МУЗЫКАНТЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
На долю знаменитых музыкантов выпадала жизнь большей частью трудная, иной раз — в нищете. Это весьма занимательно для грубой черни; такое представление о музыкантах сделалось традиционным, и попытки поколебать его были бы опасны. Сравнительно со всеми знаменитостями именно к великим композиторам деятели кинематографии относятся с особой нежностью и жаждут их «увидеть» и «услышать». Любопытно, что их список возглавляет беззащитная фигура Франца Шуберта, за которой сразу следует романтик Фридерик Шопен. В основном сценарии показывают композитора влюбленным в великосветскую даму или в благородную девицу. Последняя, само собой разумеется, с презрением и сарказмом отвергает чистую любовь артиста. Она предпочитает ему или богача, или блестящего военного. С разбитым сердцем наш бедняга-композитор удаляется. Ему необходимо поскорее исповедаться в симфонии, в которой он даст волю выражению своего отчаяния. На премьере симфонии, состоящейся очень вскоре (мы в кино, где невозможное возможно), «предмет любви» (по выражению Тёпфера), слушая вступление тромбона, особенно прочувствованное, мгновенно постигает силу гениальности и страсти музыканта. Увы, уже поздно! Она уже успела выйти замуж и, быть может, даже оказаться матерью двух-трех детей. Могут быть и некоторые другие варианты, но и они почти всегда кончаются печально для творящего артиста. О воздаянии должны позаботиться потомки. Уже много раз показывали нам в картинах великую певицу — кумира публики. Из рук трепещущего от надежды и смущения молодого композитора она берет рукопись его романса. Мгновенно разобрав романс с листа, она тут же на великосветском вечере поет его перед собравшейся элитой. Успех ошеломляющий, дающий композитору одновременно и славу, и богатство. В одном недавнем фильме вальс, исполненный в кабачке, приводит к тем же результатам. Актер, играющий в этой картине роль скрипача, обращается со скрипкой примерно с той же ловкостью, как оперирующий катаракту грузчик. Правда, упомянутый актер сопровождает свою «скрипичную» жестикуляцию улыбками «под Фернанделя» (знаю, некоторые называют их «мольеровскими», некоторые — холеричными). В другой картине другой актер скоблит скрипку, словно отдирает кожуру со свеклы и, о чудо, льются звуки баховской Чаконы!.. Режиссеры-постановщики подобных сценариев имеют, следует признать, абсолютно ложные понятия обо всем, касающемся композиторской работы. Поэтому отнюдь но бесполезно подсказать им некоторые уточнения. Так, крайне редко случается (если это вообще возможно), чтобы композитор в состоянии наития чертил темы своей оперы концом трости на песке. Не так давно в кинокартине показывали Жоржа Бизе, выцарапывав- шего ноты мелодии на обледеневшей окне дилижанса. А до этого он сочинял свою Римскую кантату под аккомпанемент метронома, стучавшего совсем не в такт музыке, которую он сочинял и рукопись которой демонстрировали на экране крупным планом. Наконец, я помню одного Бетховена, который в очень неудобной позе пристроился на подоконнике и записывал углем на шторе вторую тему увертюры к «Кориолану». Я лично знаю многих композиторов, но ни один из них не пользуется этим способом, когда его обуревает вдохновение. Берут обычно лист нотной бумаги, карандаш и записывают все, что диктует гений. Разумеется, это гораздо менее зрелищно. С этим я согласен, но зато разумней, рациональней. Другое из прискорбных и распространенных среди кинорежиссеров заблуждений — быстрота, с которой якобы рождаются музыкальные шедевры. Вот пример: Фернан Гравей — Иоганн Штраус — совершает в коляске прогулку по лесу. Слышит: ре, ре, фа, ля, ля — доносящийся издалека наигрыш почтового рожка — и откликающихся на эту мелодию птиц. Дрозды, зяблики и вся прочая соловьиная братия октавой выше поют: ля, ля, фа, фа. Штраус одной рукой небрежно записывает эти звуки, другой обнимает свою спутницу за талию. И... двумя часами позже, во время обеда, оркестр, составленный из дам, уже играет плод этой прогулки — «Прекрасный голубой Дунай». Вот это да!.. Но это же неправда! Я нахожу показ подобных кадров вредным для молодых людей, чьи музыкальные влечения непреодолимы. Упомянутый пример может их направить на опасный путь композиторской карьеры, лишь очень отдаленно схожей с ее изображением в кинофильмах. Даже вальс не сочиняют так легко и просто. Уважаемым деятелям кинематографии следовало бы отдать себе в этом отчет, заглянув хоть одним глазом в то, что называют оркестровой партитурой. Они увидели бы, что, помимо гения и вдохновения, создание партитуры требует длительного и упорного труда. Необходимо соблюдение правил ее нотной записи. Это также требует и времени, и прилежания, и, я добавлю, таких навыков и знаний, какие достигаются лишь в результате долгих упражнений. Возможно, сделанные мной разоблачения, которые, конечно, не умалят блеска зрелищных концепций мастеров кинематографа, помогут им уменьшить презрительную снисходительность, которую они иногда выказывают злосчастным музыкантам, когда те пишут партитуры для их фильмов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|