Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и направления аудита учета внешнеэкономической деятельности



В рамках общей цели аудита, объектом которого является финансовая (бухгалтерская) отчетность, цель аудита внешнеэкономической деятельности должна заключаться в следующем: выразить независимое мнение о достоверности отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности операций, связанных с исполнением внешнеторговых сделок, во всех существенных аспектах.

Исходя из цели аудита внешнеэкономической деятельности и принципа существенности, означающего, что отчетность не может быть абсолютно достоверной, аудитор ставит перед собой следующую задачу: определить направление аудиторской проверки, которые включают области повышенного риска искажения данных финансовой отчетности. При этом следует принимать во внимание требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском, установленные федеральным стандартом «Существенность в аудите»[1].

Одним из направлений аудита является законодательно-правовой аспект внешнеторговых операций. Осуществляя проверку в этом направлении, аудитор должен выразить независимое мнение о соответствии:

1. формы внешнеторговых контрактов их содержанию;

2. условий внешнеторговых контрактов нормам международного права и гражданского законодательства Российской Федерации;

3. операций по исполнению внешнеторговых сделок требованиям валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.

Другим направлением аудиторской проверки является проверка соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета. Аудитор должен сформировать независимое мнение о достоверности отражения в бухгалтерском учете внешнеторговых сделок. Для этого необходимо выявить области повышенного риска искажения данных бухгалтерского учета. К ним относятся:

• искажение даты перехода права собственности на товар от продавца к покупателю при экспорте и импорте товаров;

• своевременность отражения экспортной выручки в бухгалтерском учете;

• полнота зачисления экспортной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации;

• наличие просроченной дебиторской задолженности, что замедляет оборачиваемость средств, вложенных в экспортные операции, и снижает финансовую устойчивость экономического субъекта;

• порядок отражения в учете обязательной продажи части экспортной выручки;

• обоснованное списание затрат по экспортным операциям;

• правильность формирования фактической стоимости импортных товаров;

• своевременность и полнота начисления курсовых разниц;

Бартерные сделки, реэкспортные, реимпортные и посреднические операции, при отражении которых в бухгалтерском учете чаще всего допускаются ошибки, связанные с недостаточным знанием правовой основы этих операций.

Искажение учетных данных приводит к недостоверности не только бухгалтерской, но и налоговой отчетности. Поэтому одним из направлений аудита внешнеэкономической деятельности является выполнение экономическим субъектом налоговых обязательств, вытекающих из внешнеторговых контрактов[2].

С точки зрения искажения учетных данных и вытекающих из этого налоговых последствий наибольший аудиторский риск связан с использование участниками внешнеторговых сделок, широко применяемых в международной практике. Российские организации, оформляя свои взаимоотношения с иностранными партнерами, часто не просчитывают правовых и налоговых последствий, вытекающих из формы договора, а бухгалтерский учет таких сделок ведут исходя из своего понимания правовых взаимоотношений с контрагентами, что искажает данные учета в соответственно финансовую отчетность.

Такие сделки должны быть объектом повышенного внимания аудитора при планировании аудита. Учитывая их многоплановое влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, на достоверность бухгалтерского учета и финансовой отчетности, на правовые и налоговые последствия, следует выделять такого рода сделки в отдельную группу повышенных аудиторских рисков в целях комплексного анализа их с точки зрения правовых, учетных и налоговых аспектов.

При планировании аудита внешнеторговых сделок аудитор должен изучить и оценить систему бухгалтерского учета в организации, так как, являясь информационной базой аудита, бухгалтерский учет должен обеспечивать формирование полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Следовательно, достоверность отчетности, подтверждение которой является целью аудита, напрямую зависит от степени достоверности бухгалтерского учета.

Изучение системы бухгалтерского учета внешнеторговых сделок необходимо и для получения аудиторских доказательств.

При планировании аудита внешнеторговых сделок анализу разделов внешнеторговых контрактов, имеющих непосредственное отношение к бухгалтерскому учету, должно быть уделено повышенное внимание[3].

