Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль учебных задач в теоретическом и производственном (практическом) обучении



Учебные задачи – вид учебных заданий, выполненных с целью углубления понимания учащимися сущности изучаемых закономерностей, правил, соотношений, формирования умений применять их при решении практических вопросов – учебных и производственных.

Учебные задачи, применяемые в процессе изучения общетехнических и специальных предметов, разделяют на два типа: количественные и качественные.

Количественные задачи связаны с оперированием формулами, математическими подсчетами, определением величин и т.п. Результатом решения таких задач обычно является определенный числовой ответ.

К качественным задачам относятся такие, для решения которых не требуется никаких вычислений: это задачи-вопросы. Учащиеся при решении таких задач пользуются изученными правилами, закономерностями, соотношениями и т.д., и применяют их при анализе явлений или процессов, о которых идет речь в задании. Этим качественные задачи отличаются от несложных расчетов, которые в некоторых случаях могут быть выполнены без анализа, простой подстановкой данных в формулу, подбираемую по чисто формальным признакам [25].

Преподаватели подбирают задачи из соответствующих сборников, учебников, учебных или методических пособий. Однако по ряду общетехнических и большинству специальных предметов задачников нет, а в учебниках и методических пособиях даются только типовые задачи. В связи с этим преподаватели составляют задачи самостоятельно.

В совокупности учебные задачи должны представлять определенную систему, соответствующую избранной методике и отвечающую определенным целям обучения. Основным дидактическим требованиям в системе задач является постепенное усложнение связей между величинами и понятиями, характеризующими процессы или явления, описанные в задачах, углубление понимания связей между величинами, процессами, явлениями, конкретизация понятий, раскрытие новых черт.

При решении задач учащиеся должны мыслить не конкретными числовыми величинами, а решать задачи в общем виде, т.е. без вычислений. При формулировке плана решения задачи вначале преподаватель, а затем и учащиеся определяют порядок (алгоритм) решения задачи. На этом решение задачи может быть закончено. Опытные преподаватели широко практикуют проведение таких упражнений в «смысловом» решении задачи [25].

Технологические задачи – разновидность учебных задач, применяемых в целях развития технологического мышления учащихся, осуществления связей теории и практики, теоретического и производственного обучения. Для процесса профессионального обучения рабочих наиболее характерными видами являются:

- разработка технологии выполнения учебно-производственных работ;

- принятие решений в различных производственных ситуациях;

- расчеты технологических режимов обработки, наладки, регулировки оборудования и др.

Учащиеся в процессе обучения имеют дело с большим количеством самых разнообразных работ с характерными для них технологическими процессами. Важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов), используя которые учащийся сможет уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.

Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений проводится в тесной увязке с производственным обучением учащихся по определенной системе, включающей ознакомление учащихся с готовыми типовыми технологическими картами, разбор их, практическое применение на своих рабочих местах, а затем самостоятельное выполнение заданий по разработке технологических карт вначале на простые, а затем более сложные и разнообразные учебно-производственные работы. По мере выполнения таких заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических процессов, т.е. на выявление закономерностей, принципов построения технологических процессов вообще. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов [25].

Технологические задачи на принятие решений в различных производственных ситуациях наиболее характерны при профессиональной подготовке квалифицированных рабочих.

В технологических задачах такого типа задаются конкретные ситуации, имитирующие (моделирующие) в той или иной степени условия работы на оборудовании, а также основные нарушения технологического режима, возникающие на рабочем месте, в том числе и аварийные.

Изучив данные технологических задач, учащийся определяет способы обнаружения нарушения, возможные его причины, намечает решения и конкретные действия по устранению нарушения в каждом конкретном случае.

Такие задачи предлагаются в двух вариантах: с ответом на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущность выполнения задачи – разбор конкретных ситуаций и изучение типовых технологических решений. В таком варианте задачи применяются на первоначальном этапе обучения. По мере накопления опыта учащихся все больший удельный вес занимают задачи без ответа. Выполняя их, учащиеся самостоятельно принимают решения в создавшихся производственных ситуациях [25].

Наиболее эффективный способ выработки умений принимать решения по управлению технологическим процессом – решение технологических задач с применением тренажеров (динамических моделей).

Из других видов технологических задач типичными являются:

- разработка управляющих программ для автоматизированного оборудования с программным управлением;

- нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

- конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда;

- выполнение технико-экономических расчетов [25].

Организационная форма обучения – это устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность, целостность, саморазвитие, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Организационная форма обучения способствует реализации обучающей, воспитывающей, интегративной, коммуникативной, управленческой функций учебного процесса.

Существуют различные формы учебных занятий. М.И. Ерецкий выделяет следующие основные виды занятий: классно-урочные, призванные в основном для формирования знаний; практические занятия, предназначенные для усвоения умений и навыков; лабораторные работы, предусматривающие приобретение учащимися умений и навыков при выполнении исследований явлений (процессов), а также консультации и производственную практику.

