Методы педагогической диагностики
Методы диагностики — это способы изучения различных сторон, различных аспектов личности, деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса. Универсальных методов диагностики нет. Все методы, составляющие диагностическую программу, взаимодополняют друг друга, создавая условия для получения исследователем более достоверной информации [1, 3, 4, 6]. 1. Наблюдение является наиболее распространенным методом педагогической диагностики. Различают типы педагогического наблюдения: - включенное (прямое) наблюдениеосуществляется педагогом в его - не включенное (косвенное) наблюдениеосуществляется педагогом-наблюдателем со стороны, когда взаимодействие организуется другими учителями, воспитателями, самими учащимися, Наблюдение необходимо проводить по определенной программе. Программа наблюденияскладывается из следующих компонентов: 1. определение объекта и предмета наблюдения; 2. цели наблюдения (что наблюдаем, зачем, что будет конечным результатом наблюдения?); 3. содержание наблюдения (в соответствии с критериями и показателями диагностируемого качества); 4. определение типа наблюдения; 5. определения временных рамок периода осуществления наблюдения (в течение недели, месяца, учебной четверти и т. д.); 6.Формы фиксирования результатов наблюдения. 2. Анкетирование – заполнение респондентом (участником диагностики, отвечающим, диагностируемым) анкеты. Анкета – система вопросов по проблеме диагностики, на которые респонденты отвечают письменно, каждый индивидуально, самостоятельно. Вопросы, составляющие содержание анкеты, различают по форме. - Открытые вопросы предполагают свободные ответы респондента по своему усмотрению, при этом не предлагается готовых вариантов ответа. Например: 1. Что Вы считаете ведущим источником загрязнения окружающей среды? 2. Что вы можете сделать для улучшения состояния окружающей среды в своем городе, микрорайоне? 3. Кто несет ответственность за состояние окружающей среды? Открытые вопросы позволяют выявить множество мнений, точек зрения респондентов. Их недостаток – трудность сравнения ответов между собой. - Взакрытых вопросах приводится несколько готовых вариантов ответов, из которых респонденту необходимо выбрать один или несколько, соответствующих его точке зрения, его индивидуальному смыслу. Например: 1. Что вы считаете ведущим источником загрязнения окружающей среды? (Отметьте «+» один ответ из предлагаемых вариантов): □ Транспорт; □ Сельское хозяйство; □ Промышленность; □ АЭС; □ Бытовые отходы жизнедеятельности человека. 2. Дайте самооценку своего уровня экологической культуры. (Отметьте «+» один ответ из предлагаемых вариантов) □ Высокий; □ Достаточно высокий; □ Средний; □ Низкий; □ Затрудняюсь оценить. Анкета должна включать: - вводную часть, в которой респонденту разъясняются задачи исследования; - основные вопросы анкеты (вначале размещаются более простые вопросы, затем идет постепенное усложнение – приблизительно до середины анкеты, затем – снижение сложности). Анкета может включать вопросы, имеющие целью получить дополнительные данные о респонденте. 3. Недописанный тезис - метод диагностики, позволяющий оперативно получить информацию об индивидуальных смыслах респондентов о различных аспектах предмета диагностики. Респонденту предлагается в течение небольшого периода времени (5-10 минут) дописать какую-либо фразу (тезис). Пример: - «Здоровый человек – это человек ...»; - «Любить природу — это значит ...» и др. При обработке результатов необходимо зафиксировать все предоставленные смыслы, выделить часто повторяемые смыслы, оригинальные смыслы, выделить характеристики (перечень неповторяющихся смыслов) для реализации метода ранжирования, сделать определенные выводы. 4. Ранжирование – распределение респондентом каких-либо признаков, характеристик по степени важности, значимости для себя с позиций своего смысла, своего сознания. В результате определяется, какую ценность большее число респондентов (в %) поставили на 1-е место, какую – на 2-е место и т.д. Например, в рейтинговом опросе, проведенном в учебных заведениях Санкт-Петербурга среди молодых людей (18–25 лет) на рубеже XX и XXI столетий было предложено ранжировать опасности для собственной жизни, Были получены следующие результаты: 1. загрязнение окружающей среды – 75%; 2. войны – 62%; 3. безработица – 58%; 3. мошенники, воры – 58%; 4. СПИД – 56%; 5. наркомания – 38%; 6. неофашистские тенденции – 34%. 5. Метод тестирования основан на выполнении респондентом различных тестов – небольших стандартизированных заданий (вопросов, задач), с помощью которых проводится диагностика какого-либо качества, свойства, явления. В настоящее время тестирование широко используется в педагогической практике и можно говорить о многообразии различных тестов. Приведем несколько примеров. Вербальные тестычаще всего имеют вопросно-ответную форму. С их помощью определяется уровень знаний, ценностные ориентации, индивидуальные особенности тестируемых. Например, один из тестов по теме «Как вы относитесь к своему здоровью?»: выберите один из предлагаемых ответов: Регулярно ли вы делаете зарядку? А) да, для вас это необходимо; Б) хотелось бы делать, но не всегда удается себя заставить; В) нет, не делаете. Ситуативные тестыпредлагаются в форме рассказа, описания ситуации, допускающих различные толкования, смыслы. Респондентам предлагается пересказать и оценить содержание, определить его соответствие каким-либо критериям, сформировать свой индивидуальный смысл. Можно предложить и самостоятельное составление рассказа, ситуации по заданной теме. Например, составьте рассказ о красоте природы; опишите ситуацию пожара в лесу и т. д. Личностные тесты -серии вопросов (утверждений), отвечая на которые респонденту необходимо сделать выбор. Пример: «Я слежу за своим здоровьем»; «Я всегда выполняю правила дорожного движения» и др. □ Да, верно, ко мне относится; □ Скорее да, чем нет; □ Нет, неверно, ко мне не относится; □ Скорее нет, чем да. Личностное отношение определяется также методом полярных профилей, который предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения (например, добрый и злой, горячий и холодный и т.п.) промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (обычно от 5 до 10). Пример: оцените, пожалуйста, следующие высказывания по 5-ти балльной шкале:
