Здавалка
Главная | Обратная связь

Стабильности предприятия



Обеспечение финансовой стабильности(равновесия) в длительном периоде обеспечивается целым рядом мер:

¨ внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;

¨ использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;

¨ повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;

¨ ускорением оборачиваемости оборотных активов;

¨ увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий;

¨ сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

¨ использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.

21. Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации

Практика проведения финансового оздоровления организаций раз­личных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

Схема 1. Меры, предусмотренные этой схемой, позволяют повысить эффективность использования основных средств организации и добиться снижения затрат на их создание:

а) мероприятия по повышению эффективности оборудования:

v определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого в текущей производственной деятельности или мало (редко) используемого в производственной деятельности;

v определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование;

v продажа излишнего или мало используемого оборудования;

v сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования;

v обмен оборудованием между предприятиями;

v консервация оборудования для исключения его из налогооб­лагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

v если предприятие арендует оборудование, следует изучить воз­можности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

v рассмотрение возможности альтернативного использования из­ лишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.

б) этапы повышения эффективности использования административ­ных, производственных и складских помещений:

ü определение перечня площадей административного, произ­водственного и складского назначения, мало используемого в те­кущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем про­изводства;

ü определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей;

ü продажа излишков площадей административного, производ­ственного и складского назначения;

ü сдача в аренду излишков площадей административного, произ­водственного и складского назначения;

ü в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей - проведение работ по их консервации с целью уменьшения теку­щих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.;

ü если предприятие арендует помещения, следует изучить воз­можности перезаключения арендных договоров с арендода­телем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных услови­ях;

ü рассмотрение возможности использования свободных поме­щений для организации новых, более выгодных видов деятель­ности и производства, возможно, в кооперации с другими пред­приятиями и организациями;

ü рассмотрение вариантов централизации деятельности пред­приятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее ко­личество месторасположений с целью высвобождения до­полнительной площади;

ü сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сто­ронним организациям.

Схема 2. Этапы сокращения капитальных вложений:

♠ остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эф­фективными (убыточными) в результате изменения внешних ры­ночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности возвра­та большей части вложенных средств;

♠ изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вло­жений в связи с изменением внешних обстоятельств;

♠ определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для бы­стрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуа­тацию;

♠ консервация объектов капитального строительства с целью сни­жения текущих затрат по их содержанию;

♠ переориентирование инвестиционного проекта на новую дея­тельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

Схема3. Рационализация производственных запасов:

ü уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет до­говоренности о более коротком сроке выполнения заказов на по­ставку и более равномерном поступлении материалов;

ü распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

ü определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образо­вавшихся от закрытия нерентабельного производства, или зале­жавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.;

ü уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресур­сов;

ü определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей;

ü продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам;

ü рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы по­лучить дополнительные средства и снизить издержки хранения;

ü определение возможности переработки, восстановления качества залежавшихся запасов с целью их продажи по повышенной цене.

Схема 4. Рационализация производства:

¨ закрытие нерентабельных производств с высвобождением ма­териальных ресурсов, персонала, оборудования и производ­ственных площадей;

¨ сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современной технологии;

¨ повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим пере­делам;

¨ увеличение выпуска продукции на рентабельных участках про­изводства за счет концентрации на них материальных и трудо­вых ресурсов;

¨ переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов;

¨ прекращение производства продукции «на склад»;

¨ сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;

¨ прекращение видов деятельности, обслуживающих основное про­изводство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изде­лий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др.

¨ всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (со­кращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты

Схема 5. Ускорение оборота денежных средств:

› создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобрета­ющих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за про­дукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравне­нию с договором, оплата в срок);

› создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

› применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают;

› рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженно­сти своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;

› рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продук­цию организации, их финансового состояния с точки зрения воз­никновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др.

