Ресурсы и условия этнического туризма
Свойство экзотичности (отличительности) выделяет этнологические историко-культурные туристские ресурсы. К ним относят сохраненные этнические особенности коренного населения: поселения, их внешний облик и внутреннее устройство, народное зодчество, предметы, характеризующие бытовой уклад, орудия и результаты труда как свидетельство многообразия форм и характера основных и подробных занятий населения, одежда и украшения, предметы народного промысла и народно-художественного творчества, предметы, используемые при совершении ритуальных действий, обычаев, обрядов и др. Памятники этнографии отражают этнические и культурно-бытовые процессы народов, населяющих территорию, как в далеком прошлом, так и в настоящее время. Знакомство с этнографическими памятниками обогащает туристов знаниями о происхождении и расселении племен и народностей, специфике формирования их культуры и образа жизни, их исторических и культурно-бытовых особенностях. Этнографические особенности населения представляют значительный интерес для туристов, поскольку этническое разнообразие делает общество многоаспектным, вариативным. Этнический туризм – это вид туризма, основной целью которого является познание подлинной жизни того или иного этноса в исторически обусловленном месте его проживания.Необходимо различать этнический и этнографический туризм. Этнографический туризм - это организация специфических путешествий, имеющих главной целью сбор, изучение и анализ информации, связанной с расселением, культурой, традициями, бытом, религией, обрядами и другими атрибутами, присущими любому народу (этносу), в сочетании с иными целями путешествующих. Таким образом, этнографический вид туризма в подавляющем большинстве случаев можно отнести к академическому (научному, образовательному). Этнический туризм – путешествия, для организации которого используются этнические особенности местного населения (сохранившиеся или специально восстановленные). Главная цель людей, решивших принять участие в этническом туризме - рекреация, получение новых знаний и удовлетворение духовных потребностей. Интерес к этническому туризму нарастает, что подтверждается увеличением количества туристов, желающих познать жизнь самобытных народов, а также проявлением инициативы этническими общностями, обусловленным большим количеством социальных функций, которые выполняет этнический туризм. В частности, этнический туризм способствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов, помогает сохранению культурного, социального и ландшафтно-экологического разнообразия; способствует укреплению чувства идентичности и дальнейшему сохранению культуры региона, сохраняет многообразие и многоликость современного мира, способствует возрождению местной кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремесел. Этнический туризм можно разделить на две основные категории. Во-первых, это посещение селений определенных народов, ныне существующих, которые еще сохранили свои культуру и быт. Такие поселения бывают как постоянные, так и временные. Например, это стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и др. Типы таких поселений существуют во многих странах. Во-вторых, этнический туризм может включать в себя знакомство с музеями народного быта. Для этнического туризма большое значение играет критерий подлинности. Критерий подлинности это оценочная категория, которая характеризует особенности этнического культурного объекта, его возможности предоставить туристам исторически сохранившуюся подлинную жизнь этноса. Благодаря оценочной категории подлинности, выделяют две разновидности этнического туризма: поверхностный этнический туризм и глубокий этнический туризм. Какой будет данный туризм, в большей степени зависит от того, на сколько сильно турист погружается в познание этноса. И конечно учитывается время, которое отведено туристу для знакомства с этносом. Основные цели этнического туризма можно признать: 1. Удовлетворение познавательного интереса и духовных потребностей человека, получение ярких оригинальных впечатлений от путешествия. 2. Ознакомление туристов с традициями, бытом и культурой различных этносов, благодаря чему происходит формирование представления о поликультурном многообразии Мира. 3. Предоставление туристам возможность оценить значение исторически сохранившейся подлинной жизни этноса, где сохранена самобытность: культура, традиции и быт не повержены воздействию со стороны инородных культур. 4. Укрепление толерантного отношения между представителями разных народов мира. 5.Вовлечение представителей коренного населения для ознакомления туристов с бытом, культурой, традициями и обычаями различных народов. 