Здавалка
Главная | Обратная связь

Связь инженерной психологии с другими науками



Инженерная психология развивается в тесном контакте с другими науками.

Прежде всего, развитие инженерной психологии происходит в тесной связи с развитием психологической науки в целом.

Инженерная психология опирается на методологические принципы, теоретические концепции и схемы, разработанные в общей психологии. Она использует знания о закономерностях восприятия, внимания, памяти и мышления, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, накопленные в экспериментальной психологии.

Большое значение для инженерной психологии имеют данные психофизиологии, раскрывающие физиологическое обеспечение психических процессов, а также физиологические основы индивидуальных различий между людьми.

Инженерная психология тесно связана с психологией труда, исследующей строение и механизмы психической регуляции трудовой деятельности человека, методырациональной организации труда, профессионального обучения, ориентации и подбора специалистов.

Поскольку современная техника обслуживается, как правило, коллективами людей, инженерная психология обращается к проблемам социальной психологии, изучающей закономерности формирования коллективов, совместную деятельность; общение и взаимоотношение людей.

При решении многих задач профессионального отбора, обучения и тренировок операторов инженерная психология использует достижения, полученные в педагогической психологии и педагогике.

В последнее время наметились точки соприкосновения между инженерной и юридической психологией. Речь идет в данном случае о психологическом анализе и установлении ответственности различных лиц за совершаемые оператором ошибочные действия.

Сравнительно новым и довольно специфическим классом СЧМ являются системы «человек − ЭВМ». Задачи относительно подобных систем инженерная психология решает с такими довольно новыми направлениями психологической науки, как психология компьютеризации и психология программирования.

Инженерная психология не может решать свои задачи без связи с другим науками о труде. Так, разрабатывая критерии оценки тяжести и напряженности операторского труда, методы оценки функциональных состояний, решая проблемы утомления и борьбы с монотонней, создания благоприятных условий труда инженерная психология использует данные физиологии труда и гигиены труда. Большое значение инженерная психология имеет при решении задач охраны и безопасности труда. Это обусловлено тем, что причинами производственного травматизма зачастую являются психологические факторы.

Инженерная психология тесно связана и с научной организацией труда (НОТ).

Один из научно-практических комплексов, в которые включается инженерная психология, − это эргономика, которая занимается изучением различных аспектов трудовых процессов с целью их оптимизации. Наряду с инженерной психологией, в эргономический комплекс включаются также психология, физиология и гигиена труда, антропометрия, биомеханика, техническая эстетика и некоторые другие дисциплины.

Еще одним научным комплексом является наука управления. В настоящее время повышение «удельного веса» социальных и организационных факторов на производстве выдвигает необходимость помимо изучения систем «человек − машина» интенсивно исследовать системы «человек − коллектив − техника − среда», иначе: «социотехнические системы». Важную роль здесь играет психология управления.

Инженерная психология связана также с кибернетикой и системотехникой. В настоящее время системотехника понимается как техническая наука об общих принципах создания, совершенствования и использования технических систем. Системотехническое проектирование немыслимо без учета человеческого фактора.

Кибернетика представляет собой науку об общих закономерностях процессов управления в системах различного характера (живых организмах, технике, обществе). Она позволяет подойти к изучению и описанию с единых позиций таких качественно разнородных составляющих СЧМ, какими являются человек и машина.

Большое значение для инженерной психологии имеет использование математических методов.

В последние годы усиливаются взаимосвязи между инженерной психологией и экономикой. Это обусловлено развитием техники и технологий, совершенствованием системы экономического планирования и управления производством, что открывает мощные резервы роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Заканчивая рассмотрение междисциплинарных связей инженерной психологии, необходимо остановиться на ее месте в системе подготовки современного инженера. Изучение инженерной психологии базируется на некоторых разделах ряда учебных дисциплин.

Знания из области физики необходимы при проведении инженерно-психологических измерений и экспериментов, при изучении характеристик анализаторов человека, при пользовании различного рода измерительными приборами. Математические знания нужны при изучении количественных характеристик деятельности оператора. Экономика способствует правильному пониманию роли и места человека при различных способах производства. Без опоры на общую теорию надежности затруднено изучение надежности оператора и системы «человек − машина». Знание возможностей и принципов построения ЭВМ помогает в изучении вопросов распределения функций между человеком и машиной и моделирования деятельности оператора.

Помимо этого инженерная психология является базой для изучения таких дисциплин по профилю подготовки студента, как конструирование аппаратуры, техническая эксплуатация, охрана труда и техника безопасности, экономика и организация промышленного производства и др. Для изучения этих дисциплин нужны сведения о характеристиках и возможностях человека, его свойствах и состояниях в процессе труда.

Вывод: инженерная психология опирается на материал фундаментальных дисциплин в подготовке инженера и вооружает будущего специалиста знаниями о проектировании, эксплуатации техники и научной организации труда и промышленного производства.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит специфика инженерной психологии по сравнению с другими отраслями психологии?

2. Охарактеризуйте предмет инженерной психологии.

3. Каковы задачи инженерной психологии?

4. В чем состоит необходимость формулирования методологических принципов научной отрасли? Сформулируйте методологические принципы инженерной психологии.

5. Почему в инженерно-психологических исследованиях активно используются методы смежных наук?

6. Дайте характеристику методам инженерно-психологических исследований.

7. С какими науками связана инженерная психология?

 

Список литературы

1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии : учебник для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2010.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.

3. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебное пособие / Е. А. Климов. – М., 1998.

4. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2000. – 592 с.

5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М. : Проспект, 2001. – 584 с.

6. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб.пособие / под ред. Ю. К. Стрелкова. – М. : Академия, 2003. – 400 с.

7. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии»

8. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал»

9. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14»

 


Тема 2. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ КАЧЕСТВА

2.1 Характеристика и классификации системы «человек-машина».

2.2 Показатели качества СЧМ.

2.3 Понятие об информационном взаимодействии в СЧМ

2.4 Конфликты в СЧМ и способы их разрешения

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.