Схема 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности:

— уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на ав­тотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;

— внедрение ресурсосберегающих технологий;

— упрощение организационной структуры с целью устранения из­лишних уровней управления и сокращения затрат на оплату тру­да управленческого персонала;

— введение более жесткого контроля за потреблением энергоре­сурсов;

— осуществление закупок материалов совместно с другими поку­пателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов;

— снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или кли­ентами, или другими производителями;

— сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

— сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета, определение сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности опла­ты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т. д.;

— повышение механизации производственного процесса и сокра­щение ручного труда;

— тщательный отбор сырья и компонентов с определенными тех­ническими характеристиками;

— сокращение затрат на покупку сырья и материалов;

— замена импортных материалов на аналогичную продукцию оте­чественного производства;

— использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

— внесение конструктивных, технологических изменений в вы­пускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность пе­рейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;

— внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции;

— уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение воз­можности их использования для производства сопутствующей продукции и др.

Схема 7. Уменьшение оттока денежных средств:

ü разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритет­ности оплаты кредиторской задолженности;

ü удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;

ü нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве.

Схема 8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

Ë определение перечня кредиторов, долги которым следует по­гасить полностью или частично в первую очередь (просрочен­ная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.);

Ë определение возможности переноса срока оплаты задолженнос­ти с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевре­менной оплаты в будущем;

Ë погашение задолженности кредитором активами должника (мате­риальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т. д.);

Ë рассрочка платежа кредиторам частями;

Ë изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

Ë индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка пла­тежей одним, своевременная оплата другим);

Ë всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокра­щения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной став­ки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);

Ë переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение сро­ка погашения долга.

Схема 9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности:

¯ оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиен­там;

¯ определение возможности и необходимости погашения де­биторской задолженности продукцией, услугами, товарами де­битора;

¯ переоформление дебиторской задолженности векселями;

¯ оценка платежеспособности покупателей и определение по­литики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

¯ систематический контроль расчетов с покупателями по отсро­ченным и просроченным задолженностям;

¯ применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т. д.);

¯ продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора.

Схема 10. Реструктуризация банковских кредитов:

ü пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности ре­финансирования полученного кредита в другом банке;

ü переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

ü заключение договора финансирования под уступку прав требо­вания (договор факторинга).

Схема 11. Увеличение объемов продаж:

v проведение маркетинговых исследований и наблюдений за раз­личными оптовыми ценами по аналогичной продукции в дан­ном и соседних регионах;

v определение групп продуктов, которые наилучшим образом под­ходят к изменившимся рыночным условиям, определение кон­курентных преимуществ своей продукции и возможности извле­чения выгоды из них;

v проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и на­хождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпуск­ной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

Схема 12. Совершенствование организации маркетинга для увеличе­ния объема продаж:

¨ поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

¨ информирование потребителей о свойствах продукции, ее ка­честве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

¨ формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных тор­говых точек и т. д.);

¨ формирование системы послепродажного обслуживания продук­ции;

¨ внедрение (применение) системы договоров с гибкими усло­виями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за свое­временное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и др);

¨ развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обес­печения качества поставок и снижения затрат;

¨ обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др.

Схема 13. Совершенствование организации управления:

² сокращение числа звеньев и уровней управления;

² централизация или децентрализация функций управления в за­висимости от конкретных условий производства;

² разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

² увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации;

² создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

² внедрение эффективного информационного обеспечения;

² разработка методов мотивации управленческого персонала в ре­зультатах деятельности предприятия;

² внедрение мероприятий по снижению документооборота (умень­шение бюрократизации в аппарате управления);

² улучшение производственной и организационной структуры уп­равления и др.

Схема 14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

¨ проведение переоценки имущества в связи с изменением ры­ночных условий;

¨ составление налогового календаря;

¨ внедрение информационных программ по обработке бухгал­терских документов и предоставлению VIP-информации для ру­ководителя.

Схема 15. Реорганизация системы производства и управления:

v разделение организации на ряд самостоятельных фирм;

v выделение наиболее рентабельных производств в самостоя­тельные организации и ликвидация убыточных производств;

v присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника;

v соединение (слияние) организации с другой, близкой по произ­водству продукции и образование нового юридического лица;

v преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в ОАО и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.