Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая характеристика периода младенчества.



Младенчество – особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов (Л.С. Выготский). Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально. Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте

. Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение (Эльконин) или ситуативно–личностное общение (Лисина).

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности. Это подтверждено экспериментально в опытах С. Фаянс, Т. Бауэра и др. Например, если предложить младенцу яркий предмет на расстоянии 9 см, он будет к нему немедленно тянуться, при отодвигании игрушки на 60 см реакция ослабевает и на 100 см окончательно угасает. Но если в это время к предмету подходит взрослый, реакция возобновляется. В возрасте 2 – 3 мес пассивность, с которой новорожденный относился к миру, уступила место рецептивному интересу (т.е. здесь, впервые появляется внимание к чувственным раздражителям, к собственным движениям, звукам, внимание к другому человеку).

Младенчество – стабильный период развития. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком – обмен выражениями внимания, радости, жестов, слов и т.д. О решающей роли общения в психическом возрасте свидетельствует так называемое явление «госпитализма». Нарушениями психомоторного развития детей, воспитывающихся вне семьи, занимался Р. Шпиц (наблюдал за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Дети из яслей имели одно преимущество, за ними ухаживали их собственные матери. Годовалые дети из приюта вели себя навязчиво и пугались незнакомых людей, у ясельных детей основная проблема была связана с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью). Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разрывом контакта с биологической матерью. Российские психологи и педиатры причину госпитализма определили как дефицит общения, но симптомы госпитализма могут возникнуть и при ранней разлуке (помещение ребенка в больницу) и даже в семье.

Трудными для установления взаимодействиями с ними оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также дети с «трудным» темпераментом. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется синдромом «дефицитарности ключевых сигналов»: улыбаются в более поздние сроки, отсутствует инициатива в контакте со взрослым, ответная реакция очень слаба, избегают эмоционального и зрительного контакта. В первом полугодии наблюдается доминирование отрицательных эмоций и высокая утомляемость. Выделены и матери группы риска: депрессивные, с психическими заболеваниями и т.д.

Характерные изменения поведения со стороны ребенка и со стороны матери могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать - младенец».

Развитие общения и речи.

Потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно – личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности.

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, в 6-8 мес. различает более широкий круг «своих». В 7-10 - появляется ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или интереса; с готовностью включается в игровой контакт (ку-ку, бросание игрушек). В ситуации общения начинает использовать жесты (протягивает руки и т.д.).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок чаще реагирует робостью, стеснением. Отношение к взрослому избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии испытывает нужду в сотрудничестве, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно – делового взаимодействия. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт.

Период от рождения до одного года – доречевой. Формируется речевой слух и дыхание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие познавательной стороны речи. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик, как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8 недели – дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван и чего хочет добиться ребенок. От 1,5- 4 месяцев выделяются короткие звуки – гукание. От 4 – 6 – протяжные гласные звуки (баа, маа, лааа…) – гуление; характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6- 7 – лепет – повторные слоги, их цепочки; приглядывается к артикуляции взрослого при общении, прислушивается к нему и к себе. Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета. Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается автономная речь (малыш произносит: «ДАЙ!ДАЙ!» и, учитывая его мимику и жесты, мать «прочитывает» требование ребенка). К концу первого года малыш самостоятельно должен произносить от 5-6 до 10-30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи – пассивное владение языком, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. В 9 месяцев ребенок понимает словесные инструкции: «обними маму» и т.д.

На начальных этапах взрослые стараются создать условия наиболее ясного отнесения слова к предмету (обычно эта ситуация показана новой игрушкой). Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным объектом общения. Изменяется социальная ситуация развития и в ее изменении – суть кризиса конца первого года жизни.

Развитие восприятия и интеллекта.

В 1-й подпериод младенчества наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей: ребенок способен длительно сосредоточиваться при разглядывании, хорошо различают цвета, восприимчивы к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления (3-х месячный ребенок проявляет сосательный рефлекс при виде груди матери или бутылочки с молоком).

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. Согласно Пиаже ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития - сенсомоторном, который включает в себя 6 стадий, из которых на первый год приходится 4:

1. упражнение рефлексов (упражняют все навыки: сосание, хватание, плач. Они еще умеют смотреть и слушать).

2. первичные круговые реакции (1-4 месяц) – ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению.

