Контроль и оценка знаний и умений
Процесс обучения не может быть полноценным без учета того, как учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают изучаемое, как применяют знания для решения практических задач. Задачи: Ближайшее назначение контроля заключается в установлении и оценивании того, как учащиеся усваивают учебный материал, каково их отношение к учебному труду. Опираясь на данные контроля, преподаватель намечает и проводит работу, необходимую для прочного усвоения знаний учащимися. Благодаря контролю между преподавателем и учащимся устанавливается своеобразная обратная связь, дающая возможность управлять умственными и практическими действиями учащихся в ходе обучения. Специфика контроля и оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее, развивающее и воспитательное значение. Осуществляя эти элементы учебного процесса, преподаватель выявляет сильные и слабые стороны восприятия учащихся, их памяти, мышления и речи, внимания и воли. Важной задачей контроля знаний, умений и навыков учащихся является воспитание у них чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий. Контроль содействует повышению интереса к учению, помогает углублению знаний, умений и навыков, приучает к регулярному труду и дисциплине, стимулирует познавательную деятельность. Требования: Контроль знаний, умений и навыков дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно и систематически. Контролируя знания, умения и навыки учащихся, преподаватель оценивает их. Оценка должна быть объективной и справедливой. Правильно организованный контроль знаний, умений и навыков учащихся должен быть, с одной стороны, всесторонним, т.е. охватывать все стороны учебной деятельности учащихся при изучении учебного материала, и, с другой стороны, дифференцированным, т.е. охватывать каждый узловой вопрос программы. Контроль и оценка учебных успехов учащихся должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ко всем учащимся группы должны предъявляться одинаковые требования в отношении объема и качества знаний. Но вместе с тем в ряде случаев следует принимать во внимание такие качества отдельных учащихся, как робость или застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки [20]. По дидактическим целям различают два вида контроля: · корректирующий, когда нацеливая учащихся на решение конкретных задач, преподаватель (мастер производственного обучения) актуализирует имеющиеся у них знания. Выясняя, при опросе или наблюдении за действиями учащихся при работе, уровень понимания, педагог может оперативно определить необходимость своих поправляющих действий. При таком контроле не производится объективная оценка, так как его цель - мотивационная, активизирующая учебную деятельность учащихся. · констатирующий контроль производится с целью получения достоверных результатов оценки. По периодам проведения он может быть предварительным, текущим, тематическим и итоговым. Предварительный результат подготовленности, который лучше проводить тестированием, позволяет отслеживать в дальнейшем фактический «прирост» знаний у учащихся, путем сравнения результатов последующих периодов с данными первоначального. Текущий контроль необходим для оценки и сравнения достигнутого уровня с запланированным. Тематический контроль преследует цели определения системности в знаниях, когда важно не только понимание учащимися отдельных элементов, но и комплексного их объединения. Итоговый контроль – это комплекс проверочных работ на рабочий разряд по специальности, а также система зачетов и экзаменов, защита выпускных работ – в теоретической подготовке [8]. Методы контроля знаний, умений и навыков – способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляется уровень усвоения учебного материала и владения требуемыми умениями, навыками. К основным методам контроля знаний, умений и навыков учащихся можно отнести: устный опрос, письменную и практическую проверки, стандартизированный контроль и др. Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы установить наилучшим образом своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой выясняется, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки. Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений, развития речи, памяти и мышления учащихся. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся. Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал [26]. Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем учащимся одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода позволяет в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, определить направления для индивидуальной работы с каждым. Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, физические, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. После проверки и оценки письменных контрольных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и их причины. Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при прохождении производственной практики. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимися для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала [26]. Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля. В последнее время стали применять такие методы, как самоконтрольи взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой учащиеся получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой учащиеся проверяют друг у друга выполнение задания [26]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|