Связь инженерной психологии с другими науками
Инженерная психология развивается в тесном контакте с другими науками. Прежде всего, развитие инженерной психологии происходит в тесной связи с развитием психологической науки в целом. Инженерная психология опирается на методологические принципы, теоретические концепции и схемы, разработанные в общей психологии. Она использует знания о закономерностях восприятия, внимания, памяти и мышления, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, накопленные в экспериментальной психологии. Большое значение для инженерной психологии имеют данные психофизиологии, раскрывающие физиологическое обеспечение психических процессов, а также физиологические основы индивидуальных различий между людьми. Инженерная психология тесно связана с психологией труда, исследующей строение и механизмы психической регуляции трудовой деятельности человека, методырациональной организации труда, профессионального обучения, ориентации и подбора специалистов. Поскольку современная техника обслуживается, как правило, коллективами людей, инженерная психология обращается к проблемам социальной психологии, изучающей закономерности формирования коллективов, совместную деятельность; общение и взаимоотношение людей. При решении многих задач профессионального отбора, обучения и тренировок операторов инженерная психология использует достижения, полученные в педагогической психологии и педагогике. В последнее время наметились точки соприкосновения между инженерной и юридической психологией. Речь идет в данном случае о психологическом анализе и установлении ответственности различных лиц за совершаемые оператором ошибочные действия. Сравнительно новым и довольно специфическим классом СЧМ являются системы «человек − ЭВМ». Задачи относительно подобных систем инженерная психология решает с такими довольно новыми направлениями психологической науки, как психология компьютеризации и психология программирования. Инженерная психология не может решать свои задачи без связи с другим науками о труде. Так, разрабатывая критерии оценки тяжести и напряженности операторского труда, методы оценки функциональных состояний, решая проблемы утомления и борьбы с монотонней, создания благоприятных условий труда инженерная психология использует данные физиологии труда и гигиены труда. Большое значение инженерная психология имеет при решении задач охраны и безопасности труда. Это обусловлено тем, что причинами производственного травматизма зачастую являются психологические факторы. Инженерная психология тесно связана и с научной организацией труда (НОТ). Один из научно-практических комплексов, в которые включается инженерная психология, − это эргономика, которая занимается изучением различных аспектов трудовых процессов с целью их оптимизации. Наряду с инженерной психологией, в эргономический комплекс включаются также психология, физиология и гигиена труда, антропометрия, биомеханика, техническая эстетика и некоторые другие дисциплины. Еще одним научным комплексом является наука управления. В настоящее время повышение «удельного веса» социальных и организационных факторов на производстве выдвигает необходимость помимо изучения систем «человек − машина» интенсивно исследовать системы «человек − коллектив − техника − среда», иначе: «социотехнические системы». Важную роль здесь играет психология управления. Инженерная психология связана также с кибернетикой и системотехникой. В настоящее время системотехника понимается как техническая наука об общих принципах создания, совершенствования и использования технических систем. Системотехническое проектирование немыслимо без учета человеческого фактора. Кибернетика представляет собой науку об общих закономерностях процессов управления в системах различного характера (живых организмах, технике, обществе). Она позволяет подойти к изучению и описанию с единых позиций таких качественно разнородных составляющих СЧМ, какими являются человек и машина. Большое значение для инженерной психологии имеет использование математических методов. В последние годы усиливаются взаимосвязи между инженерной психологией и экономикой. Это обусловлено развитием техники и технологий, совершенствованием системы экономического планирования и управления производством, что открывает мощные резервы роста производительности труда и повышения эффективности производства. Заканчивая рассмотрение междисциплинарных связей инженерной психологии, необходимо остановиться на ее месте в системе подготовки современного инженера. Изучение инженерной психологии базируется на некоторых разделах ряда учебных дисциплин. Знания из области физики необходимы при проведении инженерно-психологических измерений и экспериментов, при изучении характеристик анализаторов человека, при пользовании различного рода измерительными приборами. Математические знания нужны при изучении количественных характеристик деятельности оператора. Экономика способствует правильному пониманию роли и места человека при различных способах производства. Без опоры на общую теорию надежности затруднено изучение надежности оператора и системы «человек − машина». Знание возможностей и принципов построения ЭВМ помогает в изучении вопросов распределения функций между человеком и машиной и моделирования деятельности оператора. Помимо этого инженерная психология является базой для изучения таких дисциплин по профилю подготовки студента, как конструирование аппаратуры, техническая эксплуатация, охрана труда и техника безопасности, экономика и организация промышленного производства и др. Для изучения этих дисциплин нужны сведения о характеристиках и возможностях человека, его свойствах и состояниях в процессе труда. Вывод: инженерная психология опирается на материал фундаментальных дисциплин в подготовке инженера и вооружает будущего специалиста знаниями о проектировании, эксплуатации техники и научной организации труда и промышленного производства. Вопросы для самопроверки 1. В чем состоит специфика инженерной психологии по сравнению с другими отраслями психологии? 2. Охарактеризуйте предмет инженерной психологии. 3. Каковы задачи инженерной психологии? 4. В чем состоит необходимость формулирования методологических принципов научной отрасли? Сформулируйте методологические принципы инженерной психологии. 5. Почему в инженерно-психологических исследованиях активно используются методы смежных наук? 6. Дайте характеристику методам инженерно-психологических исследований. 7. С какими науками связана инженерная психология?
Список литературы 1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии : учебник для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2010. 2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с. 3. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебное пособие / Е. А. Климов. – М., 1998. 4. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2000. – 592 с. 5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М. : Проспект, 2001. – 584 с. 6. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб.пособие / под ред. Ю. К. Стрелкова. – М. : Академия, 2003. – 400 с. 7. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии» 8. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал» 9. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14»
Тема 2. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ КАЧЕСТВА 2.1 Характеристика и классификации системы «человек-машина». 2.2 Показатели качества СЧМ. 2.3 Понятие об информационном взаимодействии в СЧМ 2.4 Конфликты в СЧМ и способы их разрешения
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|