3. вторичные круговые реакции (4-8 месяцев) – дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие. Поэтому к 7-8 месяцам проявляются первые страхи (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов – основа привязанности к значимым для ребенка людям.

4. координация вторичных схем (8-12месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей. Проявляются первые признаки умения предвосхитить события (плачут при виде йода).

К 8-10 месяцам воспринимает предметы как нечто постоянно существующее в пространстве (поиск исчезнувших из поля зрения объектов). Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно – действенного интеллекта – использование одних действий в качестве других. К концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственными действиями и результатом. Исследования установили, что особенности внимания у младенцев могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.

Развитие двигательных функций и действий с предметами.

Выделяются прогрессивные движения и действия ребенка (способствуют получению новых впечатлений): хватание, манипулирование предметами, овладение активными передвижениями в пространстве (удержание головы, ползание и т.д.) и тупиковые (отгораживают от внешнего мира). Прогрессивные движения и действия показатели уровня развития ребенка. Формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого. Новый предмет способствует появлению заинтересованности и стимулирует действия ребенка с предметом. Внимание ребенка должно переключиться с взрослого на предмет и взрослый этому должен способствовать, мотивируя активность ребенка. Захватывание предмета – первое произвольное целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание начинается с обнаружения собственных ручек примерно в 3-3,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. В 5-5,5 месяцев ребенок может самостоятельно свободно достать и удержать игрушку. Во втором полугодии формируется полноценное доставание – формируется противопоставление большого пальца, захват с учетом формы и размеров. В 6-7 месяцев складываются простые манипулятивные действия с предметами. В начале второго полугодия ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте - истинное подражание. В этот период ребенок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету (качать куклу и т.д.). условия подражательного обучения движениям и действиям во втором полугодии первого года жизни: многократный замедленный показ, паузы перед началом и концом показа, подчеркнутая мимика, эмоционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизведения. В конце первого года жизни ребенок чае сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между предметами отдельные связи. Манипулирование постепенно усложняется, складывается манипулирование двумя предметами; малыш научается удерживать и выполнять действия двумя руками одновременно. Становится возможным перенос знакомых действий на новые предметы. К концу первого года жизни возникают орудийно-предметные действия – действия с предметами согласно их социальной функции. Наличие в конце первого года тупиковых действия (упорное сосание пальца, ритмичное раскачивание на четвереньках и т.д.) свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.

Младенчество является решающим периодом познавательного развития. Потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго. В отечественное психологии создана научно обоснованная система раннего воспитания детей в семье и детских учреждениях. Предпринимаются попытки раннего направленного обучения детей чтению и другим специальным навыкам.

Таким образом, общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорноеразвитие опережает моторное, хотя обе они связаны. (Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движение совершенствуется от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем – ножек и нижней части тела). Пассивность, с которой новорожденный относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает возможным развитие восприятия, внимания, памяти и т.д. Л.С. Выготский пишет, что к началу периода младенчества, у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир. Центральная линия развития младенческого возраста: сенсомоторика. Ключевым процессом, связывающим сенсорные и моторные функции и приводящим к образованию единой центральной структуры, является в младенческом возрасте побуждение, потребность, или, говоря шире, аффект. Т.о., восприятие и действие связаны через аффект. Психическая жизнь младенца характеризуется полной недифференцированностью отдельных психических функций и в общем может быть определена как система инстинктивного сознания, развивающаяся под господствующим воздействием аффектов и влечений. («Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания и крика. Уже в первой стадии младенческого возраста аффект принимает основную форму рецептивного интереса к внешнему миру, с тем чтобы во второй стадии этого возраста уступить место активному интересу к окружающему. И наконец, завершение младенческого возраста непосредственно сталкивает нас с кризисом 1 года, который, как и все критические возраста, характеризуется бурным развитием аффективной жизни и знаменуется впервые появляющимся у ребенка аффектом собственной личности – первой ступенью в развитии детской воли» Л.С. Выготский).

В младенчестве, для новой активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру – путь, пролегающий через взрослого человека. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого конца младенческого периода, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступит вообще только в раннем детстве. Поэтому основное новообразование младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, - сознание «пра – мы», предшествующее выделению собственного «Я» (возникновению сознания собственной личности).

