Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА



 

Комментарий к главе 2

 

Институт прав и свобод - довольно сложный и многоаспектный феномен. Во-первых, права и свободы человека и гражданина являются составным элементом более широкого института конституционного права - правового положения личности. Во-вторых, их важное не только правовое, но и общечеловеческое, гуманитарное значение формирует особое отношение к данному институту со стороны законодательных и правоприменительных органов, конституционной политики и практики.

Задача Конституции - закрепить так называемые основные фундаментальные права и свободы.

Понимание под основными фундаментальными правами именно конституционных прав получило широкое распространение с середины XIX в. <1>. Это нашло выражение, например, в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. "Какое бы обозначение ни выбиралось, речь, по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина, и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Права человека: Учебник для вузов. М., 2001. С. 134.

<2> Государственное право Германии: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 167.

 

В современный период большинство исследований к основным правам, свободам и обязанностям относят также те наиболее важные, общезначимые, которые урегулированы международно-правовыми документами. Если какие-либо из них не определены в конституции государства, являющегося участником международно-правовых отношений, регулируемых данным международно-правовым актом, они не только фактически, но и юридически рассматриваются и применяются на территории данной страны в качестве основных. При этом речь должна идти о наиболее важных международно-правовых актах, которые определяют общечеловеческие международно-правовые стандарты в области регулирования прав, свобод и обязанностей личности. К основополагающим документам в области прав человека, имеющим универсальный характер, относятся акты ООН: Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, и целый ряд других.

На рубеже XX - XXI вв. коренным образом меняется концепция международной безопасности, которая существенно затрагивает, прежде всего, человека, его правовой статус. Если в 1945 г. ООН была создана для того, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий межгосударственных глобальных войн, то в настоящее время наряду с этой задачей все более актуализируется проблема защиты населения и отдельных людей от внутренних вооруженных конфликтов, разрастающегося международного терроризма, имперских устремлений доминирующей в мире державы (в настоящее время такой силой являются США). В результате названных факторов, а также неуклонного расширения незаконной торговли оружием, наркобизнеса и других форм хорошо организованной, в том числе в международном масштабе, криминальной деятельности условия жизни отдельного человека, социальных групп и народов все более усложняются. Это заставляет мировую общественность и государства прилагать новые усилия к обеспечению безопасности человека, наций и народов, расширять и конкретизировать систему общепризнанных и основных прав и свобод человека и гражданина.

 

Статья 17

 

Комментарий к статье 17

 

1. Конституция РФ в ст. 2 установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основании общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией. Таким образом, в указанных положениях Конституции наблюдаются некоторые разночтения: ст. 2 устанавливает обязанность государства по признанию, соблюдению и защите права человека, а ч. 1 данной статьи - по признанию и гарантированию. Вместе с тем по своему юридическому значению ст. 2 гораздо шире, нежели ч. 1 ст. 17 - в последней упор сделан не на признании прав как таковых, а на признании и гарантировании их на уровне международных стандартов и в соответствии с Конституцией РФ.

Признание прав и свобод человека и гражданина означает, что они не даруются и не отбираются у человека государством произвольно, а существуют помимо государственной воли, которая самим фактом признания прав и свобод человека и гражданина подчинила себя их требованиям. Признание прав и свобод означает необходимость их конституционно-правового закрепления и дальнейшего развития в институтах различных отраслей права, а также и то, что деятельность всех государственных органов и должностных лиц должна совершаться с учетом имеющихся у человека прав и свобод. Гарантирование же по-другому означает "обеспечение". В науке права под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для всех и каждого <1>. Как правило, в самом общем виде гарантии делятся на общие (общесоциальные) условия и специальные, юридические средства. Общесоциальные (или материальные) условия, в числе которых выделяют экономические, политические, идеологические, а также социальные гарантии, позитивно влияют на реализацию, охрану и защиту прав, свобод и обязанностей личности. Специальные юридические гарантии представляют собой единые по правовой форме средства, призванные непосредственно обеспечивать правомерное пользование правами и свободами, исполнение обязанностей, охрану и защиту их в целях реальности получения благ, лежащих в их основе <2>.

--------------------------------

<1> См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 305.

