Здавалка
Главная | Обратная связь

Ресурсы научно технического предприятия.



Понятие инвестиции и инновации тесно связаны с НТП (НТП – прогрессивное поступательное развитие науки и техники). Это и обеспечивает интенсификацию производства.) НТП можно определить следующим образом – процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и непроизводственной сферы. Все эти составляющие образуют единый комплекс (наука - техника – производство – потребление). В этом комплексе обычно выделяют 4 составляющие – фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, проектно конструкторские разработки, опытно-экспериментальные разработки. Фундаментальные исследования – изучение новых законов и закономерностей, новых способов их использования (ими занимается РАН). Во время прикладных исследований отраслевые институты ищут способы применения фундаментальных исследований каждый в своей области. Для интенсификации конкретной отрасли производства. Затем на основе прикладных исследований разрабатываются конструкции новых машин и новых технологий. Обычно отличаются конструкторские разработки тем, что это чертежи регламенты и другая документация. И на заключительном этапе эти технологии испытывают на опытных установках, дорабатывают, устраняют недостатки с тем, чтобы в массовом производстве продукция выпускалась без дефектов. В связи с изложенным появляются такие понятия как: новшества, нововведения, инновации и инвестиции. С этим нужно разбираться в деталях. Чаще всего они оформляются ввиде патентов, товарных знаков и другой документации. Главная цель патента – использовать новшество, чтобы была прибыль.

Инновация – конечный результат, а конечным результатом является не только произведение, но и применение, продаваемость.

Инновации могут быть трёх видов:

· Совершенствование

· Продуктовые

· Процесс инновации

По степени новизны инновации выделяют две категории:

- абсолютно новые

- относительно новые

 

В связи с внедрением инноваций возникает одно понятие специальная инновационная деятельность, которая была бы направлена не только на использование результатов, но и на их коммерциализацию.

В зарубежных фирмах инновационная деятельность практически соединена с производством, т.е. научные центры, лаборатории создаются внутри корпораций. Они ведут прикладные исследования, ведут разработки и здесь же осваивается новая продукция. С этой целью созданы корпорации «Сухой»

Вторая орг форма – временные трудовые коллективы (ВТК) они создаются для конкретно какой то работы и периодически расформировываются.

Третья орг структура – государственные научные центры (ГНЦ) = 60шт в РФ. Крупные научные организации, которые решают стратегические задачи. В последнее время стали возникать структуры нового типа. Технопарки, бизнес инкубаторы, технополисы, венчурные фонды и предприятия. И в совокупности они формируют инновационную инфраструктуру, которая способствует коммерциализации результатов НИОКР. В РФ недавно были созданы несколько особых экономических зон (в этих зонах создаются очень льготные условия для зарегистрированных там предприятий). Технополис = наукоград (Обнинск, Дубна, Пущино, Королёв и тд)

 

Бизнес инкубатор, где обучают бизнесменов. Сюда также включаются университеты.

Венчурный бизнес – рисковый бизнес. В условиях рынка финансы имеют первостепенное значение.

В России несколько источников финансирования: бюджетное финансирование и софинансирование, внебюджетные источники (банки, инвестиционные фонды, зарубежные фирмы), средства из внебюджетных фондов РГНФ, РФФИ и др подобные фонды.

Большое значение в связи с финансированием инвестиционной деятельности имеет долгосрочная аренда или лизинг.

Формы организации инновационной деятельности:

· Административно хозяйственная форма (в рамках одной корпорации)

· Проектно целевая форма (предусматривает координацию инновационной деятельности из одного центра)

· Инициативная форма организации инновационной детяельности (предполагает инициативную деятельность фирм и учёных одиночек, чтобы внедрить то или иное новшество в практику)

Инновационные комуникации – информационные и другие связи участников инновационной деятельности.

В рыночной экономике инновационная деятельность не может осуществляться без инвестиций.

Инвестиции – долгосрочные вложения в капитал в объекты предпринимательской и другой деятельности с целью получения прибыли и другого положительного эффекта.

Инвестиции подразделяются на (в зависимости от объекта инвестирования)

· Реальные – долгосрочное вложение средств в капитальное строительство, расширение и развитие производства. Средства направляемые на увеличение основных фондов, нематериальных активов, оборотных средств. Вложение средств в развитие предприятия.

· Финансовые – долго и краткосрочные вложения средств в ценные бумаги предприятия, в облигации государственных и местных займов, в уставные капиталы, займы другим предприятиям.