Возникновение у существование у младенца сознания «пра-мы», можно видеть из двух основных факторов: 1) незнание ребенком собственного тела (отсутствие сознания своего физического «я»); 2) зависимость его аффективного притяжения к вещам от возможности совместного переживания ситуации с другим человеком.

 

Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она создает основу для возникновения и развития друтих форм общения, в частности для возникновения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых. Сначала, как было указано выше, «комплекс оживления» демонстрируется по отношению к любому взрослому, с 4 – 5 мес начинается дифференциация на «своих» и «чужих». В дальнейшем эмоциональные реакции еще более дифференцируются – уже в пределах «своих» – в зависимости от характера и частоты общения с ними. Уже на 1-м году жизни формируется избирательное отношение к разным взрослым. Положительное отношение к взрослым вызывается теми действиями, которые связаны с приятными эмоциями (ребенка ласкают, берут на руки, разговаривают с ним), а отрицательное – с отрицательными (крик, раздражение взрослого).

Сложившаяся, положительная реакция переносится на предметы, поэтому предметы, находящиеся в руках «приятного» взрослого, приобретают притягательный характер и начинают сами по себе вызывать у ребенка положительные реакции. Эмоциональная притягательность предметов для младенцев является вторичной, так как возникает через взрослого.

В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения – они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым.

С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ на свои сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит способ, позволяющий вызывать соответствующие действия взрослых на свои потребности. Одновременно в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией М. И. Лисиной (Теория генезиса общения).

Согласно теории генезиса общения, общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве (от процессов восприятия до становления личности и самосознания). Вообще, одним из первых начал разработку проблем генезиса общения Дж. Боулби, далее роле общения было уделено внимание Р. Спитцем, А. Фрейд. В нашей стране: 1) внимание педиатров, физиологов и педагогов раннего детства (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская); 2) детские психологи: А.В.Запорожец, М.И. Лисина, Смирнова Е.О.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка)

Предмет О. – другой человек; Потребность в О. – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с помощью – к самопознанию и самооценке; Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается О.; Действие О. – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект; Задачи О. – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемы в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой; Средства О. – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; Продукты О. – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Для изучения у детей развития потребности в общении М.И. Лисина выделяет несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка.

Это: 1) внимание и интерес ребенка ко взрослому; в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей;

2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком;

3) инициативные действия ребенка направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого;

4) реакция ребенка на отношение н нему взрослого, в которой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.

Согласно данным М. И. Лисиной, к 2,5 мес у детей можно констатировать оформление потребности в общении. Для того чтобы любая потребность развивалась, она должна стимулироваться мотивами. Мотивом деятельности общения является партнер по общению, для ребенка это – взрослый. М. И.

Лисина предложила выделять 3 группы мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы - возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому.

Деловые мотивы рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых.

Личностные мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Если познавательные и деловые мотивы выполняют в общении служебную роль, обслуживая иные потребности, опосредуя другие, более далекие мотивы, то личностные мотивы получают в общении свое конечное удовлетворение.

Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов – средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения:

1) Экспрессивно - мимические средства;

2) Предметно - действенные средства;

3) Речевые операции.

Отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форму общения характеризует 5 параметров:

1) время ее возникновения;

2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

Форма общения – это деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая .в целостной совокупности перечисленных черт и параметров.

Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка (до 6 мес), М. И. Лисина назвала ситативно - личностным. Оно появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера.

Взаимодействия со взрослым разворачиваются в это время на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Уход взрослого за младенцем создает условия, в которых ребенок начинает воспринимать взрослого как особый объект, а затем «открывает» и тот факт, что от взрослого зависит удовлетворение его нужд. Это выдвигает перед ребенком необходимость и дает ему возможность развернуть по отношению ко взрослому интенсивную познавательную активность, которая становится базой для появления деятельности общения. В развитом виде ситуативно-личностное общение обнаруживается в комплексе оживления. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста. Содержание потребности в общении: доброжилательное внимание взрослого.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью.

Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек служит для ребенка основным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты. Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Доброжелательность и внимание взрослого вызывают положительные переживания, которые повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной сфере», эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к прогрессу в когнитивном развитии ребенка.

