Здавалка
Главная | Обратная связь

Ресурсы и условия военно-исторических путешествий



 

Во многих странах имеется немало военно-исторических объектов, активно используемых для проведения военно-исторического вида путешествий. Поля сражений являются объектами культурного наследия, для которых характерны сложность состава и разнообразие находящихся на их территории памятников. Поля битвы традиционно активно используются организаторами туризма в качестве экскурсионных объектов.

Количество полей сражений, местонахождение которых достоверно известно и ландшафт которых хотя бы частично сохранился в неизменном виде, в Мире исчисляется сотнями. По мнению специалистов поля сражения в настоящее время относятся к наиболее уязвимым объектам культурного наследия. В России актуальной в последние десять лет стала проблема застраивания, а также зарастания и запустения открытых пространств на полях сражений из-за резкого сокращения объемов сельскохозяйственной деятельности. Главная причина таких негативных процессов состоит в недооценке как федеральными и местными властями, так и обществом в целом большого культурного потенциала и многообразия ценностей, которыми обладают поля сражений как объекты наследия. Государственные органы, как правило, обращают внимание лишь на монументы, используя их для официальных политических мероприятий. В туристских целях на полях сражений используются лишь отдельные объекты показа, в первую очередь, опять же,— монументы и мемориальные объекты.

Концепция культурного ландшафта предлагает принципиально иной подход к характеристике полей сражений как объектов наследия, позволяющий наиболее адекватно отразить закономерности и оценить перспективы их развития. Каждое поле сражения является уникальным как в историческом, так и в природном отношении. В формировании и древних, и современных полей сражений как объектов наследия можно выделить ряд общих характеристик и этапов.

Во все времена поля сражений не создавались, а выбирались.Для участия в битвах десятков и сотен тысяч человек, кавалерии, а позднее — военной техники, требовалась территория в десятки квадратных километров с особым соотношением открытых и закрытых пространств, высот и впадин. Все поля сражений располагались у дорог или рек, нередко в местах их пересечений. В древности и средневековье сражения зачастую происходили на незаселённых территориях в природном ландшафте. Начиная с XVII в. сражения происходили чаще всего в сельской местности.

Степень сохранности первичного ландшафта поля битвы определяет узнаваемость местности как поля сражения. Основными параметрами первичного ландшафта поля сражения, важными для характеристики культурного ландшафта, впоследствии формируемого на его месте, являются: географическое положение местности, степень и характер её использования, объёмно-пространственные характеристики основных элементов природного (поля, леса, реки, овраги, возвышенности) и искусственного (дороги, населённые пункты, отдельные здания и сооружения) происхождения, функциональные взаимосвязи и пространственное сочетание элементов ландшафта. Совокупность этих характеристик отражает военно-оборонительный потенциал данной местности, делает возможным её использование не только в хозяйственных, но и в военных целях. Наиболее очевидно этот потенциал первичного ландшафта выражен в тех случаях, когда местность становится полем сражения неоднократно, как это было на Бородинском поле в 1812 и в 1941 гг.

Территория становилась полем сражения в результате совпадения во времени и пространстве множества объективных и субъективных факторов. Превращаясь в позицию для расположения войск, основные элементы первичного ландшафта не столько изменялись материально, сколько получали временноновое функциональное назначение. Отрицательные формы рельефа — овраги, долины рек, лощины — становились естественными препятствиями или укрытиями, высоты — опорными пунктами или артиллерийскими позициями, поля — пространством для размещения войск и маневра, леса — преградами и прикрытиями резервов. Населенные пункты и каменные строения использовались как центры оборонительной позиции. Они же были главными целями атакующих действий наступающей стороны.

Иногда на позиции, выбранной для сражения, до его начала ни одна из сторон не ставила своей целью или не успевала соорудить какие-либо оборонительные укрепления. Так, в частности, было на Куликовом поле в 1380 г. В более типичных ситуациях обороняющаяся сторона создавала укрепленный лагерь, строила земляные укрепления для артиллерии и пехоты, оборудовала пути для передвижения своих войск (мосты, просеки), разбирала или сжигала деревянные постройки в предполагаемой зоне боевых действий. Инженерную подготовку местности проводила и наступающая сторона. Вплоть до начала XX в. количество целенаправленно созданных в ходе подготовки к сражению искусственных объектов было невелико и занимало весьма незначительную часть общей площади поля битвы.

