Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормативное регулирование аудита внешнеэкономической деятельности



 

Внешнеторговая деятельность российских организация тесно связана с движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18.06.2004 действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". За 12 лет закон устарел, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон). Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести национальное валютное законодательство России в соответствие с требованиями современного международного законодательства о свободном перемещении капитала. Кроме того, за эти годы было выпущено достаточно много указаний, разъяснений и писем по вопросам валютного законодательства, устанавливающих ограничения, и разобраться в них было сложно. В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Изменения направлены на повышение «прозрачности» национального валютного законодательства, расширение возможностей резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению российской экономики. Кроме того, создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в российскую экономику, развитие международных связей и деловой активности иностранных граждан в РФ.

Новый Закон более прогрессивен по сравнению с Законом №3615-1: отпала необходимость получать специальное разрешение по капитальным валютным операциям, но бесконтрольными валютные операции не останутся. Разрешения заменены другими способами контроля - резервированием денежных средств, специальными счетами и предварительной регистрацией. Но применяться эти меры могут только в случаях, прямо предусмотренных Законом.

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

Новыми для валютного законодательства стало разделение ценных бумаг на внутренние и внешние[6]. Ранее использовались понятия "ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте" и "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации", к которым относились платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации. В Законе введены новые понятия "специальный счет" и "валютные биржи". Внесены изменения в состав "валютных ценностей". В них теперь включаются только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Из состава валютных ценностей и сферы валютного контроля исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Их обращение регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В понятийном аппарате Закона N 173-ФЗ уточнено и более четко сформулировано понятие "резидентство". Как и ранее, резидентами признаются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территории Российской Федерации их филиалы, представительства и иные подразделения; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях. Закон также включил в понятие резидента Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. По сравнению с нормами прежнего валютного законодательства перечень лиц, отнесенных к нерезидентам, теперь является открытым и включает также иных лиц, которые не указанны в перечне резидентов.

В Законе уточнено понятие "валютные операции". Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на (с) территорию России. Закон N 3615-1 предусматривал деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, при этом перечень операций обоих видов был определен. Собственно понятие текущей операции не применяется. Просто в составе валютных операций между резидентами и нерезидентами выделены валютные операции движения капитала, которые регулируются Правительством и Банком РФ соответственно. При этом изменились критерии, согласно которым экспортные и импортные операции относились к текущим. Теперь считаются текущими расчеты между российскими и иностранными фирмами с отсрочкой платежа до 180 дней. То есть российская компания может предоставить иностранному покупателю при экспорте товаров отсрочку платежа по внешнеторговому контракту на срок не более 180 дней.

В новом Законе валютные операции разграничены в зависимости от состава участников: на валютные операции между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами. Такая классификация соответствует положениям международных договоров, в т.ч. Соглашения международного валютного фонда, принятого 22.07.1944. Новый Закон, в отличие от Закона N 3615-1, устанавливает нормы прямого действия по операциям движения капитала и в отношении других валютных операций между резидентами и между нерезидентами.

Новым Законом установлено, в какой валюте производятся расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами. По операциям с внутренними ценными бумагами расчеты осуществляются в рублях, если иное не установлено Банком России в отношении отдельных видов внутренних ценных бумаг или в целом в отношении всех видов. По операциям с внешними ценными бумагами расчеты могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком РФ в целом или в отношении отдельных видов внешних ценных бумаг.

Одним из ограничений осуществления валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами в зависимости от вида имущества, которое является предметом этих операций, служит требование об использовании специального счета. Специальный счет – это: банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Законом.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.