6. Мотивы ностальгического характера. Исторически сложилось так, что проживания тех или иных этнических групп чаще всего выходит за пределы одного региона. Поэтому особенностью этнического туризма является его межрегиональный характер, а следовательно, это взаимовыгодное сотрудничество между отдельными регионами в сфере туризма. В этническом туризме присутствуют такие особые составляющие, как самобытная культура этнических народов и территория, на которой те или иные народы проживают. Поэтому, при развитии этнического туризма, в той или иной области, нужно должным образом обеспечивать сохранность природной территории, без которой, тяжело представить оказание качественной услуги, в виде этно-туристского продукта. Основным рекреационным ресурсом, в этническом туризме, является определенная этническая группа, что приводит к значительному усилению личностного аспекта при реализации туристского продукта. Количество предоставляемых туристских услуг, чаще всего, зависит от сезона, в том числе, от природно-климатических условий. Этнический туризм в меньшей степени зависим от сезонных колебаний. В странах, где сохраняются национальные черты в бытовой жизни и культуре, имеется больше дополнительных условий для развития туризма. Для организаторов путешествий и для туристов, неотъемлемым требованием считается знание этнических норм и правил народа, проживающего в местности, где запланирована туристская деятельность. Этническая структура коренного населения может оказать как положительное, так и негативное действие на развитие туризма. Одними из серьезных препятствий в развитии туризма являются современные межэтнические конфликты. Проектировщику программы путешествия важно знать культурно-исторические основы того этнического общество, на территории которого запланирована туристско-рекреационная программа. Рекреант обязан соблюдать принятые местные поведенческие традиции. Необходимо, перед тем как отправить клиента в путешествие, предупреждать его о возможных сложностях при контакте с местными жителями, особенно если это связано с возможными религиозными или расовыми различиями. В процессе проектирования программы этнического путешествия, необходимо выявить и оценить этнические особенности территории. В некоторых регионах у туристов есть возможность увидеть настоящие традиционные формы поселений, познакомиться с народной архитектурой строений и национальным укладом жизни местного населения. У каждого народа свой тип поселений, очень отличающийся друг от друга. Это обнаруживается в планировке жилья, двора и устройстве хозяйственных построек, расположении ворот, входа в дом. Жилые здания различны в материалах, которые применяются при строительстве. А также различны технологии строительства, планировка, тип половых покрытий, структура окон и крыш, различно декоративное убранство. Поэтому по внешнему и внутреннему виду, всегда можно определить к какой культуре принадлежит та или иная постройка. В народном строительстве чаще всего встречается национальный рисунок (резьба, роспись и др.). Также большое различие есть в устройстве очага. Печь – ведущие составляющие каждого хозяйства. Это и тепло и пища в доме. Очень важно ее местоположение, размеры и устройство. У всех народов печь различается по внешнему виду. Также различие есть и в традиционном виде топлива (дрова, торф, уголь). Туристов может заинтересовать и то, как те или иные народы освещали свои жилые помещения, как выглядела их мебель, ее размещение в доме, предметы домашнего обихода, ковры, посуда, предметы культа и др. Особенность хозяйственных строений складывалась в связи с занятием той или иной семьи. При домах могли существовать хлев, конюшня, месть для откармливания свиней, птичник, сеновал, амбар, погреб, ледник, яма для овощей, баня, и т.д. Каждый народ имел свое средство передвижения (лошадь, верблюд, осел и другие). Имелся и свой вид транспорта телега, коляска, повозка, сани, собачья упряжь и другие. И в зависимости от этого у каждого народа были свои пути сообщения. Например, проселочные и шоссейные дороги, лесные тропы, полевые, горные, водные пути сообщения. Очень популярно среди туристов передвижение на какое-либо расстояние с помощью национальных средств транспорта. Турагентства предпочитают включать это в программу путешествия.
Для коллекционеров могут представлять интерес материалы по вопросам семейных, общественных отношений и религии. Кроме вещей и фотоснимков туристы приобретают рисунки, изготовленные местным населением, письменные документы— грамоты, договоры, рецепты, автобиографии, тексты песен и заговоров, трафареты узоров вышивки, кружева с местными названиями и т. п. Многие обряды и традиции местного населения хранят память о традиционных формах хозяйственных занятий. Так, с земледелием, животноводством зачастую связаны обряды и обычаи, верования, гадания, народные календари и др. Народные художесвенные промыслы – центры производства сувенирной продукции, пользующейся большим спросом у туристов. Основные центры народных художественных промыслов Европейской части России : Вологда (Вологодская обл.) — кружева, плетенные на коклюшках (деревянных палочках)с использованием плотной ,непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмы, «вилюшкой» на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Холмлогоры (Архангельская обл.) — резьба по кости шкатулок, ларцов, предметов быта с изображением сценок охоты, библейских сказаний и др. Дымково (Кировская область) — глиняная яркая дымковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка Жостово (Московская обл.) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых лаком Гжель (Московская обл.) — художественная керамика с исполненной вручную синей росписью по белому фарфору Павловский Посад (Московская обл.) — шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали Сергиев Посад (Московская обл.) — детские игрушки, матрешки, куклы-неваляшки, шкатулки, елочные украшения, пасхальные яйца, керамика, иконы Богородское (Московская область) — изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины), преимущественно с механизмом, позволяющим игрушкам двигаться. Хотьково (Московская обл.) — резьба по дереву затейливых орнаментов, напоминающих узоры вышивки на шкатулках, ларцах, ковшах и т.