ИСТОРИЯ ОКАМЕНЕЛОСТЕЙ
На симфонических концертах порядочная публика ведет себя очень благоразумно. Покорно поглощает изрядное количество новых партитур, которыми ее угощают, чтобы оправдать дотацию54. За это публику вознаграждают. Если детям говорят: «Съешь суп, получишь сладкое», то публике внушают: «Прослушаете терпеливо партитуры Икса, Игрека или Зета, и тогда получите вдосталь отличного Бетховена и Вагнера». Мы уже * Имеется в виду закон об «Общественном достоянии». См. статью А. Онеггера «„Общественное достояние", или изъятие частной собственности» (с. 68 настоящего издания). — Примеч. ред. избалованы такими новогодними подарками. У Падлу это все тот же добрый старый вагнеровский фестиваль, которым управлял два месяца назад Сёан. Теперь он перешел к Клоэцу, а в следующем месяце им будет дирижировать Себрон. Не менее трех-четырех раз исполнят вагнеровские фрагменты господин Биго или господин Парэ. Однако же Бетховен доминирует. Он властвует у Ламурё и Колонна; у Падлу нам обещают его новый фестиваль. А пока мадам Поль Пьедельевр уже взялась отважно за систематичную интерпретацию всех тридцати двух сонат Бетховена для фортепиано. Это может принести большую пользу многим нашим виртуозам, которые, за исключением «Авроры», «Аппассионаты» и «Лунной», сонат этого автора не знают. Наконец и Общество Колонна, чьих концертов опасаются сильнее, чем других, принялось осуществлять свой «Большой цикл Бетховена». Это очень своевременно. Предельно окаменевшую публику Шатлэ55 действительно «перекормили» разными новинками, иные из которых длились по три четверти часа и следовали друг за другом: за Симфонией Франси Буске исполнили второй раз «Ад» Ива Ната и «Проклятого живописца» испанского композитора Элисальде. Это было превышением всякой меры. Отсюда — «Большой цикл». Теперь-то вы довольны? После того как я назвал нашу публику собранием «окаменелостей», я получил немало писем от лиц, которые без всякого стеснения сами себя так именовали, довольно добродушно подписывая свои послания: «Одна окаменелость». В целом эти письма не отличаются особой злостью, раздражением. Иные из них горьки и ироничны, но нет ни одного невежливого. Определением «окаменелость» я воспользовался потому, что оно показалось мне особо подходящим для выражения моих чувств. Что говорит о нем словарь? В статье «Окаменелость» читаем: «Характерные окаменелости — те, которые всегда находят в определенных пластах и никогда в других и которые тем самым помогают точно их распознать» (Ларусс, т. 4, с. 618). Сказать об этом лучше невозможно. Для меня «окаменелостью» является тот слушатель, который раз и навсегда решит присутствовать на фестивалях классической музыки и всегда отсутствовать на тех, где испол- няют новые произведения. На что так громогласно жалуются организаторы концертов и секретари концертных обществ? «Публика не хочет слушать новые произведения и приходит лишь на ранее известные ей вещи.» Это так. И это отмечают, подтверждают все. Но почему? Ответ как бы диктует мне один корреспондент: «Что это значит, дорогой мой Мэтр? К какому выводу должны были бы прийти вы, нынешние композиторы? Сказать по правде, к следующему: если вам желательно, чтобы вами интересовались не какие-то младенцы, а меломаны разных поколений, напишите для нас нечто „гениальное" (подобное Пятой симфонии), „бессмертное" (подобное Шестой), создайте, наконец, нам вещи, вдохновленные но железом, кожей, каучуком... Это будет, на мой взгляд, делом более полезным, чем завидовать растущему успеху великих умерших (включая Берлиоза) и называть „окаменелостями" тех, кто упорно восхищается „Великими"». Итак, все высказано очень точно. Могу добавить к этому только одно: желаю моему корреспонденту мужественно посещать все исполнения новых сочинений, дабы не пропустить возможности открыть такого молодого автора, которому удастся