В результате интенсивного, но кратковременного разрушительного воздействия на оборудованный для ведения боевых действий ландшафт возникает новый тип ландшафта. Материальные следы сражения состоят из разрушенных укреплений, преобразованных элементов первичного ландшафта, использованных боеприпасов, обломков оружия, захоронений. Всё это является материальным свидетельством битвы. Информация о сражении первоначально состоит из немногочисленных документов и гораздо большего объёма сведений и эмоциональных впечатлений, зафиксированных в памяти его участников и очевидцев. Степень разрушения элементов первичного ландшафта зависит от численности войск, используемых видов оружия, интенсивности боевых действий. Однако при этом большая часть из этих элементов сохраняется. Исключение составляют лишь некоторые населённые пункты и отдельные сооружения. Все сохранившиеся элементы ландшафта приобретают новую культурную ценность, становясь памятными местами и памятными объектами,как свидетели сражения.

Специфические элементы военно-исторического ландшафта поля сражения сравнительно немногочисленны. Их особое функциональное военное назначение кратковременно и неповторимо. Сохранить целостность и аутентичность военно-исторического ландшафта невозможно в принципе. Военно-исторический ландшафт поля сражения — это развивающаяся динамичная территориально-пространственная система. При переводе данной территории в объект культурного наследия, необходимо учитывать, что продолжающиеся природные процессы, ведут к изменению и уничтожению материальных свидетельств сражения. В первую очередь исчезают следы разрушений в природных элементах ландшафта — «раны войны». Разрушенные земляные укрепления оплывают и превращаются в зарастающие руины. Дольше всего материальные следы сражения сохраняет сама земля. Почва, насыщенная смертоносным металлом и пропитанная кровью, даже при условии регулярной распашки может сохранять свидетельства битвы на протяжении многих столетий. На отдельных участках может образоваться археологический культурный слой поля сражения.

Военно-исторический ландшафт поля сражения может полностью утратить все материальные свидетельства события, сохранив в своём информационном слое лишь название и (или) дату битвы, которые не позволяют определить с достаточной точностью даже её место. Это происходит в том случае, если жизнь на поле сражения не возобновлялась в течение многих столетий или оно стало местом расселения нового этноса (например, битва на р. Калке, 1223 г.). Во всех других случаях сохраняется возможность установления места битвы и развития комплекса в виде памятного природно-исторического комплекса. На сохранность поля битвы влияет и возобновление мирной жизни, его использование по первоначальному назначению. Начало этого процесса — сбор трофеев и захоронение человеческих и конских трупов. Захоронение или сожжение останков павших воинов сопровождается появлением на поле сражения десятков или сотен братских могил и (далеко не всегда) первых памятных знаков на них — земляных курганов, каменных пирамид, деревянных крестов, сделанных из подручных материалов обелисков с надписями. Восстановление населенных пунктов и традиционных форм природопользования является необходимым и наиболее эффективным средством сохранения памятных мест и объектов — полей, лесов, оврагов, дорог, зданий и сооружений. В течение одного-двух десятилетий военно-исторический ландшафт, изменяясь, приобретает облик, близкий к тому, который был до сражения. Для сохранения мест памятных боев важное значение имеет их мемориализация. Процесс мемориализации поля сражения — это не только установка на нём разнообразных памятных знаков, но и закрепление в народной памяти прямой ассоциативной связи между историческим событием и местностью, на которой оно произошло.

Интегральным выражением особой ценности поля сражения является превращение названия местности в символическое понятие международного или национального масштаба (например, Сталинградская битва). Символическую и легендарную ценность места сражения выражает топоним Куликово поле. Мемориальная ценность поля битвы в первую очередь осознаётся родственниками погибших и оставшимися в живых участниками. Как правило, именно они устанавливают на поле сражения первые памятные знаки — надгробия. Поскольку зафиксировать после сражения места захоронения отдельных воинов и даже генералов удаётся далеко не всегда, количество индивидуальных надгробных памятников на поле сражения исчисляется единицами. Количество надгробий на братских могилах также несопоставимо меньше количества захоронений.

Символические памятники государственного значения устанавливаются на полях сражений через несколько десятилетий, еще при жизни ветеранов битвы или к юбилейным датам. В зависимости от национальных традиций это может быть монумент, часовня, храм. В России традиция строительства храмов на полях сражений насчитывает много веков. Свидетельство этому — храм Михаила Архангела, построенный в XV в. у места Ледового побоища. Иногда памятники символического значения появляются через несколько веков (Куликово поле). Все они выражают особую историческую ценность места сражения, патриотизм, предостережение возможному противнику. Примером этого является Бородинский монумент 1839 г.