д. Федоскино (Московская обл.) — миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях Белев (Тульская обл.) — кружевоплетение Филимоново (Тульская обл.) — изготовление расписных глиняных игрушек Палех (Ивановская обл.) — миниатюрная лаковая живопись Гусь-Хрустальный (Владимирская обл.) — художественные изделия из стекла Скопин (Рязанская обл.) — гончарный промысел Михайлов (Рязанская обл.) — кружевоплетение; единственное в мире цветное кружево, отличающееся богатством ярких красок. В композициях используются только натуральные материалы — лен, хлопок, шерсть Кадом (Рязанская обл.) — традиционная ручная вышивка по белому, получившая название «вениз» Шилово (Рязанская обл.) — плетение из лозы предметов домашнего обихода Городец (Нижегородская обл.) — яркая роспись красками с белой и черной графической обводкой, золотая вышивка, лозоплетение, гончарное искусство, резьба по дереву Богородск (Нижегородская обл.) — кожевенный, гончарный промысел, художественная керамика Семёнов (Нижегородская обл.) — хохломская роспись, декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным и золотым цветом по чёрному фону Касли (Челябинская обл.) — художественное литье из чугуна Златоуст (Челябинская обл.) — чеканка по стали, изготовление гравюр, холодного оружия. Религия играет заметную роль в жизни народов, это неотъемлемая часть большинства культур. Следовательно, турист не сможет познать культурологические особенности страны (региона) без знакомства с религиозными традициями, в том числе и церковными. Во многих странах культовые сооружения являются также и выдающимися памятниками культуры: мировое значение имеют многие христианские церкви, буддистские храмы, мусульманские мечети. Наряду с тремя мировыми религиями в России существуют и другие. Так, у народностей, например, на севере дальнего Востока, горах Алтая, наблюдаются зачатки религии, проявляющиеся в большей степени как элементарные верования. Некоторым из них присущ тотемизм (вера в сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом животных, растений или даже явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также на природные явления). Еще большее распространение наряду с магией и тотемизмом имеют такие формы религии, как анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызова дождя и т. п.). Объектами почитания становятся духи животных, растений, различных явлений природы, т. е. культ природы. С ним связаны промысловые культы. Характерен и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства). У народов, проживающих на севере Евразии и в наше время широкое распространение получили культы предков-покровителей и племенных вождей, разнообразные земледельческие и скотоводческие культы. Религиозные обряды, традиции, праздники - фактор, который может побудить верующего совершить религиозное паломничество. Наибольшую известность получило паломничество мусульман в Саудовскую Аравию к священному камню Кааба, индуистов к священному Гангу и христиан к гробу Господню. Проблемы, связанные с религиозными различиями, могут обостриться в ходе посещения туристами культовых сооружений иных конфессий. Поэтому уважительное отношение туристов к религиозным традициям местного населения (как, впрочем, и иных традиций) обязательное условие успешности тура. Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Религиозный туризмимеет большое значение для духовной культуры нации. В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. в России началось новое обращение множества людей к религии, в первую очередь к православию. Стали возрождаться монастыри и храмы. Как известно, в статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает одного года. С точки зрения теории туризма паломники, если они выехали за пределы обычной среды своего проживания, например для посещения известного православного монастыря на неделю будут считаться туристами. Таким образом, туристом, путешествующим с религиозными целями, может быть признан человек, выезжающий за пределы обычной среды проживания на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Термин «религиозный туризм» объединяет виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм, имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной тематики. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм. Паломничество можно трактовать как странствие людей для поклонения святым местам. Паломнический туризм как разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма и т.д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни. Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием — для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В христианстве получило развитие пешее паломничество, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничество, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них. Участники религиозного туризма могут быть сегментированы на следующие категории: глубоко верующие (соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время); верующие люди (отмечают большинство праздников, как правило, соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа, готовы жить в монастырях, но уже не столь длительный срок); интересующиеся религией (люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике, как правило, не соблюдают постов, им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они бы не хотели); люди не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками (к этой группе так же можно отнести детей и подростков, совершающих путешествие, например, образовательного или культурно-познавательного плана). Для первых двух групп целью посещения религиозных святынь является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. Для оставшихся групп характерны экскурсионные маршруты. Культовым (религиозным) туризмом называют путешествия, основанные на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида: посещение культовых сооружений в религиозные праздники и посещение святых мест с целью отпущения грехов. По традиционным христианским религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться обычно не менее 10 дней и чаще всего приходиться на религиозные праздники. В наши дни паломничество может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, по желанию паломников или в зависимости от возможностей места приема. Они, как правило, проходят в течение нескольких дней. Паломнические поездки заключаются в реальном участии паломника в жизни храма или монастыря, включая возможность посещения богослужения, совершения молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути. Следовательно, организатором путешествий следует учитывать особенности размещения и питания туристов, специфику экскурсионного маршрута, выбор объектов показа, содержание и формы подачи экскурсионной программы. Обычно паломники выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они готовы останавливаться на ночлег в кельях монастырей, в палаточных городках, могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Во время постов пища православных паломников постная. Святыми местами, к которым устремляются паломники могут являться монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого. Экскурсионно-познавательный туризм рассматривается в рамках экскурсионного туризма религиозной тематики, когда предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Экскурсионно-познавательные маршруты в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных маршрутов, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых экскурсиях могут участвовать как паломники, так и экскурсанты. Религиозно-познавательные и паломнические маршруты объединяют,прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа. Следует помнить, что паломнический туризм мотивирован религиозно, познавательный туризм- познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д. Какразновидность паломнического туризмарассматриваетсядуховно-паломнический туризм. К нему относят, например, путешествия туристов из России на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. В Индии системами привлечения таких туристов служат ашрамы — центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными учителями. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик — помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы. Религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики.К таким поездкам относят экспедиции ученых, которых интересуют объекты религиозного наследия — рукописи, различные культовые предметы, найденные, в том числе благодаря археологическим раскопкам. Россия - многонациональная и много конфессиональная страна. Однако подавляющая часть верующих это православные христиане. Поэтому и главные потоки паломников устремляются к храмовым и монастырским святыням православия. Проводя этнологический анализ важно помнить, что этнические традиции, явления меняются во времени. В настоящее время местное население часто искусственно усиливает акценты, проводя то или иное мероприятие, основанное на этнических традициях, с целью привлечения внимания туристов. В обыденной жизни традиционные народные устои в наибольшей степени сохраняются в свадебных и погребальных обрядах. Для путешествующих с целью изучения этнических особенностей населения, важно информация о смысле и значении деталей обряда, роли его отдельных участников, содержании песен, особенностях свадебной одежды, убранства праздничного стола и кушаний. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что этнический туризм имеет очень много интересных особенностей, тем самым, делая путешествие с углублением в этнос востребованным. Под этнографическим туризмом, в самом общем виде, подразумевается знакомство с основами материальной и духовной культуры народа и средой его обитания. Причем его более или менее ярко выраженные элементы, как подчеркивали участники конференции, присутствуют во многих видах туризма – от культурно-познавательного до экстремального. Есть и отчетливо выраженный интерес к «этническим» маршрутам, что доказывает недавно проведенное по заказу Ростуризма социологическое исследование. В такие туры хотели бы отправиться 88% опрошенных, при этом 91% респондентов заявили, что информационных (в первую очередь этнографических путеводителей) и рекламных материалов об этом явно недостаточно. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|