С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин отмечают, что обучение осуществляется в формах урока, экскурсии, практических и лабораторных занятий, лекции, семинара, производственной практики, домашней работы и др.

Другие выделяют дополнительно к ним еще и такие формы учебных занятий: зачет, коллоквиум, собеседование, практикумы, факультативные занятия [3].

В учреждениях профессионального образования выделяют следующие виды организационных форм обучения: теоретическое и производственное обучение.

Организационная форма производственного обучения – это способ организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности, форма руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий.

Организационная форма теоретического обучения – это способ организации ученического коллектива для учебной деятельности, форма руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий [1].

Организационные формы характеризуются различным сочетанием коллективного и индивидуального обучения, степенью самостоятельности учащихся в обучении, способами руководства их учением со стороны преподавателя. Выбор формы организации обучения определяется учебно-воспитательными задачами и зависит от содержания и методов учебной работы [20].

Классификация форм организации обучения:

1. все формы по степени сложности делятся на:

- простые – построены на минимальном количестве методов и посвящены одной теме (например, беседа, зачет, экзамен, инструктаж, консультация). Составляют четверть от всех форм.

- составные (комплексные) – строятся на развитии простых или на их разнообразном сочетании (например, урок, конкурс, субботник, КВН, митинг, собрание). Составляют половину от всех форм.

- сложные – сочетание простых и составных форм (например, дни здоровья, слеты, движения, дни открытых дверей).

2. по способу организации деятельности учащихся выделяют:

- индивидуальная – организация деятельности одного учащегося с учетом его способностей. Существует собственно индивидуальная (предусматривает выполнение учащимися деятельности общей для всей группы в едином темпе работы) и индивидуализированная (предусматривает выполнение учащимися специфических занятий, что позволяет делать дифференцированный подход).

- групповая – предполагает работу учащихся по 3 – 6 человек или в парах. Задания могут быть одинаковыми или дифференцированными. Состав группы не постоянен и зависит от характера выполняемой работы. Целесообразно при проведении практических и лабораторных работ, при подготовке к конференции, диспутов, докладов.

- фронтальная – совместное действие всех учащихся группы. При этом они выполняют одинаковую общую для всех деятельность. Не заменима при проведении массового обучения.

3. по характеру связей между учащимися в процессе деятельности можно выделить:

- индивидуальные – предполагают различные цели и пути достижения у всех учащихся группы.

- формы взаимодействия – характеризуются тем, что результат деятельности достигается усилиями каждого члена группы.

- кооперативные формы – предполагают распределение функций в группе учащимися при выполнении деятельности, направленной на общие цели.

4. профессиональные формы обучения и воспитания:

- формы теоретического обучения;

- формы производственного обучения [14].

Все виды неурочной работы можно разделить на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К регулярному виду относятся домашняя учебная работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, работа с научно-популярной литературой и первоисточниками, телевизионные передачи, дополнительные по предмету.

К эпизодическим видам внеурочной работы относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы, домашние сочинения по предмету, учебные экскурсии [4].

Неурочные организационные формы теоретического обучения:

Лекция – занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. Лекция может быть: обзорная, вводная, эпизодическая, информационная, проблемная.

Семинар – относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.

Лабораторно-практические занятия – одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

Консультация – форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины.

Самостоятельная работа – форма организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Подразделяется на: урочную, внеурочную (самоподготовка и самообразование) [11].

Организационные формы производственного обучения:

Занятие по производственному обучению в учебном цехе - это такая организация производственного обучения, при которой различные виды работ сменяются в соответствии с последовательностью технологического процесса. Такое занятие повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, поскольку условия обучения близки к условиям производства и позволяют учащимся освоить выпуск сложной продукции. Это промежуточная форма между обучением в учебной мастерской и обучением в цехе предприятия.

Занятие по производственному обучению в цехе предприятия. Основная задача – совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся, расширение и углубление профессиональных знаний, изучение передового производственного опыта, подготовка к производственной практике и самостоятельной работе на производстве по окончании профессионального училища. Это решающий период в подготовке квалифицированных рабочих.

Производственная практика – заключительный этап профессиональной подготовки учащихся. Проводится в последние месяцы обучения. Задачи данной формы организации обучения: совершенствование и конкретизация профессиональных знаний, умений, навыков; специализация по избранной профессии; накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ; освоение прогрессивной технологии, современного оборудования, средств механизации и автоматизации; овладение высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, опытом передовиков и новаторов производства, изучение документации и т.д. [11].

Неурочные занятия являются эффективной формой дифференцированного обучения; способствуют значительному углублению знаний, полученных на уроках; обеспечивают выработку у учащихся навыка ориентации в современном потоке информации [4].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.