создать нечто «гениальное», «бессмертное». Ну, а не завидовать великим мертвым, признаюсь, значительно труднее, поскольку я всю жизнь на них равняюсь и с большим волнением (прошу поверить мне) дивлюсь великолепию их гениев (к Берлиозу, правда, отношусь не столь восторженно). В другом письме мне было сказано: «Осел, с которого дерут три шкуры, предпочитает „Фауст-симфонию"56 „Чистилищу" господина Икс и полагает, что тем хуже для „Чистилища"». О, да! Тем хуже для «Чистилища». Но поздравляю этого осла с тем, что он «мнимая окаменелость», поскольку все же слушал эту вещь. Важно то, что он там был, каким бы ни было затем его суждение. Более того, слушателя, открыто проявляющего свое отношение, следует предпочитать другим, так как только этим создается жизнь музыки, а не простым отключением от исполняемого и пресловутым слушанием вполуха. Мне часто возражают следующим образом: «Я не принадлежу к „окаменелостям", так как люблю Дебюсси, Рихарда Штрауса и Равеля, а то, что я предпочитаю их Дюшноку или Тастешозу57, нельзя считать за доказательство „окаменения"». Отлично, но припомните, пожалуйста, что Дебюсси, Штраус и Равель еще немного лет тому назад являлись для «окаменевших» тем же пугалом, что и Дюшнок или Тастешоз сегодня. Я отнюдь не собираюсь упрекать тех слушателей, которые, отправившись по доброй воле познакомиться с новым произведением, не испытают никакого удовольствия. Часто это и естественно, и, более того, оправданно, коль скоро само произведение оказывается слабым, скучным (я знаю, что такие случаи нередки). Слушатель, которого я осуждаю, — это тот, который, просмотрев воскресные программы, скажет своей жене: «У Ламурё опять будут играть один из новомодных трюков, и мы с тобой не пойдем. А вот в следующее воскресенье там наверняка покажут фестиваль Б. У Ламурё это их фирменное блюдо, и, без сомнения, нас обслужат хорошо. Вот туда мы и пойдем». «Останки существ могут стать типичными „окаменелостями", позволяющими подтвердить своим присутствием синхронность отложения неодинаковых пород» (А де Лаппаран) 58. По-моему, это логически подходит для заключения статьи. «ПРИРОДА В МУЗЫКЕ» Названия такого обобщающего рода периодически всплывают в программах Общества концертов Ламурё и, так сказать, являются его «специальностью». Довольно тщательно и утонченно отбирают произведения, которые можно исполнять под общим заголовком, чтобы придать концертам прочное единство как признак хорошо продуманных программ. Из них «Природу в музыке» уже неоднократно повторяли. Почти всегда здесь фигурировала вначале «Пасторальная симфония». За нею следовали «Шелест леса» и «В степях Средней Азии» 59. Но нынче потрудились, видимо, немало. Не считая неизменной «Пасторальной», нам покажут «Прелюдию к „Послеполуденному отдыху Фавна"» (надеюсь, Фавн выкажет свою природу), «Фонтаны Рима» Респиги и даже сюиту «Летний день» (но не н горах 60) Жанны Леле, принадлежащей к числу композиторов еще живых. Итак, это, конечно, обновление весьма смелое, и я предчувствую, что от «Природы в музыке» можно ожидать и впредь немало любопытнейших сюрпризов. На концертах Ламурё нас периодически приобщают и к прославлению «Героизма в музыке», в связи с чем исполняют «Героическую симфонию», какой-либо бравурный концерт и «Героический марш» Сен-Санса. Что касается «Фантастики в музыке», то ее показывают па примере... — да, вы верно угадали, — на примере «Фантастической симфонии». Такие извержения интеллектуальной виртуозности в какой-то мере могут заражать. Поэтому следует простить тех, кто почувствует неодолимое желание принять посильное участие в подобных изобретениях. Как отнеслись бы вы к программе «Инвалиды в музыке», в которую вошли бы увертюры к «Немой из Портичи», дуэт из «Двух слепцов», ария из «Глухого» и фрагмент из «Прокаженной»? 