ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МАРГАРИТЫ ЛОНГ
Мой дорогой друг, я никогда не думала, что мне когда-либо придется завязать с Вами эпистолярную баталию. А если мы все же должны сражаться, то было бы естественнее, если бы Вы бились партитурами, я — хроматическими гаммами. Но, в конце концов, это Вы начали писать, и я горю желанием Вам ответить. Во всяком случае, баталия, коль таковая состоится, может иметь только дружеский характер. На днях Вы опубликовали статью, посвященную сольным концертам и, в особенности, фортепианным. Она сильно меня взволновала, ибо молодой Шарль Лильаман, которого Вы впутали в нее, — мой ученик. Вы считаете его одним из двух или трех наиболее многообещающих пианистов. Вы правы, и я прежде всего благодарна Вам за то, что Вы об этом написали. Но, дорогой мой Онеггер, не слишком ли сурово Вы судите о построении его программы? «Как! — восклицаете Вы. — Вновь Шопен, опять Шопен!» Может быть, я заблуждаюсь, но Шопена я играю много лет подряд и нисколько не устала, и мне не кажется, что публика устала от него. Неужели вдруг стало зазорным исполнять произведения столь выдающегося мастера фортепиано?.. Того, о ком Клод Дебюсси отзывался, как о самом гениальном!... Вы знаете и о моем влечении, и о моей приверженности к новой музыке, о которых свидетельствует моя деятельность. С большой и никогда не иссякавшей радостью интерпретировала я произведения Форе, Дебюсси и Равеля. Но я не ограничивалась ими. Кроме них я исполняла вещи еще многих других современных авторов. Кого только из них я не играла, и скольких молодых я обучила их играть! <...> Но если речь идет о сольных выступлениях юного пианиста и, особенно, о его первом клавирабенде, то разрешите мне сказать Вам, что тут вопрос должен решаться по-иному. О чем идет здесь речь? Нужно, чтобы пианист, помимо своей музыкальной индивидуальности, имел возможность показать еще и свои достоинства в сфере техники, ее основательность. Клавирабенд (сравнение, разумеется, банальное, но Вы, однако же, поймете его лучше, чем кто-либо) до известной степени подобен спортивному соревнованию. Публика ждет выступления артиста с вещами, уже знакомыми ей, и собирается судить о нем, исходя из некоторых мест, которые сильнее всего любит. Это составляет неотъемлемую часть суждения слушателей об артисте, ибо именно это и притягивает людей к музыке. Конечно, было бы злоупотреблением, если бы молодой пианист играл лишь «неизбежного» Шопена и два «вечных» концерта Листа, но избегать к ним прикасаться было бы еще большей ошибкой. Я согласна с Вами, что молодых пианистов надо ориентировать на исполнение новой музыки, но я знаю, что они не справятся с ней должным образом: они будут в состоянии ее защищать и познавать только после окончательного завершения курса обучения. Кроме того, молодой артист, источником существования которого является его профессия, должен пускать в ход все свои козыри, чтобы собрать необходимый ему полный зал. Нет ничего постыдного в таких соображениях материального порядка. Вы сами знаете отлично, что нынеш- ние композиторы, даже наиболее крупные, пишут не одни лишь оратории, но сочиняют и музыку для кинофильмов. Так не лишайте же мужества сих юных виртуозов и помогите им уверовать в себя, вместо того чтобы посвящать им накануне их концертов суровые статьи из двух «столбцов». К тому же у нас с Вами, дорогой мой Онеггер, я полагаю, те же, в сущности, заботы: служить музыке. <...> Так как Шарлю Лильаману придется дать спустя несколько месяцев еще один концерт, то не будете ли Вы любезны предложить мне для него программу, которую Вам было бы желательно, чтобы он исполнил. <...> А мои споры с Вами радостные, поскольку речь идет о музыке. И это в наше время!.. Пусть вообще существовали бы только такие! Примите, мой дорогой Онеггер, заверения в моем самом дружеском расположении и восхищении. Маргарита Лонг ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|