<2> См.: Там же. С. 305 - 306.

 

Частью 1 комментируемой статьи установлено, что права и свободы человека и гражданина в России признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ наряду с международными договорами являются составной частью российской национальной правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следует подчеркнуть, что в настоящее время права человека регулируются как внутренним правом государств, так и международным правом, при этом наблюдается постоянно возрастающая роль международного права, проявляющаяся в детализированной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, а также в создании системы международного контроля за выполнением государствами взятых на себя обязательств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М., 2009. С. 8 - 9.

 

В Конституции не приводится определение понятия "общепризнанные принципы и нормы международного права". В самом международном праве нет единого юридического документа, содержащего полный и исчерпывающий перечень таких принципов и норм международного права, а также не выработаны и не нашли юридического закрепления конкретные условия общепризнанности указанных норм. В науке права делается вывод о том, что условием общепризнанности норм международного права не обязательно является их признание всеми государствами, а лишь большинством государств, включая Россию <1>.

--------------------------------

<1> См.: Барнашов А.М. Общепризнанные принципы и нормы международного права и их взаимодействие с нормами российского законодательства. М., 2004; Ромашов Ю.С. Об условиях общепризнанности норм международного права // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия: Материалы Всероссийского совещания (Москва, 24 декабря 2002 года) / Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой и А.В. Сычевой. М., 2004. С. 63, 74.

 

Международные стандарты в области прав человека закреплены в таких важнейших международно-правовых актах, как Устав ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.), Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г., Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 20 декабря 1952 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21 декабря 1965 г.), Международные пакты о правах человека 1966 г., Европейская хартия местного самоуправления, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18 декабря 1979 г.), Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (10 декабря 1984 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), Европейская социальная хартия (Страсбург, 3 мая 1996 г.), Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака от 21 мая 2003 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г., Конвенция о правах инвалидов 13 декабря 2006 г. и др.

Следует отметить, что взятое на себя Россией обязательство признавать и гарантировать права человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права означает также обязанность поддерживать и укреплять внутригосударственные стандарты социально-политических и юридических гарантий прав человека на уровне общемировых. Международно-правовой институт прав человека постоянно развивается, и Россия как полноправный член мирового сообщества не должна отставать в этом вопросе. С этой точки зрения отрицательно следует охарактеризовать нежелание России длительное время ратифицировать некоторые важные международные документы, в частности, Европейскую социальную хартию (в настоящее время ратифицирована с многочисленными оговорками <1>).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года" // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.

 

2. Под основными правами и свободами современная отечественная доктрина права понимает права, закрепленные в конституциях государств, и - шире - в международно-правовых актах о правах человека, в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах человека 1966 г. и Факультативных протоколах к нему, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., составляющих Билль о правах человека, также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной хартии 1961 г. <1>. Основные права принято выделять в особую группу, поскольку они представляют собой в некотором смысле "костяк" общего правового статуса личности, формируют базовое, стержневое его содержание, являются основой для разнообразных и многочисленных отраслевых правомочий индивида.

--------------------------------

<1> См.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009. С. 144 - 147.

 

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закрепляется неотчуждаемый характер основных прав и свобод человека и их принадлежность человеку от рождения. Данное положение основано на естественно-правовых представлениях о правах и свободах человека, господствующих в философии прав человека со времен утверждения Декларации независимости США 1776 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В преамбуле последней говорится, что "представители французского народа... приняв во внимание, что только невежество, забвение Прав Человека или презрение к ним являются единственными причинами публичных несчастий и разложения Правительств, приняли решение представить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права Человека...". Подобными же положениями открываются разделы о правах человека большинства современных конституций. Так, ч. 2 ст. 1 Основного закона 1949 г. ФРГ провозглашает приверженность немецкого народа нерушимым и неотчуждаемым правам человека как основе любого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире. Статья 11 Конституции Японии 1946 г. гласит: "Народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека... предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав".