В зависимости от цели:

· Прямые – вложение средств с целью приобретения контроля над предприятием (в ООО – это доля в уставном капитале должна быть более 50%, в АО – бывает даже что и 10-15%)

· Портфельные – вложение средств в ценные бумаги предприятия (цель: доходы предприятия в виде дивидендов

· Прочие – банковские ссуды, займы

Деятельность предприятия, связанная с инвестициями называется инвестиционной. Реализуется инвестиционная политика с помощью инвестиционных проектов, в которых находятся инновации

Инвестиционный проект – описание замысла, план его реализации. Поэтому инновационно инвестиционнй проект можно рассматривать с трёх позиций, с позиции обоснования экономической целесообразности, с позиции разработки проектно сметной документации, с позиции практических действий по осуществлению инвестиций. Весь процесс осуществления проекта можно рассматривать как инвестиционный цикл – период времени от появления замысла проекта до момента его завершения и достижения поставленной цели. Этот цикл включает три этапа:

1) Прединвестиционный – на этом этапе оценивается внутренняя внешняя среда, обосновывается проект с технической, экономической, экологической позиции

2) Инвестиционная стадия – эта разработка, экспертиза и утверждение проекта. Разработка проекта требует хоть и небольших, но инвестиций. В инвестиционный включаются разработка проекта, строительно монтажные работы, набор персонала и сдача объекта в эксплуатацию.

3) Эксплуатационный цикл – в экономической практике различают глобальные проекты (народнохоз проекты, крупномасштабные проекты) Локальные проекты в рамках предприятия. Для финансирования проекта используются как собственные источники, так и заёмные. Любой проект должен быть оценён с точки зрения эффективности (этот вопрос лучше изложен в учебнике Волкова)

Различают несколько видов эффективности: коммерческая или финансовая эффективность, которая учитывает только финансовые последствия реализации проекта. Нужно различать эффективность проекта и эффективность участия в проекте тех или иных инвесторов.

Бюджетная эффективность отражает последствия осуществления проектов для бюджетов различного уровня.

Экономическая и социально экономическая эффективность. Отражает более широкий народно хозяйственный подход. Нужно учитывать не только прямые затраты, но и косвенные затраты.

 

Принципы расчёта эффективности –

1) оценка эффективности должна производиться за весь жизненный цикл проекта до его прекращения.

2) Должна быть обеспечена сопоставимость условий различных вариантов осуществления проекта.

3) учёт фактора времени. Для того чтобы привести разновременные затрата к одному моменты времени используют дисконтирование.

Выбор вариантов инвестирования следует производить на прединвестиционной стадии, обычно это делается при технико-экономическом обосновании проекта или при разработке бизнес плана проекта.

Бизнес план или план осуществления бизнеса обычно включает основные разделы:

1) Резюме – излагается кратко суть проекта, итоги экономических расчётов, показывается привлекательность для инвесторов

2) Сущность проекта – какая продукция будет выпускаться, какие конкурентные преимущества у проекта и тп

3) Оценка рынков сбыта и конкурентов

4) План маркетинга – план мероприятий по завоеванию рынка

5) План производства – здесь указывается какое оборудование, какие ресурсы и др вопросы

6) Организационный план – организация производства и орг структура

7) Финансовый план – каков объём инвестиций, источники финансирования, финансовые результаты.

8) Риск – его оценка, предупреждения и снижение рисков

9) Приложения

Технико экономическое обоснование (ТЭО) по ЮНИДО – предполагает следующие разделы ТЭО:

1) Общие сводные данные и условия осуществления проекта

2) Рынок и производственная мощность предприятия

3) Материальные факторы производства

4) Место нахождение предприятия

5) Проектно конструкторская документация

6) Организация предприятия и накладные расходы

7) Трудовые ресурсы

8) Планирование сроков осуществления проектов

9) Финансово-экономическая оценка проектов

Бизнес план больше ориентирован на оценку рынка, финансовые вопросы.

При расчётах эффективности следует пользоваться официальным документом, который называется методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Они утверждены министерством РФ и госстроем (21.06.1999) №ВК 477

В методике рекомендуется оценивать как количественные, так и качественные показатели. Но в первую очередь учитывать количественные показатели:

1) чистая текущая стоимость (другие возможные названия – чистый дисконтируемый доход или чистый приведённый доход NPV)

NPV=-∑(от 0 до t)( J/(1+E)^t )+∑(CF/1+E)^t)

J – инвестиции

СF – чистый доход за расчётный период t (чистый доход – выручка минус текущие затраты = прибыль)

t – продолжительность расчётного периода. I – число лет или месяцев от появления идеи проекта до его завершения.

