Этапы профессионализации субъекта труда
Профессиональное развитие (профессионализация) – происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Выделяют четыре этапа процесса профессионального развития, на каждом из которых происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели: 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности. Представляет интерес и динамика развития профессионализма, представленная его уровневой организацией: − допрофессионализм – уровень дилетанта, новичка в профессии; − собственно профессионализм – превращение специалиста в профессионала, демонстрирующего стабильно высокие результаты. Внутри данного уровня различают следующие этапы: адаптация человека к профессии; самоактуализация человека в профессии; свободное владение профессией в форме мастерства; − суперпрофессионализм – расцвет профессиональной деятельности; опережение своего времени, подготовка общества и профессии в целом к постановке новых задач; − псевдопрофессионализм – внешние признаки активной деятельности при наличии тех или иных профессиональных деформаций; − послепрофессионализм – «профессионал в прошлом», «экс-профессионал» или советчик, учитель, наставник для других специалистов. Было бы ошибочно полагать, что в сегодняшнем быстро меняющемся мире все люди одинаково проходят одну и ту же последовательность этапов профессионального цикла. Человек может не раз изменить сферу деятельности, прежде чем сделает окончательный профессиональный выбор. Многие взрослые на пике своей профессиональной карьеры меняют место работы или профессию. Подобные события могут быть вызваны как внешними обстоятельствами, например, увольнением работников в результате сокращения численности персонала, так и внутренними факторами, например, переоценкой достигнутых успехов. Профессиональное развитие личности – довольно сложный процесс, предполагающий наличие как прогрессивных, так и регрессивных стадий. Прогрессивная стадия связана, прежде всего, с формированием мотивов профессиональной деятельности, структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Признаками регрессивной стадии являются разного рода проявления негативного воздействия профессии на личность, такие как профессиональные деформации и специфические состояния психического «выгорания». Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Гипертрофированное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Своеобразные профессиональные деформации присущи врачам, военным, юристам, IT-специалистам и т.д. Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма». Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стереотипы и установки. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности. Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания. В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Таким образом, профессия может существенным образом оказывать влияние на человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Развитие профессионализма, процессы стагнации и деградации во многом зависят от самого человека, от его отношений к себе и к Миру, к другим людям, от характера использования имеющихся у него ресурсов. Но при этом своеобразный и неповторимый профессиональный путь каждого человека может быть рассмотрен в контексте общей логики профессионального развития личности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|