НЕ ОГРАНИЧИТЬ ЛИ РОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ?
Это в ходе разговора с Паулем Захером по поводу одной симфонии Гайдна, которую я услыхал впервые, мне пришел в голову такой вопрос. Мы с Захером сошлись во мнениях. Нынче больше не играют симфоний Гайдна и Моцарта, за исключением примерно трех, ибо эти авторы написали их необычайно много. Не исполняют также и кантат Баха и по той же причине, а вовсе не потому, что здесь возникает сомнение в их качестве. Очень редко мы встречаем композиторов, музыка которых исполняется в масштабах, соответствующих количеству написанного ими. Я знаю только пятерых: это Бетховен, Вагнер, Шопен, Равель и Бенджамин Бриттен. Между тем мне хорошо знаком один прославленный художник, работающий очень продуктивно. Он легко пишет за день одну акварель. Эти его акварели, которыми так справедливо восхищаются и за которыми охотятся, хотя их много, все время повышаются в цене, причем всех радует такая плодовитость мастера. Его щедрость ни в малейшей мере не снижает репутации этого художника, а лишь способствует увеличению его славы и богатства. <...> Рассказы Сименона, написанные в 1937—1938 годах, составляют пятнадцать книг. Но лично я, будучи его почитателем, жалею, что их только пятнадцать, так как каждое из его новых произведений доставляет мне какое- то особенное удовольствие. Вероятно, многие читатели разделяют мое мнение, ибо все эти тома сразу расхватали в книжных магазинах. Итак, чем больше возрастает продуктивность этого писателя, тем сильнее возрастает интерес к нему. Предположим теперь, что некий композитор, обладающий большим талантом (в сфере музыки не меньшим, чем таланты упомянутых мной живописца и писателя) начнет нам выдавать, подхлестываемый своим гением, — не по пятнадцать, нет — только по пять симфоний в год! О, это будет подлинной катастрофой, и она окажется тем большей, чем лучшими будут эти симфонии. Ведь если они пролежат в столе у композитора, нас станут презирать наши потомки. Эти партитуры, следовательно, надлежит сыграть. Но кто их сыграет? Симфонические общества. Отлично!.. Но ведь у них имеются свои обычные программы, и есть еще бетховенские фестивали, без которых невозможно обойтись. Таким образом, все остальное время поглотят симфонии невоздержанного автора. Для других молодых уже не найдется места. <.. .> Можно себе представить, какую волну симпатии обрушат на него его молодые и старые собратья. Очевидно, далее обратятся в Организационный комитет концертных ассоциаций или в Союз композиторов, чтобы кто-нибудь все-таки пресек подобные невозможные злоупотребления, положил им конец. Обвиняемый, конечно, будет защищаться. «Вы не смеете мешать посещающему меня вдохновению, даже если оно никогда не исчезает. Вы, вы сами признаете, что мои творения гениальны. Я обогащаю художественную сокровищницу моей страны и всего человечества. Я усердно отдаю этому делу весь свой труд, всю свою жизнь, и т. д...» Если Организационный комитет окажется на высоте своих полномочий, композитору ответят: «Именно Ваше усердие мы и ставим Вам в вину. Вы затопили все программы Вашими произведениями. А поскольку слушателям они нравятся и они требуют их повторения, оркестры, пианисты, радио и телевидение распространяют только их. Ведь в нынешнем сезоне едва-едва смогли всего лишь двадцать раз сыграть Концерт ми-бемоль мажор Листа и только четыре раза Девятую. А композиций молодых, даже наименее способных, вообще никто не хочет слушать. Пора Вам ограничить Вашу продуктивность. Мы даем Вам право сочинять одну симфонию за пять лет, несколько романсов для ваших приятельниц-певиц и две-три фортепианные пьески. Вволю можете писать только музыку для кинофильмов, требуемую в грандиозных дозах и притом проходящую совершенно незамеченной. Ведь когда показывают фильм, буквально никто не прислушивается к музыке, что бы с ней ни проделывали: будь то насилие над Девятой или над „Весной священной" *. Кстати, партитуры к фильмам обеспечат Вас получше, нежели Ваши сонаты и концерты». По отношению к некоторым композиторам уже сейчас успели принять меры: их стали назначать на разные официальные посты, предвидя, что там их так завалят бумагами, что им будет не до контактов с Музой. Другие