Здавалка
Главная | Обратная связь

Способы и приемы проверки документов



Исследование документов аудитору следует проводить комплексно, объединяя разные способы их изучения, так как это позволяет сократить затраты времени и повысить качество и эффективность аудита.

В практике аудиторской работы тот или иной порядок проверки документов не является регламентированным, а поэтому определяется в конкретных условиях и отражается при составлении программы аудита.

Для исследования документов можно использовать любой из следующих способов:

1. Хронологический – проверка документов по всем разделам и операциям без предварительной группировки или систематизации операций. В этом случае аудитор исследует документы по датам составления.

2. Систематизированный – состоит в проверке документов по каждому разделу отдельно (например, кассовые операции, операции на счетах в банке и т.д.).

3. Комбинированный – исследование документов, которое объединяет хронологические и систематизированные способы, то есть одни документы проверяются в порядке их подшивки, а другие – по экономически однородным операциям.

4. Выборочный – заключается в том, что аудитор по определенной схеме выбирает часть документов для их изучения.

Исследование первичных документов осуществляется одновременно с проверкой учетных регистров по этим хозяйственным операциям методом дедукции или индукции (от первичного документа до статей финансовой отчетности или, наоборот, от финансовой отчетности до первичных документов).

При проверке первичных документов аудитор, должен определиться с каким конкретно документом необходимо познакомится, по каким вопросам и с какой целью. При этом особое значение на данном этапе отводится формальной проверке.

Проверяя первичные документы аудитор должен выяснить:

- какие бланки используются для первичных документов: типовые или разработанные самим предприятием, имеют ли они все необходимые реквизиты;

- какими чернилами ведутся записи в документах;

- зачеркиваются ли пустые строчки в документах;

- утвержден ли перечень должностных лиц которые имеют право подписи первичных документов;

- пронумерованы ли бланки строгой отчетности, ведется ли их учет;

- проверяются ли первичные документы в бухгалтерии по форме и содержанию;

- кто проверяет в бухгалтерии поступающие первичные документы;

- не принимаются ли к исполнению документы которые противоречат требованиям действующего законодательства;

- ставится ли на первичных документах, прошедших обработку, отметка, препятствующая их повторному использованию;

- погашаются ли кассовые документами штампами « Получено» или «Оплачено»;

- не содержат ли первичные документы и учетные регистры подчисток и необоснованных исправлений;

- правильно исправляются ошибки в первичных документах;

- утвержден ли на предприятии график документооборота, и предоставлена ли выписка из него каждому исполнителю;

- обеспеченна ли сохранность документов на предприятии;

- достоверность документа;

- составителя документа и его связь с установленным фактом;

- наличие прочих источников информации, подтверждающих достоверность точность и полноту.

Процесс формальной поверки упрощается при наличии систематизации возможных отклонений в первичных документах.

 

Таблица 4.1. Признаки отклонений в первичных документах

№ п/п Содержание отклонений Признаки отклонений
При оправдательном документе отсутствует распоряжение (ссылка на номер и дату распоряжения), разрешение на осуществление хозяйственной операции Отсутствие резолюции руководителя подразделения, выписки из приказа
Отсутствие при распорядительном документе оправдательных документов Операция не имела места
Отсутствие на документах необходимых дополнительных реквизитов (печати, штампа и т.д.) Счета, акты и прочие документы составленные в свободной, не предусмотренной учетной политикой, форме
В документах полностью или частично отсутствуют обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством Отсутствие обязательных реквизитов
Отсутствие приложений, на которые содержится ссылка в документах В документах указаны приложения, фактически к ним не подшитые
Подчистки, помарки, подделка подписей Имеют место подчистки, помарки, необусловленные исправления, дописки и т.п.
Подпись документов лицами, не имеющими на это права Финансовые документы подписаны не распорядителями финансов предприятия
Документ содержит лишние реквизиты Наличие ненужных резолюций и решений, не предусмотренных графиком документооборота
Нерасшифрованная подпись руководителя предприятия Наличие в документе нерасшифрованной подписи руководителя предприятия
В одном и том же документе не совпадают реквизиты Документ составлен не бланке одного предприятия, а печать стоит другого

По результатам формальной проверки аудитором могут быть даны рекомендации относительно корректировки проверяемых учетных данных, выставления претензий, составления актов.

Аудитору следует учитывать, что на каждом предприятии действуют определенные правила ведения документации. Одни из них являются общими для всех предприятий, другие – действуют в пределах ведомств, устанавливаются внутренними распорядительными документами. Аудитору следует проверить соблюдение предприятием правил ведения документов обоих видов.

Перед началом проверки аудитор должен ознакомится с правилами оформления первичных документов, которые предусмотрены нормативными актами и Приказом об учетной политике. При проведении формальной проверки документы в отношении которых у аудитора возникли сомнения должны проверятся с особой тщательностью. Ксерокопии таких документов следует прикладывать к рабочим документам аудитора.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что приемы контроля документов применяют к бухгалтерским документам, записям в учетных регистрах, данным финансовой отчетности к статистическим и оперативным материалам. Объектом документального контроля является сам документ с точки зрения правильности его оформления, а также совокупность его показателей, которые характеризуют осуществленную хозяйственную операцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение аудиторской выборке. Каково ее назначение в аудите?

2. Опишите методы выборки, применяемые в аудите.

3. В каких случаях нельзя применять аудиторскую выборку?

4. Дайте определение аудиторских доказательств. Какие требования предъявляются к ним?

5. По каким признакам классифицированы аудиторские доказательства?

6. Опишите методы и источники получения аудиторских доказательств.

7. Опишите сущность информационного обеспечения процесса аудита.

8. Какими услугами вы можете воспользоваться через Internet при проведении аудита?

9. Каковы основные принципы формирования банка нормативно-справочной информации?

 

При подготовке к семинару следует обязательно выучить содержание таких законодательных и нормативных документов:

Закон Украины «Об информации» от 2.10.1992г. № 2657-XII с изменениями и дополнениями

Закон Украины «О бухгалтерском учете и отчетности» от 16.07.99г. № 996 – XIV с изменениями и дополнениями

Международный стандарт аудита 500 (пересмотренный) «Аудиторские доказательства»

Тематика рефератов:

 

1. Аудиторские доказательства как основа формирования мнения аудитора.

2. Оценка качества собранных аудиторских доказательств.

3. Доказательства и их роль в аудите

4. Исследовательская стадия в аудите: организационный аспект.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.