Оценка соответствия внешнеэкономических операций правовому, валютному и таможенному законодательству
Такая оценка является одним из элементов комплексной методики проведения аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности организаций, направленной на повышение качества аудита и способствующей формированию профессионального суждения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и финансовой устойчивости экономического субъекта. Правовое, валютное и таможенное регулирование внешнеэкономических операций является неотъемлемой частью законодательства Российской Федерации. Поэтому соответствие указанных операций этим видам законодательства также должно входить в задачи аудиторских проверок. Очевидно, что отложенные во времени последствия финансовых санкций за нарушение правового, валютного и таможенного законодательства изменяют финансовое положение организации и даже могут привести к прекращению деятельности данного экономического субъекта. Даже если не умышленно, а вследствие недостаточной квалификации бухгалтерских и финансовых работников или из-за отсутствия у них специальных знаний в области международного, государственного права, валютного, таможенного законодательства возможность наступления финансовых санкций не будет указана в пояснениях в отчетности, то такая отчетность не может считаться достоверной. Следовательно, аудитор, не проверяющий внешнеэкономические организации на их соответствие правовому, валютному, таможенному законодательству и подтверждающий при этом достоверность финансовой отчетности, несет повышенный аудиторский риск при формировании суждения о возможности к проверяемому экономическому субъекту допущения непрерывности деятельности. Аудитор должен выявлять операции, осуществленные экономическим субъектом с нарушением валютного и таможенного законодательства, и при выдаче аудиторского заключения учесть вероятность того, что последующее применение санкций за эти нарушения окажет существенное влияние на финансовое положение организации и может поставить под сомнение возможность ее функционирования в обозримой перспективе. Для проведения аудита внешнеэкономических операций на их соответствие правовому, валютному и таможенному законодательству требуется соответствующая информационная база. Основным документом, в котором содержатся все сведения о заключенной сделке, является внешнеторговый контракт. На стадии его заключения решаются вопросы правового регулирования отношений сторон внешнеэкономической сделки и ее условия. На стадии исполнения контракта несоблюдение правовых норм, допущенное при его заключении, может привести и к финансовым последствиям. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами определяет Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время принят новый Закон от 8.12.03г.№164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Для аудитора будет полезной содержащаяся в новом Законе информация о том, что к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся также запрет и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. В новом Законе даны уточненные понятия внешнеторговой деятельности, экспорта и импорта, вводится ряд понятий – «международный транзит», «таможенный союз», «зона свободной торговли». Правовое регулирование внешнеторговых сделок осуществляется на основе норм международного права, норм национального законодательства каждой из сторон сделки, а также условий внешнеторгового договора купли-продажи, называемого контрактом, которые устанавливаются по договоренности сторон в рамках действующего международного и национального права и фиксируются в контракте. Международные нормы во всех странах имеют приоритет перед национальными, этот принцип закреплен и в Конституции Российской Федерации. Нормы международного права, регламентирующие договоры международной купли-продажи, содержатся в Венской конвенции, разработанной в 1980г. и вступившей в силу с 1января 1988г. Россия как правопреемница СССР, подписавшая эту конвекцию 1сентября 1991г., является ее участницей. Поэтому положения Венской конвенции, как и для всех государств, подписавших ее, стали частью права Российской Федерации[7]. Венская конвенция регламентирует определенный круг вопросов, касающихся договора международной купли–продажи. Обязательным критерием договора международной купли – продажи является местонахождение коммерческих организаций в разных государствах. Государственная принадлежность сторон не принимается во внимание. Правильное определение категории договора имеет для аудитора практическое значение: если договор не признается международным, к отношениям сторон по такому договору применяются нормы российского гражданского законодательства. В зависимости от категории договора к нему применяются и разные нормы валютного законодательства. Венская конвенция определяет обязательства сторон по договору международной купли-продажи товаров. Продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и право собственности на товар покупателю, а покупатель обязан уплатить цену за товар и принять его поставку. При этом Конвенция не определяет момент перехода права собственности на товар и последствий в отношении права собственности на него; не касается она действительно самого договора или отдельных его положений. Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли–продажи, когда коммерческие организации сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Другой стороной экспертизы внешнеторговых контрактов является проверка на соответствие условий контракта требованиям к их содержанию. Стороны сделки в соответствии с гражданским законодательством свободны в выборе условий договора. Однако эти условия не должны противоречить другим нормам законодательства и должны вступать в противоречие с нормами административно-правового регулирования стран-контрагентов (экспортно-импортного, валютного, таможенного). В то же время условия контракта должны защищать интересы российского участника внешнеторговой сделки. В связи с этим перед ним стоит задача – выработать такие условия контракта, которые совмещали бы его интересы с требованиями национального законодательства и международных правовых норм. В этом плане следует использовать Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, разработанные и утвержденные Министерством внешних экономических связей Российской Федерации от 29.02.96 г. совместно с ГТК РФ и ВЭК России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.01.96 г. № 55-р. Они отражают сложившуюся мировую практику оформления внешнеторговых сделок, направлены на защиту интересов российских организаций при осуществлении внешнеэкономической деятельности и учитываются уполномоченными банками при принятии внешнеторговых контрактов на расчетное обслуживание и оформление паспортов сделок. В практике нашей страны уплата пошлин является необходимым условие перемещения товаров через таможенную границу как при их вывозе, так и при ввозе. Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от таможенного режима взимаются налог на добавленную стоимость, а также акцизы по подакцизным товарам. В связи с этим существенное значение имеет методика определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товара, являющейся исходной базой для начисления адвалорных пошлин, таможенных сборов и НДС. При этом она по-разному определяется для экспортируемых и импортируемых товаров. Нормативно-правовой основой для определения таможенной стоимости экспортируемых товаров являются Закон Российской Федерации от 21.05.93г. (с изменениями на 23.12.03г.) «О таможенном тарифе» и постановление Правительства Российской Федерации 7.12.96г.№1461 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации». Во исполнение этих документов приказом ГТК России от 27.08.97г.№522 (с изменениями и дополнениями от 23.05.02г.) утверждены Правила применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. При ввозе товаров таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом « О таможенном тарифе». Таможенная стоимость определяется декларантами, но контролируется таможенными органами. Знание аудитором принципом ее определения позволяет ему контролировать правильность исчисления базы для расчета таможенных платежей и выявлять несоответствие величины таможенной стоимости и ее структуры тем документам, которые предъявлены в ее подтверждение. В процессе осуществления экспертно – импортных сделок возникают валютные отношения между разными субъектами права: граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане; юридические лица; иные организации, не являющиеся юридическими лицами; государство. Субъекты валютных отношений осуществляют валютные операции, одним из объектов которых являются валютные ценности. Перечень валютных ценностей и валютных операций устанавливается Законом Российской Федерации от 9.10.92г.№3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с учетом последующих изменений и дополнений), а с 10 июня 2004г. – Федеральным законом от 10.12.03г. №173 –ФЗ. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативные документы Банка России, принятые им в рамках этого Закона по отдельным направлениям валютного регулирования, по конкретным вопросам, формируют законодательную базу в сфере регулирования валютных операций. Она составляет неотъемлемую часть информационной базы аудита внешнеэкономической деятельности организаций на предмет соответствия внешнеэкономических операций нормам валютного законодательства. Основой законодательного регулирования валютных операций являются следующие нормативно-правовые акты: Письма Центробанка от 09.07.92 г. № 14 и от 08.09.00 г. № 120п, Приказ Минфина РФ от 31.10.00 г. № 94н, Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44и, Письмо ВAC РФ от 23.08.99 г. № 5696/99, Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. № 7 (ред. от 18 июня 1999 г.), Положение Банка России «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» № 62 от 25 июня 1997 г. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|