Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ



4.1. Становление и развитие педагогической диагностики[4, 7. 10]

v Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз – и «gnosis» – знание. В античном мире диагностиками назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения этот термин приобретает чисто медицинское значение – умение распознавать болезни.

v Конец XIX начало XX столетия знаменуется развитием научной теории диагностирования не только в медицине (Т. Котарбинский, В.Ф. Чиж, С.П. Боткин), но в психиатрии, а также в психологии (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, А. Бине, В. Анри, Т. Симон, Э. Торндайк и др.; позже – З. Фред, К. Ясперс, М. Хайдеттер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.).

Общая теория дигностирования основывается на подходах, разработанных в философии, медицине, психологии, социологии, логике.

v Научные основы педагогической диагностики зародились на рубеже XIX –XX вв., что было связано со становлением особого направления – экспериментальной педагогики, согласно которойосновой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент. В Росси экспериментальное направление в педагогике основывалось на лучших отечественных традициях и идеях Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского – глубоком уважении к личности ребенка, стремлении к познанию его природы и создании теории воспитания как знания «о всей широте человеческой жизни». В основу экспериментальной педагогики должен был быть положен целый комплекс наук о человеке, как естественных, так и социальных, и их органический синтез.

v В первое десятилетие советского периода (1918-1928 гг.) развитие теории и практики педагогической диагностики проходило в рамках дореволюционных традиций, однако преобладал обследовательско-биологизаторский уклон: развитие в большей степени определялось биологическим развитием организма. Статистические методы исследования, такие как антропометрические измерения, математические вычисления, анкетный метод, метод тестов, стали ведущими методами диагностики.

v 1930-е годы – сложный период в развитии педагогической диагностики. С одной стороны, начавшаяся критика педологии (научного направления, ставившего своей целью объединить подходы различных наук – медицины, биологии, педагогики, психологии – в развитии ребенка) и, как следствие, – педдиагностики, завершилась ее полным разгромом. С дугой стороны, именно в эту эпоху происходило практически полное становление основ современной педагогической диагностики благодаря исследованиям П.П. Блонского и Л.С. Выготского.

Всвоейконцепции и практической деятельности П.П. Блонский:

· основывался на представлении о ребенке как едином, неразрывном, динамически развивающемся под воздействием внутренних и внешних факторов организме;

· обосновал необходимость изучения ребенка в педагогическом процессе;

· выделил объективные закономерности возрастного развития ребенка;

· сконструировал и использовал систему методов – объективное наблюдение, эксперимент, метод тестов, анкетный метод и др.

· разработал конкретный педагогический исследовательский инструментарий – стандарты возрастного развития, тесты учета достижений, образовательные стандарты, методика социально-бытового обследования;

· определил конкретную логику подхода к изучению ребенка: - изучение истории развития ребенка; - внимание к роли внешних факторов (в том числе и социальных воздействий) в развитии личности ребенка.

Однако внешние факторы рассматривались Блонским лишь как условие развития, но не осмысливались как активные педагогические средства.

Л.С. Выготский определил педагогический смысл изучения личности, связанный с конструированием развивающих условий обучения, а также основной подход к диагностике личности – изучение потенциальных возможностей ее развития (зоны ближайшего развития) в условиях сотрудничества со взрослым.

Впервые в истории российской педагогической диагностики был разработан полныйалгоритм диагностического исследования личности ребенка, включающий:

· эмпирический этап, на котом констатируются определенные особенности или симптомы;

· этиологический, или причинный этап, на котором изучаются причины, вызывающие те или иные особенности;

· типологический этап, на котором определяется тот или иной путь развития;

· диагноз;

· снова симптомы, но уже с раскрытием причин и происхождения этих симптомов (как возникли, развивались, и как установлены);

· прогноз– умение предсказать на основе предыдущих этапов путь и характер детского развития; педагогическое назначение, которое должно давать четкие указания относительно мероприятий, которые должны быть применены по отношению к ребенку, и относительно явлений, которые должны быть устранены этими мерами.

v Как самостоятельный характеризуется этап развития педагогической диагностики с конца 1930-х до начала 1960-х годов: возрождение старых и разработка новых «Рабочих тетрадей», основной целью которых являлось оказание помощи в формировании умения самостоятельно приобретать знания.

v Своеобразным возрождением педагогической диагностики считается период 1960-х годов: в это время отмечается вторая попытка возрождения культуры педагогических измерений, которая проходила на волне интереса к программированному обучению, программированному контролю и педагогическому тестированию.

v В последние два десятилетия (с конца 1980-х гг.) отмечается новый подъем развития теории и практики педагогической диагностики и сегодня практически никто не сомневается в ее необходимости.

