Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы педагогической диагностики



Методы диагностики — это способы изучения различных сто­рон, различных аспектов личности, деятельности, взаимодей­ствия участников педагогического процесса.

Универсальных методов диагностики нет. Все методы, со­ставляющие диагностическую программу, взаимодополняют друг друга, создавая условия для получения исследователем более достоверной информации [1, 3, 4, 6].

1. Наблюдение является наиболее распространенным методом педагогической диагностики.

Различают типы педагогического наблюдения:

- включенное (прямое) наблюдениеосуществляется педагогом в его
непосредственном взаимодействии с учащимися, воспитанни­ками на уроках, занятиях, во внеклассных делах;

- не включенное (косвенное) наблюдениеосуществляется педаго­гом-наблюдателем со стороны, когда взаимодействие организуется другими учителями, воспитателями, самими учащимися,
работающими как в зависимости от исследователя (диагноста) – по его заданиям, так и независимо от него.

Наблюдение необходимо проводить по определенной про­грамме.

Программа наблюденияскладывается из следующих компо­нентов: 1. определение объекта и предмета наблюдения; 2. цели наблюдения (что наблюдаем, зачем, что будет конеч­ным результатом наблюдения?); 3. содержание наблюдения (в соответствии с критериями и показателями диагностируемого качества); 4. определение типа наблюдения; 5. определения временных рамок периода осуществления наблюдения (в течение недели, месяца, учебной четверти и т. д.); 6.Формы фиксирования результатов наблюдения.

2. Анкетирование заполнение респон­дентом (участником диагностики, отвечающим, диагностируе­мым) анкеты.

Анкета – система вопросов по проблеме диагностики, на которые респонденты отвечают письменно, каждый индивиду­ально, самостоятельно.

Вопросы, составляющие содержание анкеты, различают по форме.

- Открытые вопросы предполагают свободные ответы рес­пондента по своему усмотрению, при этом не предлагается готовых вари­антов ответа. Например:

1. Что Вы считаете ведущим источником загрязнения окру­жающей среды?

2. Что вы можете сделать для улучшения состояния окружающей среды в своем городе, микрорайоне?

3. Кто несет ответственность за состояние окружающей среды?

Открытые вопросы позволяют выявить множество мнений, точек зрения респондентов. Их недостаток – трудность сравнения ответов между собой.

- Взакрытых вопросах приводится несколько гото­вых вариантов ответов, из которых респонденту необходимо выб­рать один или несколько, соответствующих его точке зре­ния, его индивидуальному смыслу.

Например:

1. Что вы считаете ведущим источником загрязнения ок­ружающей среды? (Отметьте «+» один ответ из предлагаемых вариантов):

□ Транспорт; □ Сельское хозяйство; □ Промышленность; □ АЭС; □ Бытовые отходы жизнедеятельности человека.

2. Дайте самооценку своего уровня экологической культуры. (Отметьте «+» один ответ из предлагаемых вариантов)

□ Высокий; □ Достаточно высокий; □ Средний; □ Низкий; □ Затрудняюсь оценить.

Анкета должна включать: - вводную часть, в которой респонденту разъясняются задачи исследования; - основные вопросы анкеты (вначале размещаются более простые вопросы, затем идет постепенное усложнение – приблизительно до середины анкеты, затем – снижение сложности).

Анкета может включать вопросы, имеющие целью получить дополнительные данные о респонденте.

3. Недописанный тезис - метод диагностики, позволяющий оперативно получить ин­формацию об индивидуальных смыслах респондентов о различных аспектах предмета диагностики.

Респонденту предлага­ется в течение небольшого периода времени (5-10 минут) допи­сать какую-либо фразу (тезис). Пример:

- «Здоровый человек – это человек ...»;

- «Любить природу — это значит ...» и др.

При обработке результатов необходимо зафиксировать все предоставленные смыслы, выде­лить часто повторяемые смыслы, оригинальные смыслы, выде­лить характеристики (перечень неповторяющихся смыслов) для реализации метода ранжирования, сделать определенные выводы.

