Стабильности предприятия
Обеспечение финансовой стабильности(равновесия) в длительном периоде обеспечивается целым рядом мер: ¨ внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке; ¨ использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции; ¨ повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции; ¨ ускорением оборачиваемости оборотных активов; ¨ увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий; ¨ сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию; ¨ использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др. Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов. 21. Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации Практика проведения финансового оздоровления организаций различных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации. Схема 1. Меры, предусмотренные этой схемой, позволяют повысить эффективность использования основных средств организации и добиться снижения затрат на их создание: а) мероприятия по повышению эффективности оборудования: v определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого в текущей производственной деятельности или мало (редко) используемого в производственной деятельности; v определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование; v продажа излишнего или мало используемого оборудования; v сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования; v обмен оборудованием между предприятиями; v консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом; v если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него; v рассмотрение возможности альтернативного использования из лишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др. б) этапы повышения эффективности использования административных, производственных и складских помещений: ü определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем производства; ü определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей; ü продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения; ü сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения; ü в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей - проведение работ по их консервации с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.; ü если предприятие арендует помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях; ü рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями; ü рассмотрение вариантов централизации деятельности предприятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью высвобождения дополнительной площади; ü сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сторонним организациям. Схема 2. Этапы сокращения капитальных вложений: ♠ остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности возврата большей части вложенных средств; ♠ изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вложений в связи с изменением внешних обстоятельств; ♠ определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию; ♠ консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию; ♠ переориентирование инвестиционного проекта на новую деятельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др. Схема3. Рационализация производственных запасов: ü уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет договоренности о более коротком сроке выполнения заказов на поставку и более равномерном поступлении материалов; ü распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия; ü определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образовавшихся от закрытия нерентабельного производства, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.; ü уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресурсов; ü определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей; ü продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам; ü рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства и снизить издержки хранения; ü определение возможности переработки, восстановления качества залежавшихся запасов с целью их продажи по повышенной цене. Схема 4. Рационализация производства: ¨ закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей; ¨ сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современной технологии; ¨ повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим переделам; ¨ увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов; ¨ переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов; ¨ прекращение производства продукции «на склад»; ¨ сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж; ¨ прекращение видов деятельности, обслуживающих основное производство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изделий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др. ¨ всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты Схема 5. Ускорение оборота денежных средств: › создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок); › создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим; › применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают; › рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам; › рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продукцию организации, их финансового состояния с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др. Схема 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности: уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.; внедрение ресурсосберегающих технологий; упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала; введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов; осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов; снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами, или другими производителями; сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю; сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета, определение сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т. д.; повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда; тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками; сокращение затрат на покупку сырья и материалов; замена импортных материалов на аналогичную продукцию отечественного производства; использование менее дорогих компонентов, где это возможно; внесение конструктивных, технологических изменений в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы; внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции; уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции и др. Схема 7. Уменьшение оттока денежных средств: ü разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности; ü удлинение сроков платежей менее важным поставщикам; ü нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве. Схема 8. Реструктуризация кредиторской задолженности: Ë определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.); Ë определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем; Ë погашение задолженности кредитором активами должника (материальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т. д.); Ë рассрочка платежа кредиторам частями; Ë изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций; Ë индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим); Ë всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной ставки, отсрочка платежа, рассрочка платежа); Ë переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение срока погашения долга. Схема 9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности: ¯ оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиентам; ¯ определение возможности и необходимости погашения дебиторской задолженности продукцией, услугами, товарами дебитора; ¯ переоформление дебиторской задолженности векселями; ¯ оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита; ¯ систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям; ¯ применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т. д.); ¯ продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора. Схема 10. Реструктуризация банковских кредитов: ü пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке; ü переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный; ü заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга). Схема 11. Увеличение объемов продаж: v проведение маркетинговых исследований и наблюдений за различными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах; v определение групп продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них; v проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др. Схема 12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж: ¨ поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос; ¨ информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции; ¨ формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и т. д.); ¨ формирование системы послепродажного обслуживания продукции; ¨ внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и др); ¨ развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат; ¨ обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др. Схема 13. Совершенствование организации управления: ² сокращение числа звеньев и уровней управления; ² централизация или децентрализация функций управления в зависимости от конкретных условий производства; ² разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций; ² увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации; ² создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия; ² внедрение эффективного информационного обеспечения; ² разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия; ² внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления); ² улучшение производственной и организационной структуры управления и др. Схема 14. Совершенствование системы бухгалтерского учета: ¨ проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий; ¨ составление налогового календаря; ¨ внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов и предоставлению VIP-информации для руководителя. Схема 15. Реорганизация системы производства и управления: v разделение организации на ряд самостоятельных фирм; v выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные организации и ликвидация убыточных производств; v присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника; v соединение (слияние) организации с другой, близкой по производству продукции и образование нового юридического лица; v преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в ОАО и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|