В комментируемой статье акцент сделан на правах и свободах человека, которые, в отличие от прав гражданина, принадлежат всем и каждому - гражданам, лицам без гражданства (апатридам), иностранцам и т.д. - в силу самого факта рождения и являются неотъемлемыми. Согласно Конституции, каждому человеку принадлежат права на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу совести и многие другие. В категорию естественных и неотъемлемых прав и свобод человека как социобиологического существа входят как права личной (гражданской) направленности, так и позитивные социально-экономические права (на труд, собственность, жилище, охрану здоровья и др.), а также и некоторые политические права и свободы, например, свобода слова.

3. В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данный правовой принцип, важный для нормальной жизнедеятельности общества и государства, был закреплен еще в ст. IV французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., согласно которой свобода состоит во власти делать все то, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет только те пределы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти пределы могут быть установлены только законом <1>. Право не может предоставить человеку абсолютной свободы поведения, поскольку абсолютная свобода одного может обернуться полной несвободой другого, наоборот, существование в обществе правовых установок призвано разумно ограничить полную свободу человека с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности общества в целом. Абсолютная свобода действий без каких-либо ограничений всегда выливается в хаос, беспорядок. Оправданное сдерживание свободы действий человека производится при помощи норм морали, правовых и других правил поведения, принятых в обществе. Обращение к разуму и совести человека при пользовании правами и свободами содержится в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, в которой сказано: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Также во Всеобщей декларации (п. 2 ст. 29) утверждается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

--------------------------------

<1> См.: Избранные конституции зарубежных стран: Учеб. пособие / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2011. С. 199.

 

Статья 18

 

Комментарий к статье 18

 

1. В демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ч. 1 ст. 1, ст. 2 Конституции РФ). В комментируемой статье закреплено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции РФ. Это "конституционная реальность, с которой нельзя не считаться" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. 14 авг. N 33. Ст. 3424.

 

Непосредственное действие конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из принципов высшей юридической силы и прямого действия конституционных норм (ч. 1 ст. 15) и означает, что в общественных отношениях данные права и свободы осуществляются напрямую со ссылкой на Конституцию РФ.

В теории и практике российского конституционализма подобное правило является новеллой, однако оно встречается в некоторых более ранних зарубежных конституциях. Например, Конституция ФРГ от 23 мая 1949 г. в ч. 3 ст. 1 закрепляет, что "...основные права как непосредственно действующее право обязывают законодательство, исполнительную власть и правосудие" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Избранные конституции зарубежных стран: Учеб. пособие / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 209.

 

Принцип непосредственного действия основных прав и свобод не означает отсутствия необходимости конкретизации и детализации конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, в текущем законодательстве. Российская Конституция - небольшой по объему документ, конституционные нормы сформулированы весьма сжато, и зачастую требуется разработка конкретных правил и процедур, регулирующих порядок реализации и защиты тех или иных прав или свобод, и закрепление их в законах. Например, содержание права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции) раскрывается в Жилищном кодексе РФ и ином жилищном законодательстве, право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции) - в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1>, в Законе РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и в ряде других законов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

 

Некоторые конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, содержат прямое указание на необходимость принятия соответствующего федерального закона, упорядочивающего их реализацию. Например, согласно ст. 25 Конституции РФ, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Или на основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Вместе с тем отсутствие соответствующего федерального закона, который бы определял порядок и условия реализации и защиты конституционного права, не является препятствием для его реализации.

Так, в 1996 г. в Конституционный Суд РФ были представлены материалы <1>, согласно которым гражданин Д.С. Маслов - член религиозной организации "Свидетели Иеговы", несколько раз по религиозным мотивам отказывавшийся от призыва на действительную военную службу и выражавший желание о ее замене альтернативной гражданской службой, приговором Беловского городского народного суда от 4 мая 1994 г. был осужден по ч. 1 ст. 80 УК РСФСР к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора. 24 октября 1995 г. после отказа от очередного призыва на военную службу он вновь был привлечен к уголовной ответственности.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 мая 1996 г. N 63-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Беловского городского народного суда Кемеровской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 - 1996. М., 1997.

 

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Однако Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в 1996 г. еще не существовало, он был принят только в 2002 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

 

Конституционным Судом РФ было установлено, что отсутствие федерального закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для осуществления гражданами их конституционного права в полной мере, прежде всего применительно к "иным случаям", которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции РФ должны устанавливаться именно в таком законе. Но буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции РФ) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования.

