Профессиональная подготовка операторов
Под профессиональным обучением понимается подготовка человека к работе по определенным профессиям, а также развитие профессиональных способностей с целью освоения новых профессий. В процессе анализа различных профессиональных областей обучения необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить, что в дальнейшем будет способствовать повышению производительности труда (упрощение технологии, улучшение условий труда, средств производства и т. д.); 2) проанализировать производственный процесс. Например, какую работу выполняет человек, какие рабочие приемы чаще всего используются, какие из них самые важные, трудоемкие; 3) определить параметры производительности труда, определить критерии оценки. Например, качество, объем, трудоемкость по субъективному восприятию человека-оператора; 4) провести анализ поведения человека, чтобы выяснить, какой уровень знаний, умений, навыков, профессиональных способностей требуется для успешной работы; 5) определить способности обучаемых, уровень их усвоения, уровень их мотивации; 6) выбрать эффективные методы обучения; 7) оценить эффективность обучения. В начале формирования новой частной структуры деятельности характерны большие разбросы ее показателей. Это связано с тем, что в данный период человек сам еще не уверен в надежности формируемого им нового способа решения задач. Поэтому он многократно перепроверяет правильность решения с помощью ранее сформированных способов. Разбросы постепенно уменьшаются по мере обучения, затем становятся минимальными и постоянными. Чтобы проанализировать результаты обучения, рекомендуется построить среднюю кривую обучения. Кривая обучения строится так: на оси «X» откладывают единицы времени (шкала времени), на оси «Y» – производительности туда в %. Отечественный психолог Л. Шварц считает, что форма кривой зависит от различных факторов: − сложности или простоты осваиваемых приемов; − индивидуальных (типологических) особенностей обучающихся; − выбранного метода, его рациональности; − условий, в которых проводится обучение; − трудовой мотивации. При обучении сложным производственным операциям рекомендуется пользоваться аналитическим (прогрессивно-операционным) методом, предложенным английским психологом В. Саймором. Данный метод основывается на детальном психологическом анализе трудовой деятельности в целом, т.е. выявлении главных моментов производственной деятельности, и анализе отдельных рабочих приемов. Основные принципы аналитического метода: 1. Анализируется работа в целом и отдельные операции, выполняемые опытным работником. 2. Обучают так, чтобы ученик осваивал отдельные операции за то же время, что и опытный рабочий. После освоения отдельных приемов, соединять их в строгой последовательности, затем упражняться в освоении целой операции. 3. Если в процессе операции есть трудные рабочие приемы, то осваивать их надо особенно, например, на тренажерах или моделях. 4. Когда весь цикл освоения рабочих движений укладывается по времени в норму, операция отрабатывается на стабильность длительного периода работы. Для эффективности обучения большое значение имеет взаимодействия системы «рука –глаз», их координированность. Результат производственного обучения можно определить по контролю работника за своими действиями. Квалифицированному работнику требуется минимальное время для зрительного контроля за работой рук, т. к. он полагается на двигательное (кинестетическое), и осязательное (тактильное) чутье. При простых движениях зрение часто опережает движение рук. Использование технических средств в процессе инженерной деятельности делает актуальным освоение рабочих приемов по их использованию, в том числе от тех сотрудников, которые выполняют управленческие, аналитические и иные трудовые функции. В решении задач профессиональной подготовки человека важное значение придается созданию и применению технических средств (использования тренажеров для профессионального отбора и психологической реабилитации специалистов), которые дают возможность: − осваивать и закреплять навыки предметных действий в задачах, адекватных реальным ситуациям; − оценивать успешность подготовки по прямым показателям эффективности и надежности деятельности; − оценивать уровень подготовленности. Одним из перспективных направлений совершенствования системы профессиональной подготовкиявляется развитие функционально-психологических тренировок, которые обеспечивают формирование психологических качеств и структур, лежащих в основе сенсорно-перцептивного, интеллектуального, психомоторного регулирования действий при решении проблемных задач. Объектами тренировок выступают некоторые элементарные, универсальные психические функции, которые затем должны проявляться в рамках целостной психической структуры, реализующей деятельность, и эффективно интегрироваться в ней с другими функциями. Тренировка операторов происходит следующим образом. Повторение определенного действия при сохранении содержания решаемых от повторения к повторению задач (обычно в целях поддержания или повышения достаточного уровня обученности); упражнение в условиях, максимально приближенных к условиям реальной деятельности. Проведение тренировки оператора связано с необходимостью поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения навыков, умений. Если в процессе трудовой деятельности навыки и умения не будут получать необходимого подкрепления, то они будут постепенно угасать. Для предотвращения этого и необходима тренировка операторов. Проведение тренировки осуществляется либо на штатной аппаратуре, либо с помощью специальных технических средств подготовки операторов (тренажеров).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|