Конфликты в СЧМ и способы их разрешения
Если цели подсистем СЧМ на каком-либо уровне иерархии оказываются противоположными, в СЧМ возникает конфликт. Конфликт − противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность по его преодолению. В СЧМ источником конфликтов является противоречие между требованиями решаемых оператором задач и его возможностями по их решению. Причинами конфликтов в СЧМ могут являться несоответствие средств отображения информации психофизиологическим возможностям человека по ее приему, информационная перегрузка или недогрузка, неудобная рабочая поза, экстремальные условия деятельности и т.д. Последствия конфликтов в СЧМ: падение работоспособности, ухудшение функционального состояния, возникновение профессионального заболевания. Основной путь разрешения конфликтов − максимально возможное приспособление техники к человеку путем учета его возможностей при создании и эксплуатации техники, а также в приспособлении человека к технике за счет профессионального отбора, обучения, тренировок. Частичная минимизация конфликтов происходит при предоставлении оператору в случае необходимости дополнительной информации − например, в форме подсказки. Этой цели же способствует формирование психологической защиты в процессе обучения и, напротив, умения преодолевать психологическую защиту. По мере накопления опыта и тренировок у человека формируются механизмы, позволяющие ему не реагировать информацию, которая может нарушить внутреннее равновесие или с которой оператор не в состоянии справиться (психологическая защита). С другой стороны, необходимо, чтобы поведение работника сохраняло адекватность ситуации, сколь сложны ни оказались бы изменившиеся условия деятельности. Последнее требует умения «производить селекцию» сигналов, воспринимать информацию вопреки психологической защите и реагировать на ситуацию. Средством активного разрешения конфликтов выступают специальные системы поддержки принятия решения (СППР), построенные по принципу гибридного интеллекта. Они применяются в автоматизированных системах управления (АСУ) технологическими процессами в режиме реального времени. Вывод: СЧМ характеризуются системой многочисленных показателей. Эффективности разрабатываемых СЧМ способствует применение инженерно-психологических принципов изучения СЧМ на всех этапах ее разработки и существования.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение СЧМ. Каковы ее свойства? 2. Охарактеризуйте виды СЧМ. 3. Какие из показателей качества СЧМ напрямую зависят от свойств человека-оператора? 4. Какие задачи информационного обмена в СЧМ должны решаться с учетом возможностей человека-оператора? 5. В чем состоит специфика конфликтов в СЧМ? 6. Какие способы разрешения конфликтов в СЧМ принято использовать?
Список литературы 1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии : учебник для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2010. 2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с. 3. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебное пособие / Е. А. Климов. – М., 1998. 4. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб.пособие / под ред. Ю. К. Стрелкова. – М. : Академия, 2003. – 400 с. 5. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии» 6. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал» 7. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14»
Тема 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» 3.1 Деятельность оператора и ее характеристика. 3.2 Виды операторского труда. 3.3 Прием информации оператором, оценка и переработка информации, реализация принятого решения. 3.4 Процессы целеполагания, планирования и регулирования в деятельности оператора.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|