Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы организации контроля знаний, умений и навыков



Основными формами являются следующие: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, семестровые и переводные, а также государственные экзамены.

Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся.

Используются следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие знания как теоретического, так и практического характера.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами [26].

Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, навыками и умениями в соответствии с характером профессиональной деятельности.

Различные формы контроля определяются характером контрольных заданий, поэтому так необходим тщательный и обоснованный отбор этих знаний. Задание должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ [26].

Учащиеся должны чувствовать справедливость и объективность оценки знаний; вместе с тем у них необходимо воспитывать самокритичность и умение спокойно и в тоже время активно принимать меры к тому, чтобы при низких оценках исправлять ошибки и недочеты в своей работе, устранять пробелы в знаниях, учиться лучше.

Оценка знаний

Оценки выставляются за устные ответы, за выполнение упражнений, контрольных письменных и графических работ, лабораторно-практических работ, за ответы при «программированном опросе».

Наиболее сложной с точки зрения объективности является оценка устных ответов учащихся. Если письменные и графические работы, ответы по карточкам-заданиям при их оценке поддаются какому-то количественному анализу (количество правильных и неправильных ответов, количество ошибок и т.п.), то правильность оценки устных ответов целиком и полностью лежит на совести преподавателя.

Для повышения стимулирующего и образовательно-воспитательного значения оценки очень важным является обоснование преподавателем оценки. Если ответ или работа учащегося оценивается положительно, необходимо указать ему на достоинства и недостатки, ошибки и их причины и дать совет, как добиться более высоких показателей. Если выставляется отрицательная оценка, то нужно тут же разъяснить учащемуся, а следовательно, и всей группе, в чем причина такой оценки.

Перспективность оценки проявляется в том, что на определенных этапах обучения слабым учащимся, проявившим настойчивость в достижении более высоких учебных успехов преподаватель в ряде случаев может выставлять за ответы и работы более высокие оценки, чем они заслуживают. Перспективная оценка – это не любая завышенная оценка, а лишь та, которая, временно допуская отступление от объективных показателей, правильно отражает динамику развития деловых качеств учащегося, его движение от незнания к знанию, от неумения к умению, от недобросовестности к прилежанию, к системе в работе. Таким образом, перспективная оценка отражает не только результат, но и усилия учащегося для достижения успеха.

Контроль и оценка лучше воспитывают учащихся тогда, когда они превращаются в своеобразное соревнование и демонстрацию знаний. Обучение не может основываться только на одном сознании учащихся, но контроль и требовательность не возможны без ответственности педагога, постоянного тончайшего учета множества факторов, и, прежде всего личности учащегося [11].

Тест – это дидактическое средство, используемое преподавателем с целью выявления уровня сформированности знаний и умений учащихся в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов. Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.

Эталон – это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись:

Т = З + Э,

где Т – тест, З – задание, Э – эталон.

Тесты первого уровня предусматривают алгоритмическую репродуктивную деятельность учащихся с подсказкой, так как ответ содержится в самом задании.

В содержание тестов второго уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющих воспроизвести информацию на изучаемые учебные элементы без опоры на помощь и подсказку извне.

Тесты третьего уровня используются для определения уровня умений учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения [28].

 

 


5. Тема 5. Методическая работа педагога профессионального
обучения

Схемы, таблицы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.