Комментарии (теоретические аспекты)
Содержание учебного предмета: роль и место учебного предмета Общепрофессиональные и специальные дисциплины занимают важное место в подготовке квалифицированных рабочих. По цели и месту в учебном процессе, содержанию, формам и методам обучения они имеют специфические особенности в сравнении с общеобразовательными предметами. Основная цель общепрофессиональных дисциплин – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определенных отраслей экономики, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности подготовки квалифицированных рабочих. Общепрофессиональные дисциплины по содержанию и месту в учебном процессе – своеобразное связующее звено между предметами общеобразовательного и специального циклов. Задача изучения специальных дисциплин – приобретение учащимися знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т.д., о технологии и организации производства, организации труда, материалах применительно к определенной профессии. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии. Отбор содержания и логика построения специальных дисциплин представляют определенную сложность. Важными факторами определения содержания и построения специальных дисциплин являются требования технологии соответствующего производства, а также принципы дидактики, в первую очередь систематичность и последовательность, связь теории с практикой, доступность [20]. При формировании содержания учебного предмета содержание учебного предмета должно быть логически связано, определенным образом структурировано, исходя из целей обучения, психолого-педагогических требований к процессу обучения и структуры базисной науки, не должно копировать историю развития базисной науки. Конкретное содержание каждой специальной и общепрофессиональной дисциплины отражает содержание труда и структуру профессиональной деятельности рабочего соответствующей отрасли и профессии. Вместе с тем, анализируя учебный материал взаимосвязанных дисциплин в целом, можно определенным образом сгруппировать его, выделить ряд ведущих компонентов, которые являются общими для содержания подготовки квалифицированных рабочих любой профессии [20]. Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники. К ней относятся: · теоретические основы устройства и работы оборудования; · описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс, средств труда, включая инструменты, приспособления, приборы, применяемые в процессе труда; · описание устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов, изделий, которые монтируются, ремонтируются, изготовляются, обслуживаются. Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии. Эта группа включает: · теоретические основы технологических процессов (теория резания, технология машиностроения, основы металлургии и т.д.); · описание технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли экономики в целом и для отдельных профессий, включая процессы контроля и регулирования; · вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники. Третья группа – сырье и материалы. В эту группу входят сведения о видах, получении, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых, производимых и применяемых при выполнении работ материалов и о сырье. Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно-экономического характера по специальным предметам. Такое разделение учебного материала носит условный характер и показывает, что содержание специальных и общетехнических дисциплин имеет сложную многокомпонентную структуру, характеризующуюся большим разнообразием изучаемых объектов. В процессе изучения этих дисциплин у учащихся наряду с усвоением значительного объема знаний должны быть сформированы умения применять их в разнообразных учебных и производственных условиях. При изучении общетехнических и специальных дисциплин необходимо широко использовать различные виды натуральной и схематической наглядности, в комплексе применять различные технические средства обучения, организовывать самостоятельную работу учащихся. Для содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин характерно сочетание материала прикладного, фактического и материала, имеющего явно выраженный теоретический характер. Логическая структура содержания дисциплин в значительной степени определяет индуктивный или дедуктивный характер построения учебного процесса при их изучении [20]. Специфическая особенность общепрофессиональных и специальных дисциплин заключается в том, что в их содержании широко представлен материал, требующий проведения исследований или проверки качественных и количественных зависимостей, закономерностей изучаемых процессов, явлений, технических средств, свойств материалов, а также практического изучения устройства, способов обслуживания, наладки, диагностики неисправностей, регулировки машин, механизмов, аппаратов, приборов, изучения устройства и способов использования контрольно-измерительных средств и т.д. Важная особенность содержания специальных дисциплин – связь с практическим (производственным) обучением. Фактически специальные дисциплины и практическое (производственное) обучение представляют две стороны – теоретическую и практическую – единого цикла специальной подготовки квалифицированного рабочего. Для специальных дисциплин характерна относительная нестабильность содержания, что вызывает необходимость оперативного приведения его в соответствие с развивающейся техникой и технологией. Знания и умения, составляющие содержание общепрофессиональных и специальных предметов, имеют неодинаковое значение для подготовки квалифицированного рабочего. Среди них есть основные и второстепенные, ведущие и вспомогательные [20]. Структуру учебной информации составляют учебные элементы или понятия. Прежде, чем решить, как преподносить учебную информацию, преподаватель должен четко представлять себе ее содержание и структуру. Для этого можно подразделить информацию на учебные элементы – условные единицы усвоения или дидактические единицы. Учебным элементом (УЭ) называют подлежащий изучению предмет, процесс, явление, свойство, а также связь (отношение), способ применения (использования), метод действия [3]. Понятие – форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах, явлениях, процессах, закрепленное специальным термином. Понятия характеризуются: · объемом (количеством объектов, охватываемых данным понятием); · содержанием (совокупностью существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия); · связями и отношениями данного понятия с другими понятиями [24]. УЭ условно можно распределить на 2 группы. К первой группе можно отнести все рассматриваемые объекты и предметы, процессы и явления действительности, вводимые в учебный процесс. Ко второй группе можно отнести все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность и особенности этих объектов и процессов. УЭ первой группы распределены по трем верхним уровням иерархии в соответствии со степенью их детализации, сверху – вниз, соответственно: основной обобщающий учебный элемент, узловой учебный элемент, основной учебный элемент. Содержание крупных УЭ раскрывается путем их детализации. При отборе содержания учебного материала и его структурировании целесообразно классифицировать УЭ первой группы по их характеру на два типа, относя к первому – объекты и предметы, а ко второму – процессы и явления окружающей действительности, введенные в учебный процесс. Эти два типа существенно различаются между собой по характеризующим их признакам [27]. В содержании учебно-программной документации УЭ обычно рассматриваются на макро- и микроуровнях. На макроуровне рассматривается структура учебно-программной документации, начиная с тем учебных предметов или производственного обучения и выше. Совокупность тем составляет учебный предмет или курс производственного обучения по конкретной профессии так называемую модульную единицу. Совокупность учебных предметов составляет модуль, а совокупность модулей составляет блок (общепрофессиональный, специальный). Совокупность блоков в свою очередь создает цикл учебных предметов и производственного обучения: в общеобразовательной подготовке – гуманитарный и естественный циклы; в профессиональной подготовке - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы. На микроуровне рассматривается структура содержания темы учебного предмета профессии (специальности): тема – подтема – собственно основной учебный элемент, а также признаки учебного элемента, которые отличают один учебный элемент от другого. Приведенная структура содержания учебного материала по теоретическому и практическому (производственному) обучению хотя и близка к своему завершению, но все еще находится в стадии становления [27]. Подразделять учебную информацию на учебные элементы и выявлять их структурные связи удобно с помощью графа, т.е. совокупности точек (вершин), соединенных ребрами (дугами).
Критерии отбора учебных элементов: 1. ценность информации для того или иного специалиста; 2. требования производства к этому специалисту, т.е. на каком уровне данному специалисту нужно знать этот учебный материал (ознакомление, понимание и представление, применение); 3. содержание базовой науки, которая представляет основу данного учебного предмета; 4. соответствие принципам дидактики (научности, доступности, наглядности) [10]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|