Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие образ-Я и Я-концепция. Проблема формирования самооценки. Связь уровня притязаний с самооценкой.



21. Психологическое содержание кризиса 3 лет.

Кризис трех лет в концепции Л.С.Выготского проработан наиболее подробно. Ему посвящена работа «Кризис трех лет», в которой описано «семизвездье симптомов» этого воз­растного перехода.

Согласно Выготскому:

Рассмотрение надо начи­нать с симптомов возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на пер­вый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизведием кризиса трех лет.

1 симптом- воз­никновение негативизма (отличается от обычного непослуша­ния): все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это непри­ятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет)- не негативизмом. Если делает то, что ему запрещают, т.к. очень хочется - отрицательной реакцией на требование взрос­лых, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом - когда ребенок не хочет что-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция на само предложение взрослых. Отличается от непослушания тем, что ребенок не делает потому, что его об этом по­просили (ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит). Происходит своеобразный сдвиг мотивировок. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отно­шение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определен­ном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент — новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. Мо­тив находится вне данной ситуации.

2 симптомупрямство (отличается от настойчивости). Настойчивость встречается и до кризиса трех лет. Упрям­ство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании (скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет). Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первона­чальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство об обычной настойчивости: мотивировка и тенденция по отношению к самому себе (он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится).

3 симптом - «тротц» (нем. слово). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название - возраст строптивости. Она безлична. Стропти­вость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Строп­тивость направлена вовне и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

4 симптом - своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельно­сти. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам, «Я- сам!».

Из симптомов указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение.

1.протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным де­лом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.

2. Указывают еще на двойственный симптом, обнаруживаю­щийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встре­чается стремление к деспотизму: проявление деспо­тической власти по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ребенок изыс­кивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок сей­час старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фак­тически исполнялись все его желания, и стать господином положения.

В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревниво­го отношения к другим детям.

Рассмотрев эти симптомы, видно, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, кото­рые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям.

В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Из малыша которого носили на руках, он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.

Во всех описанных симптомах намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближайшими людьми.

В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятель­ность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окру­жающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.

Самостоятельность отмечается некоторыми исследователями как характерная черта кризиса.

Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Про­исходит также кризис личности - «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив кото­рых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным жела­нием, мотив дифференцирован от ситуации. Кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности-ребенка и окружа­ющих людей.

Л.И. Божович дает подобным аффективно заряженным пред­ставлениям название «мотивирующие представления», полагая их центральным новообразованием первого года жизни. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию со­вместной деятельности со взрослым. И возникает «личное дейст­вие» и «я сам».

Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я, Как следствие воз­никновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и свя­занное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существен­ному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной сторо­ны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой - со­ответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые от­ношения со взрослым.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета являет­ся достижение, оцененное окружающими, и самооценки знаменует собой пе­реход к дошкольному детству.

Т.В.Гуськова. Кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязви­мости и непредсказуемости поведения. По этим внешним формам можно судить о появлении новообразования, которое должно со­брать в себе, соединить три линии - отношения к предметной дей­ствительности, к другим людям и к себе. На основании этого она выделяет в поведении детей два «пояса» симптомов: симптомы, которые направлены на достижение в предметно-практической сфере, и симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ре­бенка и взрослого. Вводит представление о поведенческом корреляте центрального ново­образования кризиса трех лет - «гордости за достижение». В кризисе трех лет, отделением себя от своего действия и от взрослого, происхо­дит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отноше­нием к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетли­во проявился своеобразный комплекс поведения. Во-пер­вых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не при­водит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намере­ний и конечной цели. Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же про­демонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которо­го эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их ре­зультату вызывает аффективные переживания. В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство соб­ственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преуве­личении собственных успехов.Описанный поведенческий комплекс был назван «гордос­тью за достижения».

Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реа­лизует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятель­ности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное во­площение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация успехов родителями - необходимый момент ее исполнения.

Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Призна­ние окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого - взрослого. Ведь успех (или неуспех) - это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это при­знание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ре­бенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Итак, к 3м годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д.Б. Эльконин), «гордость за достижение» (Т.В. Гуськова), «система Я» (Л.И .Божович).

А.Н. Леонтьев, определявший личность как особое сверхчувствительное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса 3-х лет – характерному Я сам. Я сам – говорит ребенок и превращает способ действия взрослого в содержание своего собственного действия. Расхождение мотива и цели. Ребенок хочет действовать самостоятельно, но нет возможности. Впервые в жизни ребенка ему приходится действовать в ситуации раздельности мотива и реализуемой цели действия. Эта ситуация – первая ступень к формированию личности.

Если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают проявления самостоятельности ребенка, то возникает чувство стыда и неуверенности.

Разрешения кризиса связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением игры

Поливанова выделяет следующие характеристики кризиса 3-х лет:

1. в речи появляются символы, пока еще бессмысленные – «Я», «Хочу-не хочу»

2. обнаружение собственного Я происходит в противопоставлении; ребенок сам строит ситуации, в которых Я обнаруживается (независимо от поведения взрослого протестное поведение длится)

3. в этом «длении» и обнаруживается собственное Я, значение «хочу», т.е. бессмысленный символ превращается в осмысленный, значащий

4. амплификация смысла Я или Я хочу происходит при варьировании и закреплении в субъекте высказывания различных ситуаций действования.

В кризисе 3 лет сначала возникает Я, а уж затем специально создаются ситуации «дления». В кризисе 1 годе ребенок, оказавшись в ситуации дления, удерживает его, а в кризисе 3-х лет – наоборот, сам стоит ситуацию дления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.