Здавалка
Главная | Обратная связь

Целевые функции закупочной деятельности: стоимость, качество, сроки



Важнейший элемент в политике закупок — анализ цены приоб­ретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:

• простой метод калькуляции (показатель общих издержек
делится на показатель произведенной продукции);

• калькуляция по эквивалентным показателям (издержки делятся по отдельным статьям и берутся усреднено);

• постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой
операции).

Анализ цен учитывает также дополнительные работы и услуги, например проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины, транспортировку и др. При этом применяются следующие виды анализа цены:

• анализ цены на всех стадиях — от возникновения продукта
до его поступления потребителю (постатейной калькуляцией оп­ределяют цену нетто, включающую заготовительные расходы);

• анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произве­денных работ и услуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение, финансирование);

• анализ цены на основе полезности продукта (на базе субъ­ективных оценочных критериев определяется, сколько данный продукт или услуга могут стоить на рынке);

• анализ цены с учетом тенденции к повышению цены на анало­гичные товары (с помощью расщепления издержек на первичные, используемые при расчете цены единицы продукции в настоящий момент, и последующие издержки, на основе которых производится расчет цены на определенную партию продукции);

• анализ цены (с помощью кривой освоения новой продукции);

• анализ цены во временном периоде (сравниваются старое и новое коммерческое предложение, при этом учитываются изменения в используемом сырье, затратах, рыночных отношениях и пр.);

• анализ цены по первичным издержкам на единицу продук­ции;

• анализ с помощью скользящих цен (применяются в основном при разработке долгосрочных договоров при спонтанном изменении цен);

• анализ цен на основе открытых данных (курс валют, биржевые курсы, таможенная статистика и пр.).

При осуществлении закупок покупатель не обязательно должен рассчитывать составляющие цены получаемого товара, однако в последнее время все чаще между покупателем и продавцом проис­ходит обмен данными, содержащими составляющие издержек про­изводства и другие элементы, из которых слагается цена продукта закупок. Особенно широкое применение такая практика получила при заключении долгосрочных договоров о поставках.

Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов материально-технического обеспечения. Принимаются во внима­ние не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы пере­грузки в случае смешанных сообщений. Помимо транспортных рас­ходов значительные затраты вызывает хранение материалов. Здесь снабженческая деятельность имеет одно­значную цель — обеспечить эффективное выполнение производст­венной задачи за счет сведения по возможности до минимума объема запасов. Необходимо отметить, что в настоящее время, в условиях отсутствия дефицита на подавляющую долю сырья, полуфабрика­тов и различных комплектующих элементов, органы снабжения не ощущают потребности в создании излишних запасов (такая потребность стихийно формируется при существо­вании дефицита). Тем не менее, было бы неправильно считать, что в рыночной экономике отсутствуют побудительные причины для со­здания излишних запасов. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в сырьевых регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.

Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения промышленных фирм — качество поставляемого сырья и комплектующих изделий.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и международном рынке, проблема качества матери­альных ресурсов стоит достаточно остро. Наиболее известные за­падноевропейские, американские и японские компании, борющиеся за рынки сбыта, разрабатывают и скрупулезно выполняют про­граммы по поддержанию и повышению качества своей продукции. Значительное внимание в них уделяется качеству источников поставок.

Характерным примером в этом деле может являться опыт компа­нии «ИТТ Кэннон Норт Америка» (США). В структуре управления компанией создана так называемая «группа по отбору постав­щиков», в которую входят представители системы материально-технического снабжения компании, финансовой службы, произ­водственного отдела и пр. Группа отбирает в качестве поставщиков лишь тех, кто проявил или может проявить способность удовлетворить уровень запросов, предъявляемых компанией. Группа выдви­гает технические требования к предметам закупок, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которые переда­ются поставщику. При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

• наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;

• возможность проводить проверку качества продукции по заданной программе и с помощью необходимых приборов;

• контроль и аттестация входящих материалов и сырья;

• наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;

• наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.

Программы поддержания качества закупаемых комплектующих и сырья тщательно продумываются, в расчет берется даже органи­зация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение уровня знаний персонала, кото­рый информируют о новейших технологиях и процессах, чтобы сделать обслуживание оборудования и приборов квалифицированным и эффективным.

В практике материально-технического снабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объема поставок низкокачественных товаров. В большинстве случаев некондиционные товары возвра­щаются компании-виновнику, оплата за них не производится, воз­можны и штрафные санкции.

В последние годы возникли некоторые новые организационные формы сотрудничества, цель которых — повышение качества продукции, упрощение процедуры составления контрактов и конт­роля за их выполнением. Например, в ФРГ ряд машиностроитель­ных компаний различной величины объединились в ассоциацию с целью улучшения производственного обеспечения. Эта группа компаний специализируется на основанном на высоких техно­логиях производстве промышленных роботов, поточных линий, систем управления гибкими производственными системами, пери­ферийного оборудования для производственно-технологических систем. Подобное производство требует значительного количества компонентов: гидравлических, пневматических, электронных, элект­ротехнических и пр.

Наряду с комплексом задач, поставленных перед ассоциацией в области развития перспективного планирования производства, разработки техники, совместного обеспечения выхода на рынок, одной из главных проблем стала производственная коопе­рация и материально-техническое снабжение компаний. Мелкие и средние компании в этой группе разрабатывают и производят новые наукоемкие компоненты сложных систем, выпускаемых крупными фирмами. Тем самым они не только осуществляют снабженческие поставки для крупных компаний, но и активно влияют на их тех­ническую и сбытовую политику.

Созданная в середине 1980-х годов ассоциация в рамках Объ­единения машиностроителей и изготовителей промышленного оборудования Германии позволила тесно привязать поставщиков к потребителям и эффективно решить вопросы качества поставок и конечной продукции, что дает немалые выгоды для объединения и конкурентной борьбы с зарубежными производителями. Кроме того, создаются условия для долгосрочной кооперации. Все это спо­собствует реализации продукции входящих в ассоциацию фирм, предоставляет возможности для получения информации об источ­никах снабжения и производимой продукции.

Система своевременности снабжения.Если поставщик в состоянии осуществлять поставку необходимых закупленных товаров согласованного качества, малыми партиями и в конкретное время, то компания-покупатель может существенно сократить свои инвестиции в создание запаса, получая преимущества своевременного снабжения, и снизить размер своих расходов, связанных с организацией проверки качества входящей продукции при ее получении. Для этого необходим долгосрочный план и хорошее взаимодействие и взаимопонимание между покупателем и продавцом.

 

2.4. Современные методы планирования потребности в продукции







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.