Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции, задачи закупочной логистики



В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в ма­териалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комп­лектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и
комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетво­рительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоемкими), расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет даль­нейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.

В практике закупочной деятельности выработан ряд «общих правил» или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс ха­рактеризует этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание сле­дует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.

В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться не­скольких основных принципов:

• обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

• не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

• знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

• проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

• соблюдать принятые на себя обязательства;

• учитывать в деловой практике интересы поставщика;

• поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

На оптимизацию звена логистической цепи «закупка» влияют не только внешние факторы, перечисленные выше, но и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными струк­турными подразделениями фирм.

Развитие новых областей экономики и расширение предложе­ния товаров на рынках промышленно развитых стран Запада усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной инфор­мации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации в целях определения ем­кости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.

Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров из­держек, изменений в собственной программе сбыта, использова­ния результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть пред­ставлен в виде структуры его информационного обеспечения (рис. 2.1), перечня типов рынка и постановки вопросов относи­тельно его структуры и динамики.

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и матери­алов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Выделяют следующие их типы:

• непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

• опосредованные рынки (рынки, используемые поставщи­ками);

• рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

• новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные ка­тегории, как предложение, спрос и рыночный баланс. На базе этой информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

• какова структура исследуемого рынка или какая форма рынка
имеет место?

• как организован исследуемый рынок или как протекает ба­лансирование спроса и предложения?

• каким образом будут развиваться структура и организация
рынка?

 

       
   
 
 
Рис. 2.1. Структура информационного обеспечения при исследованиях рынка закупок

 


Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечислен­ных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация часто подается в трех аспектах:

• современный анализ рынка («моментальный снимок»);

• динамика изменения конъюнктуры рынка;

• прогнозы изменения рынка.

При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются запросы потенциальных потребителей.

Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос. Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассматриваться внутри предприятия и как средство решения проблем, возникающих в на­учных исследованиях и конструкторских разработках, которые свя­заны с характеристиками нового сырья и комплектующих. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изме­нениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутризаводской или внутрифир­менной отчетности.

Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих из­делий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осу­ществляется на стадии конструирования изделий. Задача органов снабжения — обеспечить конструкторов необходимыми катало­гами, описаниями, проспектами по профилю проводимой работы с целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описания обычно не содержат ин­формации о ценах, без чего трудно добиться экономически выгод­ных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор инфор­мации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

Количество материалов, дата начала поставок и продолжи­тельность периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые в свою очередь определяются резуль­татами изучения рынков сбыта. Общей проблемой для большин­ства компаний является следующая дилемма. Как осуществить производственную программу: путем устойчивого, но не всегда эко­номически эффективного обеспечения материалами либо с задер­жкой выпуска продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных по­ставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предпри­ятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потреб­ностей основывается на стратегии управления запасами. Прежде всего, определение потребностей означает выявление това­ров и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами: путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов. Определение по­требностей на основе заказов, например в машиностроении, про­исходит путем разложения спецификаций на отдельные комплек­тующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными — в узлах, из которых комплектуются изделия, тре­тичными — в деталях, из которых состоят узлы. Сроки удовлетво­рения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.

Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, то используют ме­тод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза — прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.

Приобретаемая фирмами продукция производственного назначения классифицируется по видам заготовленного товара и способам их закупки. Из всего многообразия традиционно выделяются следующие виды товаров: сырье и основ­ные материалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такое деление обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а также условиями хранения и применения отдельных видов этих товаров.

Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не тре­бующие длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного по­требления, требуемые к определенному моменту, закупаются на условиях договорной поставки, оговаривающих ее точное время. При таком способе поставки объем запасов материалов на фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. Резкому снижению производственных запасов способствуют регулярные поставки таких партий материалов, которые доставляются потре­бителю через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период. В целях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиями. В этих же целях фирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи. Фирмы осуществляют также конъ­юнктурные и спекулятивные закупки товаров.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.