяет самому участнику отсечь все лишнее и неосознанно сконцентрироваться на том материале, который предложен для начала мастерской.

v Работа с материалом. Материалом могут являться как некоторые знания об окружающем мире живой и неживой природы, так и знания о себе в этом мире; анализируется материал, выдвигаются самые разные идеи. Работа может проходить индивидуально, в группах, в парах сменного состава и т.п.

При работе с материалом происходит самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта и др.

Важнейшим элементом технологии мастерских является работа в малых группах – социоконструкция. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств ее участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).

Мастер разбивает задание на ряд частичных задач, группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники мастерской свободны в выборе метода, темпа и др. Каждому предоставлено право на ошибку и на внесение корректив.

v Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Социализация может быть групповой и индивидуальной. Задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. Одна из форм социализации – афиширование. например, вывешивание работ (сначала в группе, затем - в классе). Учащиеся свободно общаются, задают вопросы, высказывают свое мнение. Важный элемент социализации – «нахождение успеха»: в каждой работе надо найти интересное, примечательное и сообщить об этом автору. Фазы «работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться.

v Рефлексия – самоанализ своей деятельности. Участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли в процессе работы, учатся осознавать свои чувства и высказывать их. Этот этап важен как тренировка способности самопознания и самокоррекции.

Следует отметить, что в ходе мастерской постоянно идет процесс познания своего «Я». Помимо понятий «самоконструкция», «социоконструкция», «социализация» в технологии мастерских используется также понятие «разрыв». Разрыв – это особое эмоциональное и интеллектуальное состояние участника мастерской: внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником.

Представленная структура мастерской (рис. 2) – это лишь модель, а каждая конкретная мастерская – вариация этой модели.

1. Индуктор

2. Система заданий

деконструкция самоконструкция

разрыв социоконструкция

реконструкция социализация (афиширование)

3. Рефлексия

Рис. 2 Структура мастерской

Мастерская – это атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, которая предполагает открытие друг другу своих идей, свободное выражение своих мыслей и чувств, атмосфера, в которой каждый участник воспринимается безоценочно.

Технологией педагогических мастерских может овладеть любой педагог. Однако уже само название технологии наводит на размышление, чем же отличается педагог-мастер?

Целесообразно сказать об особенностях деятельности педагога как мастера.

Само понятие «мастер» в контексте реализации данной технологии было использовано российскими педагогами. Как уже говорилось ранее, педагог, проводящий мастерскую у французов называется «animateur» – «оживитель», что не вполне подходит для российского образования.

Используется также понятие «фасилитатор» (от фасилитация – предложение помощи), помощник, который улавливает малейшие нюансы настроения, состояния тех, кому «предоставлены условия для саморазвития».

Однако чаще всего педагога, проводящего мастерскую, называют мастером.

Ø Мастер всегда готов прийти с вопросом: - Как дела?; - У вас все в порядке; - На какой стадии работы вы находитесь?; - Помощь не нужна?; - Есть проблемы? Просьбы? Вопросы?; - Кого подождать? и др.

Ø Мастер всегда знает больше, у него выработаны отношения, он осознает ту или иную необходимость, у него есть позиция. Другими словами, он знает, что, куда, зачем…

Но чтобы ребенок узнал про это сам, мастер должен лишь создать условия его собственного движения. Для этого надо: - сдерживать свое внутреннее нетерпение; - удерживаться от оценки, критики, похвалы замечания, порицания, восторга по поводу чего-либо; - держать свое мнение закрытым, пока им не заинтересуются сами участники; - совершив оплошность, проанализировать ее и найти выход.

Ø Ребенок и мастер проживают ситуацию рядом как яркие самоорганизующиеся личности на основе следующих идей «Нового образования»:

1.Все равны в способности к собственному совершенствованию.

2. Все способны к совершению усилий над собой, к собственному росту, самосовершенствованию, самоорганизации.

3. Не торопиться. Каждому нужно свое время. Все равны в праве получить его.

4. Не хвалить, не порицать. Похвала – шоры, за которыми можно видеть только чужую дорогу и не заметить своей.

5. Не предварять мысль учеников своей собственной. Запрет на слово «например».

6. Предоставлять возможности выразить свое мнение своим способом.

7. Создавать условия для того, чтобы каждый был услышан.

8. Понять того, кто хочет быть понятым.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.