все уразумели сами, и как только их произведения стали несколько известными, решили замолчать из осторожности. Это — наиболее мудрые, и их примеру надлежало бы последовать. МОЛОДЫМ МУЗЫКАНТАМ Я получаю очень много писем и, к сожалению, не могу на все ответить. Тем не менее среди них есть такая категория, по отношению к которой я все-таки хотел бы это сделать. В нее входят письма неофитов, спрашивающих у меня совета. Эти письма и по содержанию и по форме очень схожи, поэтому мне кажется возможным дать на них один общий ответ, рассчитанный на многих. Вот суть того, что пишут мне в подобных письмах: «Мне семнадцать лет, и я люблю лишь музыку. Хочу стать композитором. Бах и Сати — вот мои боги. Я не учился никогда ни гармонии, ни контрапункту. Пишу, естественно, только ультрамодернистскую музыку. Родители решили, что я должен стать торговцем бакалеи. Вы, * Надо видеть, с каким равнодушием зрители фильма Диснея относятся к звучаниям «Весны священной» 71, тогда как на концертах она все еще слывет «атомной» музыкой. — Примеч. автора. любящий и защищающий нас, молодых, посоветуйте, что же мне делать?» Подобные призывы, сознаюсь, трогают меня, и я в них ясно различаю, на какой ответ они рассчитаны. Но, даже рискуя прослыть ужасным эгоистом, подозрительным завистником, боящимся малейшей тени конкуренции, я почитаю своим долгом сказать правду. Ваши родители, мои юные друзья, правы, когда желают, чтобы вы стали продавцами бакалеи или посвятили себя каким-либо другим профессиям, в такой же мере уважаемым, как и доходным. Ваши современники всегда будут нуждаться в ком-то, кто продавал бы им лапшу пли мыло. Но им нисколько не нужны музыкальные новинки. В почтенном обществе мудрых эрудированных людей, вы, занимаясь музыкой, произведете впечатление взбалмошных мальчишек, осмеливающихся подавать свой голос. Что за дерзостное самомнение вклиниваться туда, где звучит музыкальная речь Моцарта или Бетховена, под предлогом, что и у вас есть нечто такое, о чем следует сказать! Сие нисколько не интересует дирижеров. У них уже давно без вас имеется так много партитур для исполнения. <...> Положение молодого композитора мучительно и унизительно: он тот, кто изготавливает пищу, которую никто не хочет потреблять. Пожалуй, нужно больше удивляться не тому, что сочинения молодых не исполняют, а тому, что все же иногда их включают в программы концертов. Вывод: молодой человек, желающий стать композитором, должен выбрать для себя коммерческое дело, которое предлагают ему родители. Если призвание к музыке у него в крови, то занятия ради твердо обеспеченного заработка не помешают ему сочинять. Труд композитора — не ремесло и не карьера. Стремление писать музыку — это интеллектуальный вывих, род своеобразной мономании, с которой сами вы должны так управляться, чтобы вам ее прощали. Главное условие, чтобы добиться снисходительного отношения — не домогаться исполнения ваших сочинений и говорить о них как можно меньше. Написав все втихомолку, пройдя сквозь тягостные муки непрерывных поисков, направленных на совершенствование, вы можете надеяться, что из законченных вами пяти, десяти или двадцати работ удается, при счастливых обстоятельствах, добиться исполнения одной. Не исключена возможность, что она будет иметь некоторый успех. Но в этот момент не вздумайте считать себя заправским композитором. Вы станете им лишь в тот день, когда путем различных тяжких мытарств добьетесь права получить вознаграждение за написанное вами сочинение. Иные музыканты умирают, так и не дождавшись этого, либо получают такой мизер, что об этом лучше не упоминать. Можете не сомневаться, что при жизни Шуберта его никто не почитал «великим композитором». Нет, я вовсе не хочу в ответ на ваши возражения, которые предвижу, отделаться иронией или шуткой. Глубоко верю в вашу искренность, если вы скажете мне так: «Что значит жизнь, полная лишений и самоотверженности, если нас оценят по достоинству потомки». Ну что ж, от души желаю вам мужества. Оно очень понадобится даже и в тех случаях, если бакалейная торговля или различные бюрократические «должности» дадут вам средства, чтобы в свободные часы жить и творить для человеческого рода. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|