С момента принятия Конституции РФ, закрепившей право граждан, обязанных нести военную службу по призыву, на замену последней альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59), и до момента принятия развивающего данную конституционную норму Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" прошло немало лет. На этот счет также имеется указание Конституционного Суда РФ, согласно которому в случаях, когда право, для защиты которого необходимо принятие закона, непосредственно закреплено в Конституции РФ, исполнение подобной обязанности по принятию соответствующего закона должно осуществляться скорейшим образом и не может откладываться на неограниченный никакими рамками срок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867; Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. N 101-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Бровченко Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав Положением об адвокатуре РСФСР, частью второй статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации и рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" // СПС "КонсультантПлюс".

 

2. Согласно комментируемой статье, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данная норма находится в тесной системной связи с положением ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Другими словами, основные права и свободы являются той ценностью, ориентироваться на которую в своей деятельности должен парламент и другие участники процесса законотворчества, обязанные принимать законы, основанные на общепризнанных правах и свободах человека, не отменяющие и не умаляющие их каким-либо образом. Подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения и т.д.) принимаются органами исполнительной власти во исполнение законов и не должны им противоречить. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>). Следовательно, вся правовая система, пронизывающая все уровни публичной власти в Российской Федерации, должна строиться исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, тем более что вообще достаточно трудно выделить нормативный правовой акт, так или иначе не затрагивающий реализацию прав человека.

--------------------------------

<1> Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

Все органы публичной власти в своей ежедневной деятельности обязаны учитывать конституционные требования признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), права и свободы должны быть для этих органов приоритетом, своеобразной точкой отсчета и одновременно целью их функционирования. Высшим гарантом осуществления и защиты прав и свобод граждан в иерархии органов публичной власти является Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), несмотря на то что в комментируемой статье он напрямую не упомянут.

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации обеспечиваются правосудием. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы <1>. В числе подобных действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд, Закон упоминает коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. При этом гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, как непосредственно в суд, так и к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

--------------------------------

<1> См.: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.

 

В соответствии с данным Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Особо следует отметить право граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединений граждан, а также иных органов и лиц, в частности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации <1>, на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2>).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

<2> См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

 

Критериями допустимости жалобы указанных лиц на нарушение законом конституционных прав и свобод согласно ст. 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются следующие: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. При этом до ноября 2010 г. жалоба признавалась допустимой и в том случае, если закон был применен или только подлежал применению в конкретном деле, рассмотрение которого было завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон <1>. Таким образом, новая редакция п. 2 ст. 97 указанного Федерального конституционного закона существенно сузила нормативно-правовое содержание права граждан на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ, несмотря на отмечавшийся выше конституционный запрет издавать законы, умаляющие права и свободы граждан.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5742.

 

Статья 19

 

Комментарий к статье 19

 

1. Комментируемая статья Конституции РФ закрепляет фундаментальный принцип правового государства - формальное, т.е. юридическое равенство всех людей независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Равноправие представляет собой важнейший принцип правового статуса человека и гражданина. Так, необходимая предпосылка получения полноправного статуса человека и гражданина на территории страны - гражданство РФ, которое согласно ч. 1 ст. 6 Конституции является единым и равным независимо от оснований приобретения. Статьи гл. 2 Конституции РФ, закрепляющие права, свободы и обязанности граждан, как правило, открываются словами "каждый", "каждому гарантируется", "никто не может быть принужден...", "граждане Российской Федерации имеют право..." и т.п., т.е. они адресованы в равной степени всем гражданам, иностранцам, лицам без гражданства и т.д., или только гражданам, если существо конституционного права либо обязанности требует исключения из числа его субъектов неграждан России. Принцип равноправия распространяется не только на отдельных граждан, но также и на их объединения. Так, общественные, религиозные объединения на основании ч. 4 ст. 13 и ч. 2 ст. 14 Конституции РФ равны перед законом. Принцип равноправия распространяется также и на отношения "человек-государство", лежит в основе их партнерских взаимоотношений. Например, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Другими словами, права гражданина - частного собственника должны иметь такую же защиту в суде и других государственных органах, как и права госструктур, владеющих и распоряжающихся государственной собственностью. Часть 3 ст. 35 Конституции РФ вводит запрет на лишение граждан их имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Равноправие как важнейший принцип конституционализма пронизывает все содержание Конституции. Уже в преамбуле содержится указание на общепризнанность принципов равноправия и самоопределения народов, исходя из которых была принята действующая Конституция. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации лежит в основе федеративного устройства Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции). Субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны (ч. 4 ст. 5 Конституции).

