Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности психического развития детей раннего возраста.



В конце первого года ребенок становится на ноги. Этот период очень важен, его называют «ходячее» детство. На первых порах прямохождения, ходьба – это особая задача, связанная с сильными переживаниями. Постепенно ходьба становится уверенной, складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.

Основная потребность ребенка – познание окружающего мира через действие с предметами. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.

Складывается социальная ситуация развития «ребенок – предмет - взрослый». Ребенку все хочет потрогать, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с предложением поиграть и т.д. разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно – деловое общение (до 3 лет). Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры. Взрослый – соучастник предметной деятельности и игры, образец для подражания.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослым:

1. инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям

2. предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах

3. доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку

4. чувствительность к отношению взрослого, к его оценке, перестраивание своего поведения в зависимости от этого поведения

5. активное использование речи во взаимодействии.

Развитие предметной деятельности

Ведущая деятельность - предметно - манипулятивная деятельность (орудийно-предметная). Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные (пить из кружки, рисовать карандашом и т.д.) и соотносящиеся действия. Сложность выполнения орудийного действия в том, что они требуют приспособления движений рук к специфическим свойствам предметов.

Как происходит обучение?

Эльконин Д.Б. выделил логику предметного Действия с предметом (поведение внука второго года жизни: Андрей не умеет слезать с дивана, бабушка его учит и говорит «Вот так! Вот так! Молодец!», когда Андрей через некоторое время самостоятельно слез с дивана, как его учила бабушка, он говорит: «Баба, так! Баба, так!», а когда слез «Андрей – молодец!»). Главное звено обучения – образец действия. Анализируя процесс усвоения предметных действий, Эльконин выделил следующие закономерности:

1. ребенок производит действия, т.к. они представляют собой совместную деятельность со взрослым или выполняют его поручение.

2. ребенок вначале усваивает то, что делает действия осмысленными: цель, смысл и т.д.

3. критерий правильности употребления орудий – соответствие образцу. Создание образа действия требует многочисленные пробы. Возникновение образа действия – конец формирования предметного действия.

4. процесс формирования предметного действия сопровождается отождествлением себя с взрослым.

5. взрослый - образец для подражания и источник эмоциональной поддержки.

Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка. Наиболее подходящей ситуацией обучения является разыгрывание перед ребенком представления с игрушкой, при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекает в игру. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребенка одного, тот долго продолжает начатую игру.

Другой тип предметных действий – соотносящиеся действия. Цель – приведение двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешек). Разные способы обучения выполнению соотносящих действий имеют различный развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка.

На первых порах взрослые стремятся познакомить ребенка с основной фукцией предмета, но важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов (палочка: градусник, ложка, мостик…). Такие предметы предполагают определенную свободу действий и выступают средством овладения замещением. Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок игры.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности. Игра рождается внутри предметной деятельности. Сначала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый и требует тот же самый предмет, затем наступает этап переноса показанного действия на другие предметы (замещение), затем воспроизведение увиденного на игрушках. Одна из ранних форм игры – предметная игра – многократное воспроизведение общих схем использования вещей.

Игра…….у Маши № 21

Продуктивная деятельность № 24.

Познавательное развитие ребенка.

Это период активного исследования различных свойств предметов. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

Восприятие вплетено в ведущую деятельность (предметная деятельность). Для наилучшего развития способности восприятия необходимо выполнять предметные действия, которые требуют учета различных свойств предметов.

Соотносящие и орудийные действия (многочисленные пробы подбора и соединения предметов по различным свойствам) – внешние ориентировочные действия, которые позволяют ребенку добиться практического результата. Собственно зрительные действия складываются в процессе манипулирования предметами и направлены в первую очередь на такие свойства, как форма и величина. Для манипулирования цвет редко имеет значение, поэтому как свойство предмета он выделяется позже. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер. Далее происходит зрительное соотнесение свойств предметов. Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу. Накапливается запас представлений о свойствах предметов.

Развивается слуховое восприятие. Внимание и память носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.

Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки – наглядно-действенное мышление.

Действия с образами предметов (наглядно – образное мышление) только начинают складываться для ограниченного круга задач.

Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи, - формирование обобщений, которое возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове. Благодаря обобщению происходит выделение предмета – знаменует начало осмысления окружающего мира. Первые слова ребенка – своего рода обобщения целого класса предметов, на основе частичных признаков. Символическая (знаковая) функция сознания выражается в появлении действий с предметами-заместителями, в игровом переименовании предметов, она активно совершенствуется с развитием речи.

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности – стимул к усвоению речи. Речевое общение с взрослым – орудие организации взаимодействия. Предметная деятельность создает основу для получения разнообразных впечатлений. Продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи. На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. Высшее достижение в понимании речи на 3 году жизни связано с пониманием рассказа другого человека. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Переходная фаза доречевого этапа к собственно речевому занимает около 6 месяцев (до 1,5 лет). В конце 1 года характерна автономная речь. Активный словарь ребенка в 11-12 месяцев = от 4-5 до30-40 слов, после года до 100 слов, большинство из которых употребляется редко. После 1,5 лет – речевое поведение ребенка резко изменяется, более активное. Появляются вопросы о названиях предметов. К 2 годам – более 200 слов, к 3 – 1200-1500 слов.

М.И. Лисина отмечает, что ребенок должен освоить сначала новый тип сотрудничества (в речи сначала нужно выделить речевую коммуникативную задачу). Сроки и темпы овладения речью зависят в основном от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. К 3-м годам предложения становятся полными (распространенными), становится возможен рассказ о виденном, требование объяснить. Ситуации, неблагоприятные для развития речи: малое общение или слишком хорошее понимание ребенка.

Для усиления активности усвоения речи нужно обратить внимание на свойственный ребенку на данном этапе тип общения со взрослым; говорить с ребенком четко и ясно; больше разговаривать в быту, сопровождать показ предметов эмоционально окрашенным и увлекательным рассказов; больше времени проводить с ребенком, рассказывать сказки и т.д.; стимулировать стремление ребенка говорить.

В последние годы у родителей возрос интерес к воспитанию и обучению самых маленьких детей, признание важности раннего детства.

Существуют разные «движения» и системы воспитания. Движение «сознательное родительство» утверждает, что необходимо возвращение к естественности – роды, вскармливание и т.д. Но методы дальнейшего руководства развитием ребенка за пределам 1 года не разработаны.

Система воспитания Б.П. Никитина строится на формировании умения чувствовать потребности ребенка. Стимуляция физической и психической активности ребенка начинается с момента поиска соска, но никакой опеки, полная свобода!

Раннее обучение, еще один подход в семейном воспитании маленьких детей: интенсивное обучение детей, начиная с 10-12 месячного возраста, чтобы не упустить сензитивные периоды в развитии мозга. Однако, наряду с достижениями в раннем интеллектуальном развитии, зафиксированы отрицательные моменты – полная потеря познавательной мотивации, эмоциональные, личностные, социальные нарушения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.