61 Или, например, к такой, менее печальной: «Летающая живность в музыке». В ней, ради усиления оригинальности, можно было бы пренебречь «Лебедем» Сен-Санса, «Летучей мышью», «Балладой жирных индюков» 62 ради «Каирского гуся» Моцарта, «Туонельского лебедя» Сибелиуса, «Уток-мандаринок» Луи Бейдта, «Сороки-воровки» Россини. К тому же можно было бы подновлять столь интересный подбор за счет включения увертюры к «Двум голубям» Мессаже или увертюры к «Голубке» Гуно. Наконец, программу можно бы пополнить музыкой из «Соловья» или «Жар-птицы» Стравинского! По-моему, эта тема — богатейшая! Следовало бы также обратиться и к такой, как «Бижутерия и драгоценности в музыке», подобрав для нее ряд фрагментов из «Золота Рейна», «Серебряного колокольчика», «Бразильской жемчужины», «Королевы Топаз»63 и т. д., и т. п... А еще можно предложить «Свободные профессии в музыке». Для этой темы пригодились бы «Поэт и крестьянин», «Собирательница колосьев» Феликса Фурдрэна, «Тайные судьи», «Багдадский калиф»!64 Не стоит продолжать — тем подобного рода слишком много, но одна мне кажется особо подходящей для концертов Ламурё. Это — «Призывы в музыке»: к поли- тике — увертюра к «Риенци» (Риенци — последний трибун), к металлургии — «Ковка меча» («Зигфрид»), к финансам — увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам», к навигаторству — увертюра к «Летучему голландцу». Для слушателей, которые подвержены морской болезни и предпочитают плавание по рекам, эту увертюру можно заменить «Путешествием по Рейну Зигфрида» или, на худой конец, вступлением к «Лоэнгрину» — благо все это принадлежит тому же Вагнеру. Другим удачным принципом, открытым Обществом концертов Ламурё, является объединение пьес по национальному принципу. Таков концерт «Испания в музыке». На нем мы слушаем «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Испанскую симфонию» Лало, «Испанскую рапсодию» Равеля и «Эспанью» Шабрие. Но я, однако, не могу ответить себе на вопрос, по каким причинам это Общество не распространяет свою благодетельную манию преподношений на другие страны. К примеру, на Италию, Японию. А ведь это было бы легко, если вспомнить «Пинии Рима» Респиги, «Венецианский карнавал», «Итальянские впечатления»; вступление к «Мадам Баттерфляй», арию из «Мадам Хризантем» 65, «Хаи-Кай» Делажа, «Хагоромо» Миго, «Первый снег в старой Японии» Энгельбрехта. Вероятно, что-нибудь можно было бы подготовить и для «Франции в музыке» или, выражаясь проще, для «Музыки во Франции». Общество этих концертов применяет также модную теперь манеру объединять в одной программе авторов, чьи фамилии начинаются с одной заглавной буквы. Например: «Бах, Бетховен, Брамс». Такой прием считают весьма тонким. Я, однако, упрекнул бы концертную ассоциацию Ламурё за слишком, по-моему, осторожное продвижение вперед по этому пути. За десять лет еще не вышли за пределы буквы В. Я уже больше не надеюсь, что когда-нибудь услышу фестиваль, посвященный Векерлену, Вагнеру, Вальдтейфелю. <...> А если бы, подгоняемые жаждой открытий, наши Общества пришли к букве Д с Дюраном (Огюстом), Дюпоном (вероятно, Габриэлем, а не Пьером) и Дюбуа (Теодором), то тогда, очевидно, все бы заметили, что перед ними бенефис двух первых букв. А на афишах это выглядело бы особенно эффектно и кокетливо. <...> При удобном случае, можно было бы снова вернуться к Б и, прибегнув к именам Базена, Беллини, Бизе, Боккерини и Букстехуде, обобщенно озаглавить программу таким игривым и забавнейшим из всех названием, как «Ба, Бе, Би, Бо, Бу в музыке»! Я полагаю, члены Комитета концертов Ламурё не обидятся на меня за вторжение в сферу их высоких эстетических соображений, точно так же, как и я не сочту себя задетым в своем чувстве самолюбия, ежели они не примут с равной благосклонностью все предложенные мной проекты. Ведь где, как не среди артистов, допустима вольность шуток! ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|