Конституционный принцип равенства всех перед законом конкретизируется в различных областях российского права. Например, в избирательном праве принцип равенства трансформируется в равное избирательное право граждан, которое заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст. ст. 1 и 3 Конституции РФ) действительное представительство народа в выборных органах публичной власти <1>. Принцип равенства также проявляется в законодательном требовании равенства прав и обязанностей кандидатов на выборные должности (ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <2>).

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4948; и др.

<2> См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

 

2. Международные акты, закрепляющие правовой статус человека, а также конституции и развивающее конституционные нормы законодательство устанавливают нормы, запрещающие установление неравенства между людьми в доступе к основным правам и свободам.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 7 провозглашает, что все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 2) требуют от государств, участвующих в данных пактах, уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах их территории и под их юрисдикцией лицам права, признаваемые в данных пактах, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Запрещение дискриминации содержится также в ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в которой говорится, что пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Для некоторых стран установление запрета дискриминации людей может быть очень важным, поскольку это способствует дальнейшему развитию общества и государства. Например, в Индии согласно ее Конституции от 26 ноября 1949 г. очень подробно регулируется право на равенство <1>. В структуру указанного права входит, во-первых, право на равенство перед законом. Статья 14 Конституции устанавливает, что государство не отказывает ни одному лицу в равенстве перед законом или в праве на равную защиту со стороны закона на территории Индии. Во-вторых, ст. 15 устанавливает запрет дискриминации на почве религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения: 1) государство не проводит дискриминации в отношении граждан только на основе религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или на любом из этих оснований; 2) ни один гражданин только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или на основании любого из этих мотивов не может быть в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особенных обязанностей, не должен быть субъектом особых ограничений или поставлен в особые условия в отношении: a) доступа в магазины, публичные рестораны, отели и места общественного увеселения; b) пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, полностью или частично финансируемыми из государственных средств или предназначенными для общественного пользования. Тем не менее Конституция также устанавливает, что "ничто в этой статье не препятствует государству издавать особые постановления в отношении женщин и детей", "касающиеся развития каких-либо социально и культурно отсталых классов граждан или в отношении внесенных в списки каст и племен" и т.п. В-третьих, право на равенство понимается как равенство возможностей при приеме на работу в государственные учреждения: 1) все граждане имеют равные права при найме на работу или при назначении на любую должность в государственных учреждениях; 2) ни одному гражданину не может быть отказано в праве приема на работу в любое государственное учреждение или на предприятие, и он не может быть подвергнут дискриминации только на почве религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения, места пребывания или на любом из этих оснований. В-четвертых, право на равенство включает в себя отмену неприкасаемости: неприкасаемость отменена, и применение ее в любой форме запрещается. Применение каких-либо правоограничений на основании неприкасаемости является преступлением, наказуемым по закону. И в-пятых, отмена титулов: 1) ни один титул, кроме военных и ученых званий, не присуждается государством; 2) ни один гражданин Индии не может принимать какой-либо титул от иностранного государства; 3) ни одно лицо, не являющееся гражданином Индии, пока оно занимает какую-либо оплачиваемую государственную должность или государственную должность, требующую доверия, не вправе без согласия Президента принимать какой-либо титул от иностранного государства; 4) ни одно лицо, занимающее какую-либо оплачиваемую государственную должность или должность, требующую доверия, не вправе без согласия Президента принимать каких-либо даров, вознаграждений или назначений на должность любого рода от иностранного государства.

--------------------------------

<1> См.: Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. Т. 2. С. 181 - 183.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает равенство прав мужчины и женщины, а также равные возможности для их реализации. Данный принцип является общепризнанным на международном уровне. О необходимости равноправия мужчин и женщин говорится в преамбуле Устава ООН 1945 г. Международные пакты о правах человека 1966 г. содержат обязательства государств по обеспечению равного для мужчин и женщин права пользования всеми гражданскими и политическими правами, а также всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в данных пактах (ст. 3).