CF – может рассчитываться как по чистой прибыли, так и по чистой прибыли с учётом амортизационных отчислений.

E – норма дисконта иначе говоря – это норма эффективности или доходности, которая приемлема для инвестора

Инвестиционный проект порождает денежные потоки – инвестиционный, операционный и финансовой деятельности. На каждом шаге расчётного периода, а шаг может быть год, значение потока характеризуется притоком денежных средств от продажи продукции, во вторых оттоком денежных средств – платежи за строительные материалы, сырьё, сальдо денежного потока (разница между притоком и оттоком). В начале осуществления проекта производятся инвестиционные затраты, поэтому происходит отток денежных средств и поэтому минус перед знаком суммы. Потом приток денежных средств – поэтому +. Поэтому инвестиции не равнозначны с точки зрения фактора времени. Прибыль полученная раньше имеет большую ценность, чем полученные позже.

Если показатель NPV положителен, то вывод может быть однозначный, что проект достоит отчислений. Показатель чистый дисконтируемый доход прост и отражает реальные изменения активов инвестора. Но он также имеет показатель Е, который субъективен

 

Рентабельность проекта (инекс прибыльности и индекс доходности) PI = (∑(CF/(1+E)^t))/((∑(I/(1+E)^t))

чем показатель больше единицы тем инвестиционная превлекательность выше

Срок или период окупаемости

PB – отражает продолжительность возмещения или возврата инвестиций за счёт дохода от осуществления проекта.

PB = ∑I0/PV

I0 – сумма первоначальных инвестиций. PV – приведённый чистый доход (текущая стоимость = (∑(CF/(1+E)^t))

Первый метод применяется в тех случаях, когда денежный приток примерно одинаков по годам, а второй метод записывается словами без формулы: из первоначальных инвестиций нарастающим итогом вычитают ежегодные или ежемесячные денежные поступления, до тех пор, пока остаток не станет равен нулю. В этот момент и рассчитывается срок окупаемости.

 

Внутренняя норма рентабельности – внутренняя норма доходности – внутренняя норма прибыли – IRR – это такая ставка или норма рентабельности, при которой капитализация получаемого дохода становится равной инвестициям, т.е. они окупаются.

 

0=-∑(от 0 до t)( J/(1+IRR)^t )+∑(CF/1+IRR)^t)

∑(от 0 до t)( J/(1+IRR)^t )=∑(CF/1+IRR)^t)

 

большое значение для выбора эффективного варианта имеют такие факторы как инфляция, а инфляция ведёт к увеличению цен, ЗП и стоимости инвестиционных проектов.

Также нужно учитывать неопределённость ситуации – неполнота или неточность исходных данных, различные риски. Может риск быть связан с недостатком инвестиций.

Возникло понятие «устойчивость проекта» - чувствительность проекта к различным рода изменениям, т.е. устойчив тот проект, который будет эффективным при различных условиях (даже неблагоприятных), чтобы их предусмотреть разрабатывают различные сценарии (эти сценарии предусматривают меры для предотвращения или смягчения негативных последствий)

Планирование деятельности фирмы: система внутрифирменного и стратегического планирования

1) планирование в условиях рынка (роль и место в управлении сущности функций, формы планирования и виды планов)

2) организация планирования, его принципы и методы

В первые годы рыночных реформ на многих предприятиях произошла ликвидация планово экономического планирования. Однако рынок не исключает планирования, но усиливает роль, но с оговоркой, будет ли это централизованное или децентрализованное планирование. Сущность планирования – содержание планирования – процесс разработки корректировки планов, который включает обоснование и конкретизацию деятельности предприятия на ближайшую и отдалённую перспективу. Этот процесс отражается в системе экономических показателей, которые фиксируют затраты ресурсов и полученные результаты. Принципы планирования предприятия в рыночных условиях:

1) гибкость планирования (планы должны адаптироваться к изменениям внешн и внутр среды)

2) непрерывность планирования – она обеспечивается сдвигом планового периода после завершения года или квартала

3) комплексность планирования – все направления финансово хоз деятельности фирмы взаимоувязаны.