Признание военно-исторической ценности поля сражения выражается в установке памятных знаков на командных пунктах полководцев, местах расположения воинских частей, памятных местах, связанных с эпизодами битвы. Признание военно-исторической ценности поля сражения иногда сопровождается восстановлением укреплений.

Культурно-историческая ценность полей сражений выражается превращением их территорий в достопримечательные места, предназначенные для осмотра туристами. Одновременно на некоторых из них создаются музеи с экспозициями. Старейшим в мире из музеев, существующих в настоящее время на полях сражений, является Бородинский музей-заповедник (1839 г.), первым экспонатом которого стал план Бородинского сражения из Военно-топографического департамента.

Композиционные элементы музейно-мемориального комплекса поля сражения образуют сложную систему смысловых и визуально-пространственных взаимосвязей.

Памятники-свидетельства являются материальным подтверждением самого факта сражения на данной территории, его масштабов, служат важным источником для научной реконструкции хода боевых действий. Эти памятники отражают деятельность по подготовке к сражению, ход боевых действий, их результаты и делятся на: укрепления, культурный слой, захоронения. Эти объекты являются ключевыми в культурно-природном комплексе поля сражения как по своей ценности, так и по расположению на местности, с которой они неразрывно связаны. Сохранность их количества и состояние каждого имеют важное значение для оценки аутентичности и целостности местности поля сражения. Несмотря на многолетнее перепахивание полей и участившиеся появления «кладоискателей» с современной техникой, можно предположить, что количество сохранившихся на некоторых полях сражений воинских артефактов достаточно велико для того, чтобы считать почвенный слой в зоне боевых действий памятником-свидетельством.

Памятные знаки на полях брани фиксируют на местности информацию о событиях и их участниках. Они зачастую являясь гарантией сохранения памяти о выдающемся военном событии. К памятным знакам можно отнести: символические монументы, мемориально-архитектурные комплексы и здания, памятники воинским частям, надгробия, памятники участникам сражения, музейные экспозиции, информационные знаки. Сохранение памятных знаков на полях сражений является проблемой организационно-финансовой и технической. Хотя всем понятна необходимость их периодической реставрации, тем не менее, во всех странах средств, выделяемых государством для этого, не хватает. Памятные знаки подвергаются разрушению и уничтожению в периоды резких общественных изменений, при сменах общественных приоритетов, когда монументы и храмы на полях сражений уничтожаются как символы отвергнутого прошлого. Это, например, происходило в нашей стране в отношении памятников первой мировой войны в течение 1920-х и в первой половине 1930-х годов.

В современных условиях целесообразно развивать компактные мемориально-архитектурные комплексы с музейными экспозициями, например (императорское имение в селе Бородине), или использовать в музейных целях усадебные комплексы.

В условиях интенсификации хозяйственной деятельности и массового внедрения индустриальных технологий во все сферы жизни, большинство полей сражений может сохраниться в качестве объектов наследия только в том случае, если они будут рассматриваться как объекты музейного показа, объекта музейно-мемориалъного наследия. Так, при разработке проекта по создание мультимедийной модели развития мемориально-экспозиционных комплексов Бородинского музея-заповедника, была создана компьютерная программа, позволяющая восстанавливать визуальные модели пространственных объектов поля битвы в современном состоянии, ретроспективеи проектируемом виде.

Есть памятники, которые привлекали, и будут привлекать к себе особое внимание туристов. Слава этих мест столь велика, что люди хотят своими глазами увидеть их. Все сказанное в значительной мере может быть отнесено к памятникам военно-оборонительного профиля. Они весьма аттрактивны для туристов, поскольку история их либо широко известна, либо до сих пор таит в себе не разгаданные тайны. Много событий видели на своем веку крепости и замки. Вновь и вновь возвращаются к ним археологи и историки, писатели и поэты, художники и путешественники. Люди готовы всматриваться в древние руины, в почти стер­тые надписи и рисунки, пытаясь восстановить об­лик разрушенной цитадели. Дух патриотического порыва, иногда романтики усиливается легендами, сказаниями. К сожалению, время неумолимо. На месте существовавших крепостей порой сохранились лишь фрагменты стен, а то и просто земляные холмы указывают на место их реального нахождения. Однако, есть на территории нашей страны и счастливые исключения. Они, в основном, сосредоточены на бывших рубежах и расположены в Северо-Западном и Центральном регионах Европейской части России. Многие из крепостей являются или могут стать центрами туризма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.