Слабым звеном в системе бухгалтерского учета внешнеторговых сделок, как показывает практика, является отсутствие надлежащим образом поставленного аналитического учета[4]. Ведение учета внешнеторговых операций на субсчетах к синтетическим счетам бухгалтерского учета не обеспечивает получение данных по внешнеторговым сделкам в аналитическом разрезе, что крайне затрудняет получение представительской выборки и повышает аудиторский риск при подтверждении достоверности финансовой отчетности.

В такой ситуации аудитору следует включить в план проведения аудита получение аналитических данных путем заполнения карточек учета внешнеторговых контрактов на основе самих договоров и первичных документов. Эта форма получения данных аналитического учета является значительно более трудоемкой, чем его восстановление по счетам бухгалтерского учета с использованием специальных учетных регистров. Использование данных карточек аудитор может рекомендовать проверяемой организации в дальнейшей работе.

При планировании аудита внешнеторговых операций следует выяснить, существует ли в составе бухгалтерской службы обособленный участок по ведению бухгалтерского учета внешнеторговых сделок. При его наличии повышается вероятность того, что система сбора, регистрации и обобщения информации о внешнеторговых сделках экономического субъекта ведется путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций, связанных с исполнением внешнеторговых контрактов.

На стадии планирования аудита изучается также система внутреннего контроля, под которой понимается совокупность организационных мер и процедур, применяемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Грамотное ведение бухгалтерского учета также можно считать элементом внутреннего контроля. Но помимо бухгалтерского учета она включает еще два элемента: контрольная среда и средства контроля.

Под контрольной средой понимаются общая атмосфера, отношение организации и работе системы внутреннего контроля, общий стиль управления экономическим субъектом.

Под средствами контроля принимаются конкретные процедуры, осуществления работниками экономического субъекта на вверенных им направлениях и участках хозяйственной деятельности.

С учетом специфики внешнеторговых операций должны применяться и соответствующие им средства контроля, обеспечивающие эффективную работу всей системы в отношении таких операций, высокую степень ее надежности. Если в организации созданы специальные службы внутреннего аудита или в штате бухгалтерии имеются работники, в должностные обязанности которых входят изучение и анализ законодательства и нормативных актов в сфере валютного и таможенного регулирования, у аудитора появляются основания считать, что ведение бухгалтерского учета внешнеторговых операций осуществляется в соответствии с указанными нормативными актами. Тогда при планировании аудита он может уделить больше внимания зонам повышенного риска: тем положениям нормативно-законодательных актов, на которые приходится основная масса нарушений валютного законодательства.

Одной из задач аудитора является определение направления и степени влияния внешнеторговых сделок на финансовое состояние организации, оценка их экономической целесообразности. Это необходимо для формирования профессионального суждения аудитора о финансовой устойчивости экономического объекта. Данная задача будет приобретать все большее значение в связи с тем, что в России из-за большой протяженности собственной и транзитной территории чрезвычайно велика транспортная составляющая в конечной стоимости экспортируемых и импортируемых товаров. Поэтому можно предположить, что по мере неизбежного роста тарифов на перевозки будет снижаться рентабельность внешнеторговых сделок. Это отрицательно скажется на общем финансовом состоянии российских организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность.

Таким образом, традиционно в качестве информационной базы при проведении аудиторских проверок используются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета, что вытекает из цели аудита, определенной Законом «Об аудиторской деятельности»[5]. Однако применительно к внешнеэкономической деятельности содержание информационной базы аудита не может ограничиваться бухгалтерской отчетностью и данными бухгалтерского учета. Исходя из необходимости расширения целей и задач аудита внешнеторговых сделок и операций за счет оценки соответствия их правовому, валютному и таможенному законодательству информационную базу аудита составляют также нормы международного и гражданского права, положения валютного и таможенного законодательства, регламентирующие порядок осуществления внешнеторговых операций.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.