Основные проблемы определения целей и стратегии снабжения
Исторически усилия большинства снабженческих структур, работающих на промышленные компании, были в основном сосредоточены на заключении и выполнении контрактов на поставку разработанных конструкторами деталей и материалов. При этом снабженцы размещали заказы, количественные и временные требования которых определялись производственной структурой. Поскольку этот бесконечный процесс «игры через стенку» был причиной разрастания базы снабжения и распыления расходов, отделы закупок тратили значительную часть своей энергии на обеспечение поставок деталей и согласование кратковременных решений вопросов по проблемам качества. В 1980-х и — гораздо в большей степени — 1990-х годах росло понимание того, что конкурентная борьба происходит, скорее, не между компаниями, а между цепями поставок. Данная эволюция разрушила традиционные представления о значении широкой базы снабжения в повышении конкурентоспособности и снижении цен. После оптимизации своих цепей поставок компании начали осознавать, что акционерная стоимость изменяется благодаря комбинации процессов, которые направлены на создание стоимости для конечного потребителя. Проще говоря, компании начали понимать, что слабо скоординированная группа компаний, нацеленная на оптимизацию своих индивидуальных задач, никак не может конкурировать с цепью поставок, работающей как одна команда. Управление цепями поставок — один из наиболее неверно толкуемых в последние годы бизнес-терминов — это интеграция каждого элемента снабжения, проектирования, производства и дистрибьюции, от момента добычи сырья и до взаимодействия с конечным потребителем. Ключевым словом этого понятия является интеграция. Здесь нет места индивидуальной работе проектного отдела, отдела снабжения или логистики. Следует подчеркнуть: снабжение начинается там, где начинается управление цепями поставок. Этот термин широко применялся в 1990-х годах специалистами по логистике и дистрибьюции, в частности по отношению к крупным розничным торговцам. Но ни одна из вышеназванных служб сама по себе не могла приблизиться к потенциально возможной результативности цепей поставок скоординиро-ванного коллективного управления снабжением. Появление термина «управление цепями поставок» имело большое значение, поскольку западные компании быстро менялись, а данное понятие отражало сущность интеграционных процессов и командной работы. Интеграция процессов в цепях поставок начинается в рамках одной компании. В 1980-х и 1990-х годах корпорации все чаще приходили к выводу, что задачи бизнеса должны ориентироваться на конечных потребителей цепи (ей) поставок, в которой (ых) они принимали участие. Задачи отдельных процессов компании должны тесно переплетаться с задачами всего бизнеса. Это редко происходит, особенно в области закупок. А задачи отдельных лиц, работающих в рамках этих процессов, и системы их вознаграждения должны быть напрямую связаны как с конкретными, так и с общими задачами предприятия. Опыт показывает, что процесс преобразования цепей поставок необходимо начинать с изучения работы — процесса, затем людей и, наконец, организационной структуры. Поскольку мы меняем способ выполнения работы, образ мышления задействованных в процессе людей, направленность их усилий и поведение, может потребоваться трансформация и самой организации в случае, если она будет мешать процессу. Иначе лучше оставить все как есть. Изменение организационной структуры часто сопровождается множественными (как правило, необоснованными) проявлениями нервозности, оборонительного поведения, противостояния и конфликтных ситуаций, которые бы не возникли при других обстоятельствах. Прежде всего, вы должны сосредоточиться на процессе, обучении людей и повышении их квалификации. Снабжение — это процесс, протекающий в рамках компании. У него есть свои затраты и результаты. За каждую затрату отвечает конкретный работник. Для каждого результата есть свой потребитель. Это — главные участники процесса, и для оптимальной эффективности они должны быть в него интегрированы, а не являться сторонними наблюдателями. Интеграция участников в процесс цепи поставок может осуществляться двумя способами: • выявлением участников и потребностей каждого из них, их деятельности, необходимой для потенциального воздействия на цепь поставок, их текущего поведения, а также фактическим и возможным влиянием этого поведения на результаты (качество, расходы, доставки, услуги); • изучением матрицы влияний, в которой определены мотивы действий участников и методы воздействия на них (табл.1.1). Топ-менеджеры должны видеть, каким образом и в какой степени их поддержка и участие позитивно отразятся на чистой прибыли, когда и чего эта поддержка будет стоить. Отдел маркетинга должен понимать, каким образом его поддержка и участие улучшат своевременность доставки продукции, сократив сроки исполнения заказов, снизив расходы и повысив эксплуатационные характеристики, что приведет к увеличению доли рынка. Проектный отдел должно интересовать, каким образом его помощь позволит создать более качественный продукт и выйти на рынок в более короткие сроки без дополнительного риска, что даст сотрудникам отдела возможность направить больше энергии на исследования и разработку новой продукции вместо поддержки производства. Производство должно представлять, каким образом требуемая от него поддержка повысит стабильность потока деталей и сократит запасы, улучшив при этом показатели эффективности, утилизации и оперативности. Ключевым вопросом является, каким образом снабжение может эффективно влиять на цели и стратегию компании? Укрупнено логистическую стратегию фирмы можно представить в виде схемы (рис. 1.4). На схеме логистическая стратегия, связывающая корпоративные стратегические цели фирмы, маркетинговую и производственную стратегии, состоит из следующих основных компонентов: • конфигурации логистической сети; • координации и разработки организационной структуры логистической системы; • определения стратегических требований к качеству продукции и потребительского сервиса; • интегрированной системы управления снабжением; • логистической информационной системы. Одним из существенных препятствий на пути достижения эффективной стратегии снабжения являются трудности, сопутствующие воплощению целей компании в целях снабжения. Таблица 1.1 Матрица влияний
Большинство целей компании обычно можно сгруппировать в четыре категории: 1. Выживание. 2. Рост. 3. Финансовая. 4. Взаимодействие с окружением. Выживание - это наиболее существенная потребность организации. Рост можно выразить различными путями. Например, рост можно отнести к размеру компании (количество служащих) или стоимости активов, иличисла отделов, или количества стран, в которых компания ведет свой бизнес, или доли рынка. На практике это означает включение в процесс стратегического планирования возможностей и проблем снабжения. Проиллюстрируем указанное выше на рис. 1.5.
Финансовые цели могут включать: бюджет, превышение доходов надрасходами или прибыль, доход, доходность инвестиций, прибыльность активов, цену акции или рост каждого из этих параметров илиих сочетания. Цели взаимодействия с окружением могут включать не только традиционные вопросы охраны окружающей среды, воздуха, воды и недр, но и соответствие ценностям и идеалам служащих компании и ее клиентов, иуважениезаконови обычаев тех стран, где компания ведет свой бизнес. Типичные цели снабжения обычно выражены совершенно другими понятиями, такими, как качество и функционирование, доставка, количество, цена и условия, услуги и т. д.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|