 

4.2.Понятие и сущность педагогической диагностики

Существует достаточно много подходов к определению понятия «педагогическая диагностика». Диагноз (diagnosis) в переводе с греческого означает «определение, распознавание», а диагностика (от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах постановки диагноза.

В 1968 г., который считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика», немецкий ученый К. Ингенкамп определил его следующим образом: педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок и условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества [7].

Основываясь на том, что назначением педагогического про­цесса, педагогической деятельности является развитие участни­ков педагогического процесса, а развитие есть изменение со­стояния чего-либо, можно дать следующее определение педагогической ди­агностики: педагогическая диагностика – процесс изучения состояния, изменения состояния участников педагогического процесса, пе­дагогической деятельности, педагогического взаимодействия [3].

Педагогический энциклопедический словарь определяет это понятие следующим образом: педагогическая диагностика– это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия [11].

Диагностика выделяется также как особый вид педагогической деятельности, который выступает начальным этапом прогнозирования учителем профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи.

Специфическим объектом педагогической диагностики является педагогический процесс и все его компоненты: педагог, ученик, содержание, методы, средства и результаты педагогической деятельности.

Основные функции педагогической диагностики[2]:

1. Констатирующая(информационная): - получение информации об участниках педагогического процесса; - выявление относительного уровня развития ребенка, его индивидуальности; - выявление состояния педагогической деятельности, уров­ня развития личностных качеств педагога; - выявление состояния педагогического взаимодействия; - составление характеристики воспитанника, педагогического процесса.

2. Прогностическая:- способствует выявлению потенциальных возможностей раз­вития участников педагогического процесса; - прогнозирует организацию педагогического взаимодействия.

3. Оценочная:-даетпредставление о результативности педагогического взаимодействия; - определяет эффективность использования в педагогичес­ком процессе различных средств.

4. Обратной связи: - позволяет педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия.

5. Самоизучения, саморазвития:- через различные методы диагностики ребенок, педагоги познают себя, свои возможности, создавая условия саморазви­тия.

6. Развивающая (воспитательная):- создает условия для развития личности, индивидуальнос­ти, воспитания различных свойств и качеств личности.

7. Конструктивная: - повышает эффективность педагогического процесса, педа­гогического взаимодействия, педагогической деятельности.

8. Коммуникативная: -обеспечивает лучшее взаимное понимание субъектов образовательного процесса; взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.

Средиотличительных особенностей педагогической диагностикиотметим следующие:

- личность изучается только в педагогическом процессе (внутри системы воспитания и обучения) и не может изучаться «сама по себе»;

- исследование объекта происходит не только ради его изучения, но и ради его преобразования;

- диагностика в большей степени направлена не на общность людей (группа, коллектив, страта и т.п.), а на индивидуальности из которых они состоят.

В образовательном процессе наиболее активно используются основные виды педагогической диагностики.

Диагностика процесса и результатов обучения – процедура выявления уровня готовности к учебной деятельности определенного содержания и сложности. В более узком смысле – процедура и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала [6].

Диагностика психологическая разрабатывает на основе определенных теоретических принципов методы оценки индивидуальных особенностей личности, имеющих важное значение для выявления тех или иных видов деятельности и перспектив развития личности. С ее помощью решается целый ряд задач:

- определение готовности к школьному обучению на разных ступенях;

- выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личной сфере;

- дифференциация обучения;

- профориентация;

- реализация индивидуального подхода и др. [11, 12, 14].

Необходимость отслеживания различных сторон и аспектов развития личности ребенка, педагога, образовательного процесса в целом предполагает развитие особого диагностического аппарата, предназначенного для различных целей. Например, такое направление как экологическая психодиагностика разрабатывает методики, предназначенные для выявления различных аспектов психологических процессов, происходящих при взаимодействии человека (реальном или идеальном) с природными комплексами или отдельными природными объектами [5, 15].

Активно развивается в настоящее время валеологическая диагностика учебного процесса, состояния учащихся и учителей, уровня сформированности валеологической культуры и др. [8, 9].

В рамках направления «Безопасность жизнедеятельности» и психологии начинает развивается диагностика опасностей как природного и техногенного характера, так и социальных. К числу объективных показателей (индикаторов) социальной безопасности можно, например, отнести результаты измерений степени загрязнения окружающей среды, статистические оценки состояния и тенденций количественных и качественных изменений параметров преступности, девиантного поведения (суицид, алкоголизм, наркомания и т.д.). К субъективным показателям относят сведения о представлениях индивидов, социальных групп и общества по поводу той или иной деятельности и ее результатов; они отражают реальные опасности и угрозы в сознании людей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.