4. Ранжирование – распределение респондентом каких-либо признаков, характеристик по степени важности, зна­чимости для себя с позиций своего смысла, своего сознания. В результате определяется, какую ценность большее число респондентов (в %) поставили на 1-е место, какую – на 2-е место и т.д.

Например, в рейтинговом опросе, проведенном в учебных заведениях Санкт-Петербурга среди молодых людей (18–25 лет) на рубеже XX и XXI столетий было предложено ранжировать опасности для собственной жизни, Были получены следующие результаты: 1. загрязнение окружающей среды – 75%; 2. войны – 62%; 3. безработица – 58%; 3. мошенники, воры – 58%; 4. СПИД – 56%; 5. наркомания – 38%; 6. неофашистские тенденции – 34%.

5. Метод тестирования основан на выполнении респондентом различных тестов – небольших стандартизированных заданий (вопросов, задач), с помощью которых проводится диагностика какого-либо качества, свойства, явления.

В настоящее время тестирование широко используется в педагогической практике и можно говорить о многообразии различных тестов.

Приведем несколько примеров.

Вербальные тестычаще всего имеют вопросно-ответную форму. С их помощью определяется уровень знаний, ценностные ориен­тации, индивидуальные особенности тестируемых. Например, один из тестов по теме «Как вы относитесь к своему здоровью?»: выберите один из предлагаемых ответов:

Регулярно ли вы делаете зарядку?

А) да, для вас это необходимо;

Б) хотелось бы делать, но не всегда удается себя заставить;

В) нет, не делаете.

Ситуативные тестыпредлагаются в форме рассказа, описания ситуации, допускающих раз­личные толкования, смыслы. Респондентам предлагается пересказать и оценить содержа­ние, определить его соответствие каким-либо критериям, сфор­мировать свой индивидуальный смысл.

Можно предложить и самостоятельное составление расска­за, ситуации по заданной теме. Например, составьте рассказ о красоте природы; опишите ситуацию пожара в лесу и т. д.

Личностные тесты -серии вопросов (утверждений), отвечая на которые респон­денту необходимо сделать выбор.

Пример: «Я слежу за своим здоровьем»; «Я всегда выполняю правила дорожного движения» и др.

□ Да, верно, ко мне относится; □ Скорее да, чем нет; □ Нет, неверно, ко мне не относится; □ Скорее нет, чем да.

Личностное отношение определяется также методом полярных профилей, который предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения (например, добрый и злой, горячий и холодный и т.п.) промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (обычно от 5 до 10).

Пример: оцените, пожалуйста, следующие высказывания по 5-ти балльной шкале:

  Полностью согласен       Полностью не согласен
1. Для того, чтобы выжить, человечество должно жить в гармонии с природой
2. Наука и техническое развитие решат все экологические проблемы в будущем
3. Промышленность губит природу в большей степени, чем отдельные люди
И т.д.

 

Проективные тесты основываются на том, что человек всегда
преобразует, осмысливает, интерпретирует ситуацию, в кото­рой он оказался, наполняет ее собственными проблемами, «про­ецирует» на нее содержание своей личности.

Например, как Вы поведете себя, если заблудитесь в лесу; ваши действия во время пожара в лесу; встретив в лесу браконь­ера, я; и т. д.

6. Уточняющее собеседование, как метод диагностики, обычно сопряжено с методами на­блюдения, анкетирования, тестирования, ранжирования. Он уточ­няет их результаты.

Собеседование (беседа) проводится с отдельными учащи­мися, учителями, родителями по заранее продуманной системе вопросов, предусматривает более полные, развернутые ответы респондентов, нежели анкета, тест и другие методы.

