Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностики мотивации взаимодействия с природой



Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когни­тивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается вы­брать наиболее подходящий для него вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой ок­раской, (Б) с интересным поведение».

Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере моти­вации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составле­ны таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.

Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответ­ствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удель­ный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуе­мых характерно наличие двух основных типов мотивации.

Инструкция

В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вари­антов - А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.

Текст методики:

1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок: А) с краси­вой окраской; Б) с интересным поведением.

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием: А) собирать герба­рий лекарственных растений; Б) собирать растения для изготовления насто­ек.

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим
удовольствием рассказывали ученикам:

А) о строении животных; Б) о том, как ухаживать за животными.

4. В ботаническом саду Вы скорее всего:

А) будете любоваться тропическими растениями; Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание:
А) на то, как они устроены; Б) на то, как их лучше сохранить на зиму.

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта:

А) цветочных культур; Б) плодовых культур.

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете:
А) стихи хороших поэтов о природе; Б) заметки из блокнота натуралиста.

8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать:

А) в Лаборатории; Б) на опытной станции.

9. Вы бы завели собаку:

А) чтобы ухаживать за ней; Б) для охраны квартиры.

10. Вы предпочтете прочесть:

А) книгу о красоте природы; Б) книгу, которая учит ухаживать за рас­тениями и животными.

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы:

А) следить за ростом и развитием деревьев; Б) руководить заготовкой ценной древесины.

12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом,
то Вы предпочтете поехать туда:

А) в мае; Б) в августе.

Ключ

 
А Э П К Э К Э Э К П Э К Э
Б К Пг П П Пг Пг К П Пг П Пг Пг

 

Примечание: Э - эстетический тип мотивации; К- когнитивный тип мотивации: П - практический тип мотивации: Пг - прагматический тип мотивации.

Литература

1. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / М.К. Анисимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.

2. Гладкая Н.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

3. Глазычев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, дагностика. – М.: горизонт, 2004.

4. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 158 с.

5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

6. Диагностика как фактор развития педагогической системы: Учебное пособие / Научный редактор В.Н. Максимова. – СПб.: Ленинградский областной институт усовершенствования учителей (ЛОИУУ), 1995. – 80 с.

7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с.

8. Колбанов В.В. Валеологический практикум. – СПб.: СПбАППО, 2005.

9. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000.

10. Михайлычев Е.А., Карпова Г.Ф., Леонова Е.Е. Проблемы методологии и теории педагогической диагностики в современной педагогике // Педагогическая диагностика. - № 1, 2007. – С. 3 - 13.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Главный редактор Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002.

12. Пряжников Н.С. Профориентция в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.

13. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – 2-е изд. испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с.

14. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2006.

15. Ясвин В.А. Практикум по психологической диагностике экологического сознания. Приложение к Программе дополнительного профессионального образования «Основы формирования экологической культуры населения». – М.: ЦЭПР, 2003.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.