Принцип равноправия женщин закреплен в целом ряде специальных международных правовых актах о правах женщин. Так, Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 20 декабря 1952 г.) <1> предоставила женщинам следующие права: 1) голосовать на всех выборах, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации (ст. I); 2) быть избранными на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов (ст. II); 3) на равных с мужчинами условиях занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом (ст. III).

--------------------------------

<1> См.: Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 45 - 48.

 

Согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы N Rec (2003) трем государствам-членам о сбалансированном представительстве женщин и мужчин в процессе принятия политических и общественных решений от 12 марта 2003 г. <1>, несмотря на существование юридического равенства, распределение полномочий, обязанностей и прав на доступ к экономическим, социальным и культурным ресурсам между женщинами и мужчинами остается неравным вследствие сохранения широко распространенных представлений о роли женщин и мужчин. Поэтому государствам рекомендуется обеспечить сбалансированное участие женщин и мужчин в процессе принятия политических и общественных решений, означающее, что представительство женщин или мужчин в любом распорядительном органе, участвующем в политической или общественной жизни, не должно быть меньше 40%.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин была принята 7 ноября 1967 г. на пленарном заседании 22-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В Декларации дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, названа несправедливостью в своей основе и преступлением против человеческого достоинства (ст. 1).

Позже была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. <1>, которая дискриминацию в отношении женщин определяет как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости ВС СССР. 1982. N 25. Ст. 464.

 

Конвенция исходит из того, что дискриминация женщин нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества. В Конвенции выражается озабоченность тем, что в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям. Также выражается убежденность в том, что полное развитие страны, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях. Конвенция учитывает значение вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания, социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей и сознает, что роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом. В Конвенции также признается, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье.

Государства - участники Конвенции осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношений женщин и с этой целью обязуются (ст. 2): a) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа; b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин; c) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством; e) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия; f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин; g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Государства - участники Конвенции обязуются принимать во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами (ст. 3). Это делается с целью: a) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин; b) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими (ст. 5).

Конвенция содержит обязательства государств по принятию соответствующих мер по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны (ст. ст. 7, 8), в области приобретения, изменения или сохранения гражданства (ст. 9), в области образования (ст. 10), в области занятости (ст. 11), в области здравоохранения (ст. 12), в других областях экономической и социальной жизни (ст. 13), в сфере брака и семейных отношений (ст. 16), а также в отношении женщин в сельских районах (ст. 14). Например, в сфере политики и общественной жизни предусматривается равное с мужчинами право женщин: a) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы; b) участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; c) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

Государства - участники Конвенции признают за женщинами равенство с мужчинами перед законом. Женщинам предоставляется одинаковая с мужчинами гражданская правоспособность и одинаковые возможности ее реализации. Они, в частности, обеспечивают им равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах. Все договоры и все другие частные документы любого рода, имеющие своим правовым последствием ограничение правоспособности женщин, считаются недействительными. Мужчинам и женщинам также предоставляются одинаковые права в отношении законодательства, касающегося передвижения лиц и свободы выбора места проживания и местожительства (ст. 15).

В целях реализации принципа защиты равноправия женщин приняты и другие важные документы, в частности, Конвенция N 100 Международной организации труда "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" (Женева, 29 июня 1951 г. <1>). Данная Конвенция обязывает государства применять в отношении всех трудящихся принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности путем: a) либо национального законодательства; b) либо любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством; c) либо коллективных договоров между предпринимателями и трудящимися; d) либо сочетания этих различных способов (ст. 2).

--------------------------------

<1> См.: Ведомости ВС СССР. 1956. N 10. Ст. 202.