7. Анализ результатов (продуктов) деятельности заключается в рассмотрении отдельных сторон, со­ставных частей, параметров различных продуктов деятельности: сочинения, контрольной работы, диктанта, рисунка, чертежа, реферата, мето­дической разработки, поделки, композиции и т. п. По каждому отдельному продукту деятельности исследователь разрабатывает план рассмотрения. Реализуя этот план, фиксиру­ет результаты анализа.

8. В сочинении респонденту предлагается написать связный текст, изложив свой индивидуальный смысл по заданной теме (в соответствии с пред­метом и целью диагностики).

По зат­ратам времени сочинение (минисочинение) может быть на­писано за 15-20 минут, а можно предложить на выполнение это­го задания и несколько дней, неделю.

Например, при изучении экологической культуры, отношения детей к природе может быть предложена следующая тематика сочине­ний: «Человек и природа: трагедия или гармония»; «За что я люблю природу» и т. д.

9. Обобщение независимых характеристик является косвенным методом диагностики. Сущность его заключается в обобщении сведений о предмете диагностики, полученных другими метода­ми (другими исследователями, другими учителями, учащимися, администрацией школы, родителями и др.) и сопоставлении, сравнении этих сведений со своими материалами.

10. Социометрические методы используются для изучения межличностных от­ношений, выявления взаимных симпатий и антипатий, установ­ления лидеров и аутсайдеров в группе, коллективе.

Сущность социометрии состоит в выборе респондентом дру­гих членов группы для совместной деятельности в каких-то за­данных условиях (пойти в поход, отправиться в кругосветное путешествие, сидеть за одной партой и т. п.). При перечислении желательно соблюдать последовательность предпочтений(в первую 1, во вторую 2, в третью 3 и т.д. очередь).

Социометрия только фиксирует состоя­ние сложившихся взаимоотношений, но не выявляет мотивов, определяющих эти взаимоотношения. Выявлению мотивов спо­собствуют такие методы, как наблюдение, беседы, анкетирова­ние, сочинения и т. д.

4.5. Диагностика экологических установок личности

Развитие экологической культуры субъектов образовательного процесса предполагает наличие диагностического аппарата, отслеживающего этот процесс. В настоящее время существует достаточное количество опросников, анкет, тестов, исследующих различные стороны экологической культуры. Несмотря на это, полное представление о сформированности этого феномена в целом составить достаточно трудно.

В рамках экологической психодиагностики разрабатываются методики, предназначенные для диагностики различных аспектов психологических процессов, происходящих при взаимодействии человека (реальном или идеальном) с природными комплексами или отдельными природными объектами. К ним относятся методики, направленные на диагностику субъективного отношения к природе.

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»[7]

Методика «ЭЗОП» направлена на выделение четырех типов установок по отношению к природе: * эстетической установки («Э»), если личность воспринимает природу как объект красоты; * когнитивной установки («З»), если личность воспринимает природу как объект изучения; * этической («О»), если природа воспринимается как объект охраны; * прагматической («П»), когда природа рассматривается как объект пользы.

Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.

Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.

Инструкция

Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ»и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

1. ЛЕС: поляна (Э); муравейник (З); заповедник (О); дрова (П); песок.

2. ЛОСЬ: следы (З); лесник (О); трофей (П); камни; рога (Э).

3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора: роса (Э); стебель (З.

4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (Э); моллюск (З); очищать (О).

5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (Э); малина (З); редкий (О); шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (Э); кольца (З); вырастить (О); мебель (П); сено.

7. БОЛОТО: головастик (З); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (Э).

8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (Э); ветка; кольцевание (З).

9. РЫБА: жабры (З); серебристая (Э); нерестилище (О); жарить (П); перо.

10. САД: берлога; цветущий (Э); опыление (З); ухаживать (О); урожай (П).

11. БОБР: ловкий (Э); резцы (З); расселение (О); шуба (П); грибы.

12. ПРИРОДА: красота (Э); изучение (З); охрана (О); польза (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

Обработка результатов: Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4.

Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе – «мусорные слова». Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более «мусорных» слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее ''неподходящие'' ассоциации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.