Здавалка
Главная | Обратная связь

Стадии развития речи в детском возрасте. Полемика Л.С. Выгосткого и Ж. Пиаже об эгоцентрической речи.



Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения.

Л.С.Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. То есть для нормального речевого развития ребенка значимым должно быть общение, оно должно проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу.

Ему недостаточно просто слышать звуки (телевизор, видео, радио), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослым на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важно менять формы общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является стимулом развития речи, если остается на прежнем уровне, то может произойти отставание в развитии речи.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были также достаточно развиты, Так же должны быть развиты психические процессы: внимание, память, мышление, а физическое состояние было бы хорошим. Особенно важно для формирования речи, развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Стадии развития речи, таким образом, связаны с физическим созреванием ребенка.

За рецепцией и пониманием речи и самостоятельным употреблением словесного знака, по Наумовой, лежат различные функциональные структуры, и развитие этих двух сторон речи происходит параллельно.

Итак, дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.

Данные о структуре криков приведены, в частности, в работах Базжиной. где отмечен также возраст (начало четвертого месяца), когда крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач.

Примерно месяцем раньше появляются вокализации, соответствующие комфортному состоянию ребенка, - гуление. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. Звуки гуления воспринимаются на слух как гласноподобные, сходные с нейтральным гласным взрослых лиц.

Со временем в звуковых реакциях ребенка появляются более четкие шумовые участки. Постепенно произнесения приобретают слогоподобный характер; обнаруживается тенденция к повторению сходных артикуляторных комплексов, что и называется лепетом. Состав лепета крайне разнообразен. В нем встречаются звуки, характерные для далеких друг от друга языков.

Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Однако из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. Более частыми оказываются слоги типа "согласный-гласный", содержащие смычные согласные. По данным некоторых работ, перед началом такой стабилизации наблюдается период молчания. Примерно в этот же период слоги приобретают разную степень ударенности. Тем самым намечается переход к появлению первых слов.

Длительности вокализаций на стадии лепета составляют в среднем 0,4 с и существенно не меняются в интервале от 3 до 9 месяцев. Существенно не меняется и формантный состав гласноподобных звуков.

К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки и слова, состоящие из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: мама, папа, баба). К году словарь возрастает до 10-15 простых слов.

Возрастные границы между отдельными стадиями доречевых вокализаций определяются по-разному. Названия этих стадий у разных авторов тоже не совпадают. Гвоздев А.Н. относит начало лепета к 3-му месяцу жизни, очевидно, включая в этот период стадию гуления. Другие авторы отмечают начало лепета примерно на 5-м месяце, учитывая заметное увеличение в этом возрасте числа консонантных элементов в составе звуковых последовательностей. Наконец, некоторые авторы (Базжина) называют вокализации детей в возрасте 5-8 месяцев не лепетом, а "гуканьем", относя начало лепета к 9-му месяцу жизни. Считается, что в этом возрасте вокализации уже подвержены влиянию конкретной языковой среды. Лепет детей в возрасте 10-19 месяцев содержит большинство гласных родного языка, хотя "посторонние" гласные присутствуют и в этом возрасте.

Переходный этап в развитии речи ребенка к овладению речи взрослых - это автономная речь. "Слова" детской автономной речи по форме являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "ко-ко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и т. п.).

Характерными особенностями детской автономной речи являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.

"Слова" автономной речи не изменяются! Это слова-предложения. Они не индикативные, а определяющие какую-то деятельность, динамику.

Первым, кто описал автономную детскую речь, понял и оценил ее огромное значение, был, Чарлз Дарвин, который прямо не занимался вопросами развития ребенка, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел вычленить «автономную речь» у ребенка, следя за развитием своего внука.

Известный пример Дарвина часто цитируется в учебниках. Его внук, однажды, увидя утку, плавающую на пруду, подражая ли ее звукам, или названию, данному взрослым, стал называть ее "уа". Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую по воде. Затем мальчик стал называть теми же самыми звуками молоко, пролитое на столе, всякую жидкость, воду в стакане, даже молоко в бутылочке, очевидно, перенося это название из-за того, что там была вода, жидкость. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, напоминающие монеты (пуговки, медали), стали называться "уа".

Автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка: прежде, чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь.

Стоит отметить, что автономная речь не существует сама по себе. Наряду со своими словами (своей речью), у ребенка существует понимание и наших слов, т. е. ребенок до того, как начинает говорить, понимает ряд слов. Он понимает нами оформленные слова: «дай», «иди», «хлеб», «молоко» и т. д., и это не мешает наличию второй речи.

Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.

Автономная детская речь не только представляет собой чрезвычайно своеобразный этап в развитии детской речи, но и что этот этап соответствует своеобразному этапу в развитии мышления. В зависимости от того, на какой ступени развития находится речь, мышление обнаруживает определенные особенности.

Автономная речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это - нежелательное явление, оно задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом, т.к. речь напрямую связана с мышлением.

Развитие речи ребенка задерживается и нарушается также при неблагоприятных социальных условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, излишний шум, психические травмы, длительная психотравмирующая ситуация в семье. Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание на первых годах жизни сопровождается нарушением речевого развития. Поэтому разграничиваются дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая 3-хлетний возраст их условным подразделением.

Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью.

Один из наиболее масштабных и авторитетных трудов в области развития речи принадлежит Ж. Пиаже. Он приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Пиаже говорит об эгоцентрической речи: "Эта речь эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается".

Подсчитанный коэффициент эгоцентрической речи составляет от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для возраста 3-5 лет. Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том чтобы понять точку зрения другого. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения.

Под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам, результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.

Л.С.Выготский вместе со своими учениками и последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. Если Пиаже высказывает идею о том, что у ребенка формируется сначала "речь для себя" ("эгоцентрическая речь") и только потом, - под давлением взрослых - социализированная "речь для других". Выготский - наоборот -считает, что речь ребенка развивается от мыслей вслух - к мысли для себя. Происходит, по Выготскому, постепенная интериоризация речи. Он пишет: "Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному - таков основной итог как теоретического, так и экспериментального исследования интересующей нас проблемы".

Если для Пиаже эгоцентрическая речь - "аккомпанемент" деятельности ребенка, то, по Выготскому, функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи: "это - менее всего аккомпанемент, это - самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это - речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка".

Сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в историю мировой психологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.