 

Следует отметить, что реальная ситуация в области обеспечения равноправия мужчин и женщин во всем мире пока далека от идеала. Например, в шестом Мировом обзоре о роли женщин в развитии, представленном на рассмотрение Второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 г. <1>, констатируется, что несмотря на существенный прогресс по многим аспектам расширения экономических прав и возможностей женщин, например, за счет повышения уровня образования и увеличения доли оплачиваемого труда, продолжают сохраняться глубоко укоренившиеся проявления дискриминации и неравенства. Перемены происходят медленными темпами и неравномерно. Повышение образовательного уровня не сопровождается достижением гендерного равенства в оплате труда. Расширение масштабов участия в работе по найму не ведет к сокращению объемов неоплачиваемой работы, связанной с ведением домашнего хозяйства. Непрекращающееся насилие в отношении женщин также сокращает потенциал многих женщин во всех регионах в отношении получения доступа к экономическим и финансовым ресурсам и возможности их эффективного использования. Ограниченные возможности доступа к таким экономическим ресурсам, как земля, индивидуальная собственность, зарплата и кредит, а также контроля над этими ресурсами, могут повысить риск насилия в отношении женщин.

--------------------------------

<1> См.: официальный интернет-сайт ООН по адресу: http://www.un.org/ru/.

 

Следует также подчеркнуть, что российское законодательство не содержит стройного механизма защиты равноправия женщин. На двадцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 18 ноября 2005 г. N 26-11 был принят Модельный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин <1>, определивший ряд понятий (гендер, гендерное равенство, гендерная дискриминация, равные возможности и др.), основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин и другие аспекты, однако соответствующий федеральный закон на его основе до сих пор не принят.

--------------------------------

<1> См.: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2006. N 37. С. 328 - 341.

 

Статья 20

 

Комментарий к статье 20

 

1. Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивидуума. Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл во всех правах личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.

Провозглашение в комментируемой статье данного права требует от государства соответствующей охраны и защиты, т.е. закрепления и реализации конкретных форм и методов деятельности государственных, международных и общественных организаций, направленных на предотвращение угроз жизни человека и создание условий его нормального существования.

Кроме Конституции РФ, право на жизнь закреплено во всех демократических конституциях мира, а также в международных документах. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность <1>. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. декларируется: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (ч. 1 ст. 6) <2>.

--------------------------------

<1> Сборник документов. М., 1998.

<2> БВС РФ. 1994. N 12.

 

Право на жизнь имеет каждый - от рождения до смерти. Установление временных и биологических границ жизни представляет собой сложную проблему, над которой в течение многих лет работали ученые и практики самых разных специальностей.

Много точек зрения возникает с определением начала жизни: на какой стадии своего развития плод становится жизнеспособным, т.е. имеет возможность осуществлять основные жизненные функции самостоятельно? Если исходить из текстуального содержания ст. 17 Конституции РФ, которая предусматривает, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения", то следует согласиться, что правами (а значит, и правом на жизнь) человек обладает с момента рождения. Если же за основу взять иной момент, то возникнет вопрос - какой именно момент брать за основу? Момент зачатия, момент формирования организма, момент начала работы мозга или начала работы сердца?

Международно-правовые и межрегиональные акты не освещают вопрос временных критериев появления права того или иного субъекта на жизнь. Исключение составляет лишь Американская конвенция о правах человека, которая провозглашает право на уважение жизни человека с момента зачатия <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 143.

 

Данная проблема имеет давнюю историю. Каноническое право принимало, что когда зародыш становится "жилищем" души, только тогда он считается человеком. И в то же время здесь существует две точки зрения. С одной стороны, некоторые убеждены, что душа вселяется в человека с момента зачатия. С другой стороны, считается, что человек уже был создан Богом и только потом в него Бог вдохнул душу и поэтому о человеке как имеющем душу можно говорить только с момента первого вздоха, а значит, и как о субъекте правоотношений.

Современная научная медицина не оперирует такими понятиями, как "душа", поэтому если опираться на ее данные при определении начала жизни, то необходимо руководствоваться иными критериями - физиологическими.

Современные исследования организма беременной женщины позволяют утверждать, что уже на 18-й день от зачатия (3-я неделя) у плода начинается сердцебиение, приходит в действие собственная система кровообращения, формируются основы нервной системы, а с 12-й недели беременности у плода функционируют все системы организма <1>.

