САКСОФОН В КОНСЕРВАТОРИИ
В Консерватории открыт класс саксофона, и это несомненно знак огромного прогресса в медленной и осторожной ее эволюции. <...> Наконец-то со столетним опозданием (инструмент был создан Саксом около 1840 г.) саксофон одержал здесь победу. При первом его появлении на свет против него был настроен весь тогдашний музыкальный мир. Это было проявлением ретроградной сущности последнего. Исключение составляли только некоторые композиторы, интересовавшиеся новыми тембрами: Берлиоз и Вагнер. Вагнер ввел саксгорны в оперный оркестр. Из этого можно заключить, что немалое влияние на вагнеровскую оркестровку оказал гениальный конструктор этих инструментов. Тем не менее саксофон оставался изгнанным в военные оркестры. Его не желали видеть в симфоническом оркестре, поскольку ни Бетховен, ни Моцарт им не пользовались. Он стал широко популярным благодаря джазу и различным видоизменениям своего основного тембра. Но из-за указанных видоизменений все без стеснения клеветали на него. Сделали из саксофона инструмент, виновный во всех непристойных звучаниях. Наибольшая вина за эти злоключения саксофона падает на долю литераторов. Им только дай поговорить о музыке. Все то, что они слышали и замечали в джазовом оркестре, приписывали саксофону, начиная с «дикого кудахтанья», «режущих слух воплей» и «навязчивой икоты»... А между тем у саксофона голос благородный, серьезный и захватывающий. В руках хорошего солиста это инструмент-певец. А те звучания, которые пугают целомудренные уши, обязаны дурной славой кларнетам-пикколо, трубе с различными сурдинами американского происхождения, тромбонам, исполняющим опасные глиссандо. Появление в Консерватории класса саксофона официально подтверждает наше уважение к нему. Быть может, вскоре в больших симфонических оркестрах отведут, так же как для кларнета, пюпитры для саксофона со всеми его разновидностями (сопрано, альтом, тенором, басом или баритоном). Этому, однако, будет мешать привычная рутина. Ведь до сих пор еще состав оркестра основан на бетховенском. Даже теперь, в 1948 году, кларнет-пикколо или альтовую флейту считают «дополнительными» инструментами. Хорошо, что с некоторых пор хоть введение саксофона не наталкивается на формальное сопротивление, на испуганный отказ от исполнения партитуры, в которой его дерзнули применить. Это факт, что даже выдающиеся виртуозы, играющие на духовых инструментах, не пользуются громкой славой, окружающей лучших пианистов, скрипачей и виолончелистов. А причина в том, что светские девицы не играют на кларнете и фаготе. На мой взгляд, они неправы. Многие из них принесли бы больше пользы, если бы оставили свои рояли и посвятили досуги и способности, коими они одарены, инструментам менее затасканным. Что же касается нас, профессионалов, то мы отлично знаем: хороший корнетист стоит бесконечно больше полусотни средних скрипачей. Качество оркестра в очень большой мере зависит от достоинств его духовых групп, медной и деревянной *. КИНОМУЗЫКА <...> Давно известно, что кинематограф никто не посещает ради музыки и что там ее хотя и слышат, но не слушают. Итак, писать партитуры для * Уже написав эту статью, я узнал: в Консерватории открыли класс игры на инструменте «Волны Мартено» 67. Браво!.. — Примеч. автора. фильмов — обязанность неблагодарная. Но как раз поэтому она является единственной, приносящей композиторам такое материальное вознаграждение, что его хватает, чтобы прокормиться и в остальное время сочинять симфонии, коль скоро они желают обеспечить себе славу у потомков. Присутствуя на заседаниях конгресса, посвященного документальным фильмам, я был приятно удивлен: значительная часть присужденных премий пришлась на долю музыкантов. Отличный прецедент, и я воспользуюсь им, чтобы привлечь внимание к киномузыке, несмотря на то, что уже десять лет подряд даю по этому вопросу интервью, подобно многим из моих коллег. Партитура к документальному фильму средней величины длится приблизительно минут пятнадцать-двадцать. Такова обычно длительность первых частей в больших симфониях, в том числе — в Девятой. Но, в отличие от симфонии, музыкант тут должен подчиняться всему разнообразию кадров фильма и уметь за несколько секунд переходить от смешного к суровому, от безмятежного к бурному, и еще обязан в равной мере сильно вдохновляться как культурой разведения рододендронов, так и рациональной упаковкой синтетического камамбера. Давая волю импульсам своего гения, ему следует к тому же очень пристально следить за тем. чтобы цветение его мелодий и все его ритмические и гармонические изобретения соответствовали визуальным установкам режиссера и состоянию его души. Все это совсем не так легко. После заглавия (титров — тут звучание может быть довольно плотным) слух нередко с удовольствием следит за приятным мелодическим рисунком саксофона или флейты, но спустя несколько тактов тембр начинает искажаться и деформироваться самым жалким образом, превращаясь в неразборчивое бульканье. Это означает, что сейчас начнутся пояснения «спикера». Его немного слишком зычный голос без особого труда подавляет невнятное бурчание оркестра, не желающего мирно уступать свою позицию. И действительно, стоит только речи на момент прерваться, мгновенно следует залп музыки. Она бросается в атаку, чтобы отстоять потерянную территорию. Но голос не дает ей ото сделать, и битва продолжается на протяжении всего фильма. Слушатель, бед- няга, сам не знает, кого он должен больше проклинать: то ли сию упорствующую музыку, то ли надоевшего ей болтуна, бесконечно разъясняющего все, что глаза уже видят в картине. Мне кажется, что именно в документальных фильмах особенно необходима некая реформа. К чему расходовать большие средства на озвучивание партитуры, которую услышать невозможно и музыкальный смысл которой большую часть времени оказывается насильственно разрушенным? К тому же неясный музыкальный шум мешает слушать пояснения. Итак?.. Остается ждать прихода реформатора. Пусть он, подобно патриархам Библии, укажет каждой из воюющих сторон их пределы, чтобы они жили в мире и не помышляли непрерывно о взаимном истреблении. Особенно обидно, когда необходимые в научных фильмах пояснения невозможно разобрать из-за того, что одновременно с ними звучит описанное мной противное бурчание инструментов. Вместе с тем, надо подумать, что подобное «бурчание» — это, к сожалению, все, что можно уловить из партитур, написанных такими мастерами, как Луи Бейдт, Тони Обен, Артюр Хоере, Морис Тирье и другие... Разве это также не обидно? И сколь это обескураживающе для тех, кто в сочинении киномузыки видит не только тяжкий труд во имя заработка. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|