4) многовариантность планирования – обычно составляют оптимистический план, пессимистический и промежуточный.

5) Итеративность – поэтапная переработка плана для достижения цели.

Формы и виды планирования: что касается форм, то следует выделить такие формы, как консервативное планирование, адаптивное и программно-целевое планирование.

 

1) консервативное планирование – планирование от достигнутого уровня

2) адаптивное планирование – суть его в приспособлении прежних методов и имеющихся возможностей к изменениям среды и внешней и внутренней.

3) программно целевое планирование

Кроме названных ещё две:

1) директивное планирование

2)индикативное планирование –устанавливаются показатели, которые не имеют директивных показателей, а имеют ориентир

 

В рамках этих форм различают следующие виды планирования:

· в зависимости от продолжительности периода

o долгосрочные -свыше 5 лет

o среднесрочные – 3 -4

o краткосрочное – 1 -2 года

o текущее планирование

· в зависимости от целевой направленности

o стратегическое – предусматривает достижение долгосрочных целей фирмы и разработку механизмов реализации

o тактическое – направлена на обоснование и принятие решений о распределении ресурсов фирмы в более короткие периоды для достижения стратегических целей. Имеет две разновидности:

§ оперативное планирование – это тоже самое что тактическое планирование, но касается оно отдельных групп операций.

§ текущее планирование – разновидность тактического планирования и направлена на решение текущих задач и поэтому рассчитано на короткий промежуток времени – год.

Все виды планов на предприятии должны быть взаимодополняющие и увязаны.

На практике два вида планирования:
1) сверху, когда руководитель фирмы даёт руководителю подразделения целевые установки и основные направления их реализации.

2)планирование снизу – руководители снизу предоставляют предложения об использовании возможностей, требующихся средствах и проблемах. Руководтель сводит эти данные во едино и разрабатывается единый план.

 

Планы разрабатываются поэтапно в следующей последовательности:

1) на предплановой стадии определяются цели и вытекающие из них задачи, а затем три следующих этапа связаны с разработкой проекта плана. В разработку проекта плана входит : конкретизация задач в виде системы плановых показателей, т.е. какой объём реализации запланировать. Какова будет рентабельность и тп.

2) детализация – по видам продукции разбивается продукты, по цехам производства, а также проект плана разбивается по кварталам и месяцам

3) расчёт затрат и результатов (на плановый период с разбивкой результатов)

4) на этом этапе план утверждается и организуется контроль за выполнением

На предплановом этапе необходимо собрать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю. Финансовые ресурсы наличие и дополнительная потребность в оборотных средствах. также на это стадии производится не только сбор, но и анализ информации. При этом на предплановой стадии большое внимание уделяется прогнозам рынков сбыта и закупок. Цель прогнозов – снижение негативных последствий для предприятия.

Разработка проекта плана, происходит по разделам:

1) план по производству и труду

2) план материального обеспечения

3) план по труду

4) план инновации и инвестициям

5) финансовый план

В процессе разработки плана план согласовывается, визируется и предоставляется руководителю организации. На заключительном этапе план оценивается, подписывается руководством и после этого имеет силу приказа.

Существуют и отраслевые различия в планировании. Они обусловлены размерами предприятия. На различия в планировании также накладывает отраслевая специфика.

Стратегическое планирование: выбор и реализация проектов развития предприятия.

1) Значение содержания стратегического управления

2) Сущность и выбор стратегии фирмы

3) Стратегическое планирование и реализация проектов развития фирмы.

С переходом РФ к рыночной экономике резко усилилось внимание стратегическое управление. Это обусловлено во первых быстрыми изменениями окружающей среды, в запросах потребителей, растущей конкуренцией, развитие информационных технологий. Термин стратегическое управление ввёл Анс-офф. Стратегическое управление – действие по формированию и выполнению стратегии, разработанные для достижения долговременных целей организации. Наряду с преимуществами , стратегическое управление имеет ряд недостатков. Оно учитывает основные факторы, основные ориентиры перспективного развития. Во вторых резко усиливаются негативные последствия ошибок.

Упор на стратегическое планирование ещё не гарантирует успех. Нужно ещё не только разработать план, но и выполнить его. Нужно, чтобы план был выполнен. Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность следующих взаимосвязанных процессов

 

  1 Анализ среды    
2 определение миссии и целей   3 выбор стратегии
    4 реализация стратегии    
       
    5 оценка и контроль выполнения стратегии    






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.