--------------------------------

<1> См.: Медведева И., Шишова Т. Безмолвный крик // Советская Россия. 2000. 5 сент.; Романовский Г.Б. Право на жизнь: Монография. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. С. 12.

 

Факт рождения связывается с отделением плода от тела матери. Однако ребенок может родиться изначально мертвым. Для исключения данных случаев медики используют такой термин, как "живорожденность", т.е. наличие безусловных врожденных рефлексов: сосание, глотание, мигание, чиханье, акт дефекации и мочеиспускания и др. Приказом Минздрава России и Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. N 318/190 <1> была утверждена Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода <2>.

--------------------------------

<1> Цит. по: п. 1 Приказа Минздрава России и Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. N 318/190 "О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения" (текст Приказа официально опубликован не был).

<2> Перинатальный период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни новорожденного (Примеч. авт.).

 

В настоящее время рамки "живорожденности" раздвинулись до 19 недель. Практически весь мир знает о Кении Кинг, родившейся недоношенной на сроке 19 недель. Кения весила всего лишь 510 г. <1>. Во многих странах детей, родившихся на сроке 21 - 22 недели, можно спасти. Однако гинекологи, детские врачи и неонатологи (специалисты, занимающиеся новорожденными) из Швейцарской Конфедерации считают, что "медицинское обслуживание ранорожденных, появившихся на свет перед 25-й неделей беременности, должно, как правило, ограничиваться паллиативными мероприятиями" (т.е. полумерами, дающими лишь временное облегчение). Швейцарские медики подкрепляют свою позицию экономическими выкладками. Интенсивная терапия одного ранорожденного может обойтись в 150000 евро. В обслуживании ранорожденных на границе жизнеспособности встает вопрос: нужно ли затрачивать значительную часть финансовых ресурсов на обслуживание неспособного к выживанию ранорожденного, если эти средства при том отсутствуют в других областях здравоохранения. Швейцарский врач К. Зайтц считает, что "все дети, появившиеся на свет до 26 недель, имеют какие-либо умственные или физические недуги, ограничивающие качество их жизни". А вот германские неонатологи во всю борются за то, чтобы выхаживать родившихся на ранней стадии беременности. По статистике в Германии 75% экстремально ранорожденных в детей выживают. В России каждый год появляется на свет 20000 детей, вес которых от 500 до 1000 г., но спасают их лишь в тех случаях, когда есть на то спонсорские деньги или деньги родителей. Лишь вес более 1000 г. подпадает под действие медицинского страхования. В России один день выхаживания такого младенца обходится минимум в 1000 долл. Кроме этого, для выхаживания таких детей нужны специализированные клиники, оборудование, препараты и специально обученные специалисты. Потому мест, где таких малышей удается спасти, недопустимо мало. По словам главного акушера-гинеколога Минздрава России, директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, академика РАМН В. Кулакова: "бюджет России пока не позволяет расширить сеть таких учреждений, а спонсоров, увы, нет" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Романовский Г.Б. Указ. соч. С. 7.

<2> Цит. по: Краснопольская И., Соколова И. Убийство по диагнозу // Российская газета. 2002. 30 авг.

 

Кроме определения момента наступления жизни возникает смежный вопрос, являющийся предметом многих споров: на какой стадии своего развития человеческий эмбрион или плод приобретает права человека.

В ст. 17 Гражданского кодекса РФ говорится, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью <1>. В уголовном праве, так же как и в гражданском, началом жизни считается момент физиологических родов <2>, т.е. начало процесса выхода из утробы матери. Однако гражданско-правовая защита гарантируется по существенным вопросам уже до рождения <3>.

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (п. 2 ст. 17) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).

 

<2> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2001. С. 165.

<3> Например, охрана интересов ребенка (народившегося) при разделе наследства (Примеч. авт.).

 

Из этого различного объема правовой защиты исходит общий принцип существующего права: право на жизнь защищается в каждой сфере в объеме, в котором оно там достойно защиты, в котором жизни грозят типичные для этой отрасли опасности. Однако нужно принять во внимание, что в уголовном праве также зарождающаяся жизнь должна пользоваться определенной защитой, гарантируемой от момента зачатия или, по крайней мере, от момента имплантации







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.