Диагностики мотивации взаимодействия с природой
Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящий для него вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой окраской, (Б) с интересным поведение». Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз. Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации. Инструкция В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов - А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение. Текст методики: 1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок: А) с красивой окраской; Б) с интересным поведением. 2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием: А) собирать гербарий лекарственных растений; Б) собирать растения для изготовления настоек. 3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим А) о строении животных; Б) о том, как ухаживать за животными. 4. В ботаническом саду Вы скорее всего: А) будете любоваться тропическими растениями; Б) захотите получить отросток для выращивания дома. 5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание: 6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта: А) цветочных культур; Б) плодовых культур. 7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете: 8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать: А) в Лаборатории; Б) на опытной станции. 9. Вы бы завели собаку: А) чтобы ухаживать за ней; Б) для охраны квартиры. 10. Вы предпочтете прочесть: А) книгу о красоте природы; Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными. 11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы: А) следить за ростом и развитием деревьев; Б) руководить заготовкой ценной древесины. 12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, А) в мае; Б) в августе. Ключ
Примечание: Э - эстетический тип мотивации; К- когнитивный тип мотивации: П - практический тип мотивации: Пг - прагматический тип мотивации. Литература 1. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / М.К. Анисимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. 2. Гладкая Н.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Глазычев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, дагностика. – М.: горизонт, 2004. 4. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 158 с. 5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 6. Диагностика как фактор развития педагогической системы: Учебное пособие / Научный редактор В.Н. Максимова. – СПб.: Ленинградский областной институт усовершенствования учителей (ЛОИУУ), 1995. – 80 с. 7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с. 8. Колбанов В.В. Валеологический практикум. – СПб.: СПбАППО, 2005. 9. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. 10. Михайлычев Е.А., Карпова Г.Ф., Леонова Е.Е. Проблемы методологии и теории педагогической диагностики в современной педагогике // Педагогическая диагностика. - № 1, 2007. – С. 3 - 13. 11. Педагогический энциклопедический словарь / Главный редактор Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. 12. Пряжников Н.С. Профориентция в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. 13. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – 2-е изд. испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с. 14. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2006. 15. Ясвин В.А. Практикум по психологической диагностике экологического сознания. Приложение к Программе дополнительного профессионального образования «Основы формирования экологической культуры населения». – М.: ЦЭПР, 2003. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|