Здавалка
Главная | Обратная связь

Проверка оказания услуг по договорам между резидентами и



Нерезидентами

 

Основная задача аудита связана с проверкой исполнения российской организацией функций налогового агента и обоснованности неудержания им налогов с нерезидента.

Согласно российскому законодательству в определенных случаях у нерезидента, получающего доход от источников в Российской Федерации, возникают налоговые обязательства по уплате налога на доход и налога на добавленную стоимость. Будет ли сам платить налоги или их должен удержать у нерезидента налоговый агент – российское юридическое лицо, являющееся источником выплаты дохода, зависит прежде всего от статуса иностранного юридического лица.

В соответствии с НК РФ в том случае, если иностранное юридическое лицо имеет статус постоянного представительства, оно должно состоять на учете и платить налоги самостоятельно. При этом понятие постоянного представительства у иностранной фирмы - это регулярное осуществление деятельности на территории Российской Федерации. Следовательно, аудитор должен убедиться в том, состоит ли на учете в налоговом органе иностранное юридическое лицо. От этого зависит, должна ли проверяемая им российская организация исполнить функцию налогового агента при выплате иностранной фирме дохода. Косвенно это подтверждается наличием идентификационного номера налогоплательщика на расчетно-платежных документах.

Другим фактором, определяющим возникновение у российской организации обязательств по исполнению функций налогового агента, является место оказания услуг. Если российская организация получили услуги от президента на территории иностранного государства, то они не являются объектом налогообложения (в отличие от оказанных услуг оказанных). Однако факт получения услуг за рубежом должен подтверждаться документально.

Основанием для удержания налоговым агентом НДС с доходов иностранного юридического лица является признание местом реализации работ, услуг на территории Российской Федерации. Но критерии для признания территории Российской Федерации местом реализации работ и услуг согласно НК РФ применяются разные в зависимости от характера работ и услуг.

Приведенными в ст.148 НК РФ перечнями и критериями должен руководствоваться аудитор, определяя обоснованность удержания или неудержания НДС с нерезидента.

Чтобы определить, в каких случаях покупатель и исполнитель осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, аудитору следует руководствоваться критериями, изложенными в ст.148 НК РФ.

Ими являются государственная регистрация в Российской Федерации; в учредительных документах территория Российской Федерации указана как место нахождения органа управления, постоянно действующего исполнительного ордена, постоянного представительства.

Аудитор должен убедиться в том, что место выполнения работ, оказания услуг подтверждается контрактами, другими документами.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты, связанные с удержанием НДС. Сумма налога исчисляется от полной суммы платежа, если в контракте он не указан и не выделен отдельной строкой в расчетных документах. В бюджет сумма налога перечисляется одновременно с перечислением платежа иностранному партнеру по сделке. Предъявить к вычету уплаченную за нерезидента сумму налога налоговый агент может только в том случае, если полученные от нерезидента услуги (работы) используются в производственной деятельности.

Следует отметить, что услуги (работы) настолько разнообразны по своему характеру, настолько специфичны, что каждая услуга, каждый вид работ требуют при проверке индивидуального подхода. Поэтому при проведении аудита услуг выборочный метод проверки не эффективен.

При проведении аудита налогообложения экспортно-импортных операций необходимо в первую очередь учитывать изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты НДС по экспортным операциям, а также взимания НДС и акцизов при ввозе товаров на территорию РФ.

С введением в действие гл. 21 Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость» с 1 января 2001 г. экспортные опе­рации выделены в особый вид операций, облагаемых по ставке 0%. Согласно ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС по экспортным товарам применяется при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. К ним относятся:

· контракт (копия контракта) налогоплательщика с лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;

· выписка банка, подтверждающая фактическое поступление вы­ручки от иностранного лица — покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

· грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками россий­ского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, ироссийского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;

· копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных до­кументов с отметками пограничных таможенных органов, подтверж­дающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Имеются некоторые особенности подтверждения нулевой ставки при внешнеторговых товарообменных операциях, когда налогопла­тельщик представляет в налоговые органы (вместо выписки банка) до­кументы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.

Если товары реализуются через посредников (агентов, комиссио­неров, поверенных), то аудитору необходимо выявить наличие дополнительно представленной копии договора с ними. В этом случае выписку банка представляют со счета комиссионера.

Документы, подтверждающие право на применении нулевой став­ки, представляются в срок не позднее 180 дней, считая с даты офор­мления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта. 181-й день с даты по­мещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможен­ный режим транзита признается датой реализации товаров. Если впос­ледствии налогоплательщик представит в налоговые органы докумен­ты, обосновывающие применение нулевой ставки, уплаченные суммы налога подлежат возврату

Аудитору следует уделить особое внимание порядку применения льгот при экспорте услуг (п.1 ст. 164 НК РФ), налогообложению меж­дународных перевозок (п. 1 ст. 157 НК РФ), расчету налоговой базы по авансам, полученным в оплату экспортных операций (п. 8 ст. 171 НКРФ).

Превышение суммы налоговых вычетов над суммой исчисленного НДС подлежит возмещению налогоплательщику. Возмещение осу­ществляется путем зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других налогов (пеней, присужденных штрафов), подлежащих пере­числению втот же бюджет, а при отсутствии такой обязанности — путем возврата из бюджета сумм такого превышения. В соответствии со ст. 176 НК РФ срок для принятия решения о возмещении НДС установлен в течение трех месяцев со дня предоставления отдельной декларации. Срок возмещения налога - тот же (3 месяца), если до его истечения подано заявление о возврате налога, и две недели со дня подачи заявлении, если заявление подано после истечения указанного срока.

В связи с вступлением в силу второй части НК РФ письмом Госу­дарственного таможенного комитета России от 19 декабря 2000 г. ут­верждены Методические рекомендации о порядке применения НДС и Методические рекомендации о порядке применения акцизов в отно­шении товаров, ввозимых на территорию РФ, Эти рекомендации обоб­щили положения действующих в настоящее время нормативно-пра­вовых актов по вопросам исчисления и взимания НДС и акцизов та­моженными органами. В них содержатся формулы для исчисления налогов. Поэтому при проведении аудиторской проверки следует проверять соответствие операций по применению НДС, акцизов данной законодательной базе.

При проверки правильности исчисления сумм акцизов, подлежащих уплате, аудитору следует учи­тывать вид ставки, установленной на конкретный товар. Сумма акциза по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки ак­циза, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если же на товар установлены специфические ставки, то сумма акциза исчисляется как произведение соответствую­щей ставки акциза и налоговой базы. Налоговая база акциза представ­ляет собой таможенную стоимость ввозимого товара, увеличенная на сумму ввозной таможенной пошлины.

Также аудитору необходимо помнить, что согласно ст. 153 НК РФ при ввозе товаров на таможенную терри­торию РФ налоговая база для НДС определяется налогоплательщиком не только в соответствии с гл. 21 НК РФ, но и на основании таможен­ного законодательства РФ. А налоговой базой для исчисления НДС яв­ляется таможенная стоимость ввозимого товара, увеличенная на сумму ввозной таможенной пошлины и сумму акциза. К исчисленной таким образом налоговой базе применяется соответствующая ставка НДС.

Налоги при ввозе товаров на территорию РФ уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Их уплата осуществляется таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. По желанию плательщика налоги могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. Если же плательщик хочет уплатить налоги в различ­ных видах валют, то это допускается только с согласия таможенного органа.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.