ВОСПОМИНАНИЯ И СОЖАЛЕНИЯ
Недавно я присутствовал в театре «Гете лирик» 50 на представлении «Вильгельма Телля». Слушая блистательную увертюру «Телля», я думал, что ее следовало бы исполнять вместе с увертюрой к «Семирамиде» 51 в симфонических концертах, что придало бы этим концертам с их постоянно повторяемыми «Леонорой № 3» и «Тангейзером» большее разнообразие. Затем, внимательно прислушиваясь к некоторым речитативам, ариям, которые уцелели в этой партитуре от купюр, вызванных ограничением времени работы метрополитена, я думал вместе с тем о многом. Прежде всего я, по-моему, разобрался в тайнах оперного лексикона. В музыкальном театре считается естественным пропеть: Спеши в мою ладью, О робкая юница 52. Но невозможно произнести: Любимая, пойдем со мной На этот океанский теплоход. Пересечем на нем вдвоем Атлантику. Тем более нельзя сказать: «Ты, кажется мне, очень нервничаешь». Но можно: «Что за порыв тебя волнует?» Если требуется прокомментировать прибытие заговорщиков на лодках, то это сделают так: Чтобы скрыть следы своих шагов, Чтобы лучше утаить наши святые замыслы, Наши собратья проложили себе веслами по водам Путь, который их не выдаст. Это более красиво, хотя и более длинно, а поэтому, чтобы избежать таких нескончаемых пояснений, музыкальному театру следует использовать сюжеты элементарнейшие и, по возможности, «из прошлого». Декорации, напротив, вполне могут быть конкретными, реалистическими и разработанными тщательно во всех деталях, как, например, во II акте «Телля» 53. На фоне гор, покрытых зеленью на одних склонах и глетчерами на других, мы видим часовню и утес, трон Гесслера, фонтан, тир для стрельбы из лука и померанцевое дерево в цвету, отягощенное для пущей достоверности пресловутым яблоком, которое прицеплено к нему веревочкой, довольно ясно различимой. Итак, сомнений быть не может: мы — в Швейцарии. Я не без некоторой грусти вспомнил свою юность, часы, проведенные мной в театре Гавра, где в мае открывался «большой» оперный сезон. Репертуар был тот же, что и в нынешних парижских театрах. В него входили «Фауст», «Кармен», «Манон», «Лакме», «Иродиада», «Вертер», «Гугеноты» и, разумеется, все тот же «Вильгельм Телль», правда не столь вольно изуродованный всевозможными купюрами. <...> Но декорации, костюмы и певцы были почти в точности такими же, как и теперь в «Гете». Только, быть может, выглядели намного менее провинциальными. Баритон (тогда его звали Булонь) отличался той же благородной статью и очень красивым голосом. Тенору в такой же мере, что и нынче, удавалось исполнение его атлетической партии. Примадонна в амазонке все такого же гранатового цвета выражала с целомудренным волнением чистоту своих любовных чувств. Возвращаясь мысленно назад, я пытался вообразить себе премьеру 1829 года с участием Нурри, Дабади и мадам Даморо. Каким событием был тогда «Телль»! Как увлекался весь Париж этим творением большого музыканта и в каких пылких выражениях восхвалял его гений! Счастливые то были времена. В ту пору успех в театре приносил не только славу, но и состояние, близкое к богатству. А нынче опера, впервые поставленная в Национальной Академии музыки, интересует только очень небольшую часть публики и проходит, я сказал бы, незамеченной. Немногие приверженцы этого театра предпочитают, как правило, старые произведения новым. Даже если к новой опере отнесутся поначалу очень милостиво, все равно ее карьера будет эфемерной. Никто ни в провинции, ни заграницей не станет домогаться прав на ее постановку. После дюжины спектаклей партитуру новой оперы сдадут в архив, откуда ее вряд ли еще когда-нибудь извлекут на свет. Но, быть может, более завидно пополнение композиторов, создающих симфоническую музыку? После многих месяцев работы над отделкой симфонии автор будет долго осаждать концертные организации и дирижеров. Если, по счастью, симфонию все-таки примут, перед ним встанет проблема, как обеспечить ее исполнение нотным материалом. Будь у автора некоторые средства, он мог бы обратиться к переписчику. Но переписчик, разумеется, не меценат и, добывая кусок хлеба столь нелегкой работой, потребует положенной оплаты. А по современному тарифу стоимость подобных копий головокружительно высока. Что остается делать композитору, который большей частью не в состоянии выложить такую сумму, как не взвалить этот труд на себя, либо отказаться от надежд на исполнение симфонии. Если же он будет предлагать издателю купить у него партитуру с правом собственности, тот выпроводит его с сострадательной улыбкой и советом написать для фортепиано маленькую пьеску. Наконец, когда симфонию, отрепетировав, сыграют, это принесет ее творцу до смешного мизерную сумму, несколько упоминаний в прессе и зависть некоторых его коллег. На том все кончится примерно лет на десять. Пусть так, возразят мне, но есть же композиторы преуспевающие. Мы видим их в набитых до отказа залах, помпезно дирижирующими фестивалями из собственных произведений. Разве может такой композитор жаловаться на судьбу, получая авторские гонорары, равные призам боксера? . . Увы, это еще одно серьезнейшее заблуждение. Все упомянутые авторские вечера убыточны. Прежде всего всякую возможность получить прибыль отнимают разные налоги, поглощающие больше половины валового сбора. А далее: оркестру нужно заплатить по профсоюзному тарифу и по нему же и хористам, и пожарникам, и полицейским, билетершам и дежурящим в туалетах дамам. Все они получат твердо установленную плату. А на долю композитора придется слава, пусть он ею и доволь- ствуется. К тому же ему угрожают новые ангажементы на таких же в точности условиях. Это факт: слушатели и не подозревают, что композитор-симфонист, сколь ни высока его репутация, не имеет на что жить, если он не выполняет каких-либо других обязанностей. Для композитора, которому не удалось стать ни директором консерватории, ни ее профессором, ни журналистом или дирижером в театре или жена Радио, остается только один путь — работа для кинематографа. Написанная к фильму партитура звучит во множестве различных кинозалов и приносит музыканту авторские. Когда это скандальное нововведение сделалось известным, оно вызвало ожесточенное сопротивление со стороны кинопродюсеров. Среди них нет ни одного, кто, выпуская фильм, не мечтал бы втихомолку вернуть себе часть этих авторских, которые бессовестные пачкуны нотной бумаги желают сохранить для себя полностью. Но есть же, все-таки, традиция! Моцарт, Бетховен, Шуберт скончались в нищете. Не правда ли недопустимо, чтобы нынешние горе-музыкантишки претендовали на другую участь и требовали уважения к своим произведениям. Если эти авторы действительно гениальны, в чем все они, как один, уверены, мы успеем обнаружить это после их кончины. Когда их сочинения станут «достоянием общества» *, можно будет сделать романсированные кинофильмы из их жизни и любовных увлечений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|