Понятие о профессиональной карьере
Критерием успешности профессионального развития может служить карьерный рост, в той или иной степени позволяющий утверждать наличие как компетентности человека, так и его удовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности. Карьера различными исследователями определяется как: развивающаяся последовательность должностей, занимаемых человеком на протяжении его трудовой деятельности; последовательность трудовых опытов человека, индивидуальный трудовой путь; последовательное продвижение человека на избранном профессиональном поприще; достижение известности, славы, выгоды; род занятий, профессия. В целом, понятие «карьера» отражает развитие, стремление, достижение, связано с реализацией перспектив профессионального роста. Различают горизонтальную и вертикальную карьеру как два равноправных способа жизни в профессии, не исключающих, а взаимно дополняющих друг друга. Горизонтальная карьера– это рост профессионального мастерства. Выделяют два направления развития горизонтальной карьеры: углубление и расширение. Если в первом случае осваиваются более сложные формы работы, то во втором расширяются профессиональные возможности, осваиваются смежные профессии, что способствует независимости и универсальности при выполнении работ. Вертикальная (административная) карьера– это рост в должности, связанный, в основном, с умением организовывать работу. В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ предложен следующие векторы развития карьеры: - менеджер; - предприниматель; - коммуникатор; - инноватор; - специалист; - функционалист; - аналитик; - администратор. Типы карьер - предпринимательский; - корпоративный; - профессиональный; - творческий; - статический. Немаловажным является вопрос анализа и оценки успешности карьеры. Описывать и оценивать карьеру только набором должностей, которые человек последовательно занимал, представляется некорректным, поскольку в разных организациях, компаниях формально могут существовать одинаковые должности, но на деле им будут соответствовать различные атрибуты. Вывод: профессиональное развитие субъекта труда происходит в течение всего периода трудовой деятельности и имеет нелинейный характер.
Вопросы для самопроверки 1. Определите место профессиональной ориентации в структуре профессионализации субъекта труда. 2. Какова роль профессионального отбора? Какие мероприятия необходимо осуществлять для полноценного отбора потенциальных работников? 3. Какова специфика подготовки к работе в СЧМ? 4. В связи с чем этапы профессионализации могут иметь в жизни человека циклическую повторяемость? 5. Что может пониматься под «профессиональной карьерой»? Как вы понимаете выражение «благоприятная карьера»? Список литературы 1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии : учебник для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2010. 2. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480. 3. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М. : Проспект, 2001. – 584 с. a. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии» b. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал» c. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14»
Список рекомендуемой литературы ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|