С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно- личностное общение начинает изживать себя. Умеющий действовать с предметами ребенок занимает новую позицию в системе ребенок – взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Общение на данной стадии вплетается в предметную деятельность. Содержание общения: сотрудничество со взрослым (умение взрослого передать ребенку общественно выработанные способы усвоения опыта и включает в себя желание ребенка принять этот опыт). Мотив общения: деловой. Средства общения: предметно - действенные

Если в этом возрасте ребенок будет лишен общения и внимания или ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений; в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.). Выявлено, что причиной госпитализма является, неудовлетворение базовых социально-психических потребностей: в разнообразии стимуляции, в познании, в первичных социально-эмоциональных связях (особенно с матерью), в самоактуализации. Госпитализм возникает не только как результат изоляции или сепарации ребенка, но и в ситуациях эмоционального равнодушия к нему, отсутствия доброжелательного внимания со стороны близких взрослых.

Принято выделять две микропериодизации развития младенца:

1) Физиологическая, в основе которой лежит понимание психофизиологических закономерностей развития ребенка и выделяется четыре периода: 1) от 1мес. до 3мес.; 2) от 3мес. до 6мес.; 3) от 6мес. до 9 мес.; 4) от 9мес. до 12 мес. Вообще, психофизиологическое развитие (нервно-психическое развитие) – один из критериев здоровья, на основании которого определяется уровень развития ребенка. В нашей стране показатели психофизиологического развития детей первых трех лет жизни разработаны в 20 – 30-х годах ХХ века в клинике проф. Н.М. Щелованова. В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись (1-й год жизни – Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни – К.Л. Печора, 3-й год жизни – Г.В. Пантюхина) под руководством проф. Н.М. Аксариной. В 70-е годы эти авторы впервые у нас разработали методы диагностики, тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. диагностика внедрена в деятельность детских поликлиник и дошкольных учреждений. Разработанные показатели и методы диагностики нервно – психического развития адекватны международным шкалам (Денверская, Мюнхенская и др.) Все способы проверки и оценки развития ребенка с первых дней жизни направлен на то, чтобы своевременно осуществлять коррекцию развития отстающих детей, предотвращать более грубые нарушения в старшем возрасте.

2) Психологическая микропериодизация.

В психологии весь младенческий период условно делят на 3 стадии (Выготский Л.С., Психология//Младенческий возраст): 1) период пассивности (до 2 –3 мес; 2) период рецептивного интереса (до 5 – 6 мес) (т.е. здесь, впервые появляется внимание к чувственным раздражителям, к собственным движениям, звукам, внимание к другому человеку); 3) период активного интереса (начинается с 5 - 6 мес, а заканчивается далеко за пределами младенчества) (наблюдаются активные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, социальные реакции на сверстников, поиск потеренных игрушек, т.е. появляется активный интерес к окружающему, появляется подражание). С 10 мес можно ожидать проявлений кризиса 1 год, который служит соединительным звеном между младенчеством и ранним детством (поворотный пункт характеризуется исчезновением бесцельных движений и появлением зачатков более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание).

Новообразования – потребность в общении; - базовое доверие к миру;

- дифференциация ощущений и эмоциональных состояний;

- различение близких и посторонних людей; - преднамеренные действия;

- «истинное» подражание; - преднамеренное восприятие;

- Автономная речь; - ходьба;

- мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия.

16. Психологическое содержание кризиса одного года.

Самые главные приобретения этого периода – ходьба и первые слова. Мир открывается перед ребенком в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращение ребенка в субъекта действия. Раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.

По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразования младенчества относятся появление так называемых мотивирующих представлений. Превращение ребенка в субъекта желания и действия. Возникновение мотивирующих потребностей, превращает ребенка в субъект действия. Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто не безопасных для ребенка. Происходит физическое отдаление от матери. Расширяется пространство, доступное для ребенка. Рост самостоятельности.

Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого, ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания. Поведенческим симптомом наступление кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний - гипобулических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется «Я - желающий».

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитию. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя».

На начальных этапах взрослые стараются создать условия наиболее ясного отнесения слова к предмету (обычно эта ситуация показана новой игрушкой). Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным объектом общения. Изменяется социальная ситуация развития и в ее изменении – суть кризиса конца первого года жизни. Социальная ситуация развития – ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого. Ведущая деятельность – непосредственно- эмоциональное общение; общение с родным взрослым – ситуативно – личностное.

Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку, быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.