Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм функционирования логистики снабжения



Регулярное поступление потока материалов, комплектующих изделий или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует выполнения определенных операций (рис. 2.3): определения потребности в материальных ресурсах; выбора источника ресурсов; размещения и отсылки заказа; транспортировки (экспедирования); получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полного завершения процесса снабжения.

Определение потребности

В процессе планирования закупок необходимо определить: 1) какие материалы требуются; 2) количество материалов, которые потребуются для производства продукта; 3) время, когда они потребуются; 4) возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары; 5) требуемые площади складских помещений предприятия; 6) издержки на закупки; 7) возможности организации самостоятельного производства некоторых деталей на предприятии.

 

       
 
 
   
Рис. 2.3. Функциональный цикл снабжения

 

 


Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

Валовая, или брутто-потребность,это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции.

Чистая, или нетто-потребность, – это потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.

2.4.2. Методы планирования определения потребности

Нормативный подход

Объем потребности по основным группам сырья и материалам определяется планом производства и плановыми по­требностями в обслуживании основного производства (например, планом проведения планово-предупредительного ремонта обору­дования, плановой потребностью во вспомогательных материалах и др.). План производства и его обслуживания рассчитывается на основе данных о длительности циклов производства продукции. Несмотря на относительную стабильность, производственные планы и планы обслуживания производства могут корректироваться. Годо­вые планы имеют полугодовые или квартальные корректировки, квартальные планы — месячные, планы на месяц могут корректи­роваться по декадам, неделям, пятидневкам или дням. Для обеспе­чения корректируемой производственной потребности необходимо учитывать потребности в запасных частях, вспомогательных материалах и др., необходимо прогнозировать потребности в товарно-материальных ценностях. Возможные отклонения от производ­ственного плана порождают корректировки потребностей отдель­ных рабочих мест в запасах незавершенного производства.

Предсказание будущего объема потребности требуется и для обеспечения плана продаж, который значительно в большей степени, чем производственные планы, подвержен отклонениям от заранее определенных показателей.

Виды потребности

Для обеспечения максимальной точности прогнозирования объема потребности требуется различать отдельные виды потребности, представленные на рис. 2.4.

Потребность в товарно-материальных ценностях может иметь регулярный и нерегулярный характер. Регулярное потребление – ситуация в которой товарно-материальные ценности потребляются ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Точность прогнозирования такой потребности должна быть максимальной. Нерегулярное потребление – ситуация, в которой спрос на товарно-материальные ценности время от времени отсутствует.

Прогнозирование как регулярного, так и нерегулярного потреб­ления может представлять собой довольно сложную задачу. И при регулярном, и при нерегулярном потреблении могут возникать пе­риоды сезонного потребления — периодическое увеличение или уменьшение спроса в течение года. Потребность может быть обусловлена и случайными изменениями, что характерно для так называемого непредсказуемого (спорадического) спроса.

 

       
 
 
   
Рис. 2.4. Виды потребности

 

 

 


 

Потребность в товарно-материальных ценностях как групп сы­рья и материалов, так и групп незавершенного производства, го­товой продукции или товаров может иметь зависимый и независи­мый характер. Зависимый спрос имеет место при наличии технологической (вертикальной) обусловленности заку­пок, производственного процесса или процесса потребления. На­пример, потребность в готовом изделии определяет потребность во входящих в него сырье, материалах, деталях, комплектующих, сборочных единицах.

Зависимый спрос может иметь и горизонтальную составля­ющую, если демонстрируется связанная потребность в нескольких технологически не связанных товарах. Как правило, горизонтальный зависимый спрос возникает при проведении рекламных кампаний. При наличии горизонтального зависимого спроса потребность диктуется замыслами маркетинга. Зависимый спрос определяется по спросу на основной продукт в соответствии с известными нормами применяемости или исполь­зования.

Независимый спрос — спрос, никак не свя­занный со спросом на другой продукт. Такая характеристика по­требности характерна для большинства продуктов рынка конечно­го потребления. Независимый спрос прогнозируется отдельно для каждого наименования товарно-материальных ценностей. Товар­но-материальные ценности с различным характером потребления нуждаются в различных методах прогнозирования.

 

Планирование на основе прогнозов спроса и расхода продукции

Прогнозирование - неотъемлемая часть управления снабжением, не­посредственно влияющая на количество и доставку товара. Прогнозирова­ние затрат, снабжения, условий рынка, технологии, цены и т. д. всегда необходимо для принятия правильных решений.

Проблема в том, как планировать потребности будущего, чтобы отве­тить на такие вопросы:

1. Кто ответственен за прогнозирование будущих затрат сырья?

2. Может ли отдел снабжения предвосхищать прогнозы отделов продаж, производственных отделов и потребительского спроса?

3. Нужно ли вменять в обязанность поставщикам соответствовать планируемым или реальным потребностям?

4. Должен ли менеджер отвечать за соответствие реальным пли планируемым потребностям?

В большинстве компаний потребность в сырье, изделиях и комплекту­ющих обычно калькулируется исходя из прогноза объема продаж, что явля­ется обязанностью службы маркетинга. В компаниях сферы обслуживания или государственных структурах отдел снабжения часто составляет про­гнозы и совершает закупки. При перепродаже покупатель, возможно, дол­жен оценить ожидаемый объем продаж (включая объем продаж по снижен­ным ценам на сезонный товар), а также осуществить покупки в зависимо­сти от времени года. Независимо от ситуации, несбывшиеся прогнозы быстро забываются, но существенный избыток или недостаток в сырье по­мнятся долго. Менеджеров по снабжению часто критикуют за избыток или недостаток, независимо от того, кто сделал первоначальный прогноз или насколько прогноз оказался неправильным.

Реальная проблема прогнозов заключается в их ненадежности. Прогно­зы обычно неправильны, но будут ли они завышать или занижать реальные потребности и насколько?

Для поставщика существенное отклонение от прогноза может выглядеть как уловка при закупке. Если спрос ниже прогноза, то поставщик будет предполагать, что первоначальный прогноз был попыткой получить благоприятную цену или другие уступки. Если спрос превышает прогноз, то расходы поставщика могут значительно возрасти в связи с затратой дополнительного времени, срочной покупкой и изменениями в графике производства.

Менеджменту отдела закупок необходимо ставить поставщиков в известность относительно погрешности в прогнозах с тем, чтобы их котировки цен составлялись с учетом этой погрешности. Обсуждение с поставщиками вероятной погрешности в прогнозах невозможно, если менеджмент отдела закупок не отдает себе отчета в наличии такой погрешности и ее потенци­альных последствий для поставщика. Прогнозы также необходимо регуляр­но обновлять.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.