Проективные тесты основываются на том, что человек всегда Например, как Вы поведете себя, если заблудитесь в лесу; ваши действия во время пожара в лесу; встретив в лесу браконьера, я; и т. д. 6. Уточняющее собеседование, как метод диагностики, обычно сопряжено с методами наблюдения, анкетирования, тестирования, ранжирования. Он уточняет их результаты. Собеседование (беседа) проводится с отдельными учащимися, учителями, родителями по заранее продуманной системе вопросов, предусматривает более полные, развернутые ответы респондентов, нежели анкета, тест и другие методы. 7. Анализ результатов (продуктов) деятельности заключается в рассмотрении отдельных сторон, составных частей, параметров различных продуктов деятельности: сочинения, контрольной работы, диктанта, рисунка, чертежа, реферата, методической разработки, поделки, композиции и т. п. По каждому отдельному продукту деятельности исследователь разрабатывает план рассмотрения. Реализуя этот план, фиксирует результаты анализа. 8. В сочинении респонденту предлагается написать связный текст, изложив свой индивидуальный смысл по заданной теме (в соответствии с предметом и целью диагностики). По затратам времени сочинение (минисочинение) может быть написано за 15-20 минут, а можно предложить на выполнение этого задания и несколько дней, неделю. Например, при изучении экологической культуры, отношения детей к природе может быть предложена следующая тематика сочинений: «Человек и природа: трагедия или гармония»; «За что я люблю природу» и т. д. 9. Обобщение независимых характеристик является косвенным методом диагностики. Сущность его заключается в обобщении сведений о предмете диагностики, полученных другими методами (другими исследователями, другими учителями, учащимися, администрацией школы, родителями и др.) и сопоставлении, сравнении этих сведений со своими материалами. 10. Социометрические методы используются для изучения межличностных отношений, выявления взаимных симпатий и антипатий, установления лидеров и аутсайдеров в группе, коллективе. Сущность социометрии состоит в выборе респондентом других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (пойти в поход, отправиться в кругосветное путешествие, сидеть за одной партой и т. п.). При перечислении желательно соблюдать последовательность предпочтений(в первую 1, во вторую 2, в третью 3 и т.д. очередь). Социометрия только фиксирует состояние сложившихся взаимоотношений, но не выявляет мотивов, определяющих эти взаимоотношения. Выявлению мотивов способствуют такие методы, как наблюдение, беседы, анкетирование, сочинения и т. д. 4.5. Диагностика экологических установок личности Развитие экологической культуры субъектов образовательного процесса предполагает наличие диагностического аппарата, отслеживающего этот процесс. В настоящее время существует достаточное количество опросников, анкет, тестов, исследующих различные стороны экологической культуры. Несмотря на это, полное представление о сформированности этого феномена в целом составить достаточно трудно. В рамках экологической психодиагностики разрабатываются методики, предназначенные для диагностики различных аспектов психологических процессов, происходящих при взаимодействии человека (реальном или идеальном) с природными комплексами или отдельными природными объектами. К ним относятся методики, направленные на диагностику субъективного отношения к природе. Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»[7] Методика «ЭЗОП» направлена на выделение четырех типов установок по отношению к природе: * эстетической установки («Э»), если личность воспринимает природу как объект красоты; * когнитивной установки («З»), если личность воспринимает природу как объект изучения; * этической («О»), если природа воспринимается как объект охраны; * прагматической («П»), когда природа рассматривается как объект пользы. Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок. Инструкция Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ»и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор. 1. ЛЕС: поляна (Э); муравейник (З); заповедник (О); дрова (П); песок. 2. ЛОСЬ: следы (З); лесник (О); трофей (П); камни; рога (Э). 3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора: роса (Э); стебель (З. 4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (Э); моллюск (З); очищать (О). 5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (Э); малина (З); редкий (О); шкура (П). 6. ДЕРЕВО: осень (Э); кольца (З); вырастить (О); мебель (П); сено. 7. БОЛОТО: головастик (З); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (Э). 8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (Э); ветка; кольцевание (З). 9. РЫБА: жабры (З); серебристая (Э); нерестилище (О); жарить (П); перо. 10. САД: берлога; цветущий (Э); опыление (З); ухаживать (О); урожай (П). 11. БОБР: ловкий (Э); резцы (З); расселение (О); шуба (П); грибы. 12. ПРИРОДА: красота (Э); изучение (З); охрана (О); польза (П). Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается. Обработка результатов: Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе – «мусорные слова». Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более «мусорных» слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее ''неподходящие'' ассоциации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|