Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит цикла инвестирования. Цели контроля цикла инвестирования. Взаимосвязь счетов цикла инвестирования и направления аудиторской проверки.



Аудит бухгалтерского баланса – дебиторская и кредиторская задолженности. Цели, задачи и источники аудита. Проверка правильности классификации кредиторской задолженности по времени и по видам.

Дебиторская задолженность слагается из долгов покупателей перед предприятием - за отгруженную им, но не оплаченную ими продукцию, например, сырье и материалы, а также из долгов пе­ред предприятием заказчиков - по предоплате за невыполненные работы и не оказанные услуги.

Задача аудита дебиторской задолженности:

-Установление реальности дебиторской задолженности и просроченной задолженности;

- Проверка правильности списания задолженности, срок исковой давности которой истек;

-Проверка достоверности отражения в учете дебиторской задолженности

-Проверка правильности и обоснованности списания задолженности;

Источники информации для проверки дебиторской задолженности:

- Регистры синтетического учета и отчетность (Баланс Ф-1, Главная книга), ж. ордера.

Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, кассовые и банковские документы, договора). Аудит расчетов проводится в несколько этапов. На первом необходимо установить, не является ли задолженность просроченной, на втором этапе рассматривается дебиторская и кредиторская задолженность, по которой истек срок иска, списание задолженности и правильность ведения учета.

Сначала проверяют данные актива баланса по соответствующим счетам, сравнивают с данными журналов и сведений на определенную дату.

После этого аудитор изучает договоры на поставку продукции, предусмотренную форму расчетов, применения предварительной оплаты покупателя продукции.

Для аудита важно знать процент безнадежной дебиторской задолженности, для того чтобы проверить информацию о создании резерва сомнительных долгов.

Важно найти различные варианты и способы раскрытия возможных нарушений, злоупотреблений, незаконного образования дебиторской задолженности. Иногда дебиторскую задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, безосновательно списывают на затраты, чем уменьшают доходы, а значит, и платежи в бюджет.

Кредиторская задолженность - это сумма обязательств (дол­га) предприятия другим юридическим или физическим лицам.

По характеру образования кредиторская задолженность де­лится на нормальную и неоправданную.

Нормальной кредиторской задолженностью следует считать ту, которая обусловлена ходом выполнения бизнес-плана пред­приятия, а также действующими формами расчетов.

К ней относятся — задолженность поставщикам по акцепто­ванным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил и непросроченная задолженность финансовым органам по плате­жам в бюджет и т.д.

Неоправданной кредиторской задолженностью считается просроченная задолженность финансовым органам - по расчету с бюджетом; персоналу предприятия — по оплате труда; поставщи­кам - по неоплаченным в срок расчетным документам и др.

К важнейшим задачам специального аудита кредиторской за­долженности относятся: проверка соблюдения платежной дисциплины; изучение обоснованности применяемых при расчетах цен, тарифов и других стоимостных показателей; проверка реальности сумм кредиторской задолженности; разработка рекомендаций по упорядочению расчетов и снижению кредиторской задолженности.

Источниками информации для проведения аудита кредиторской задолженности являются: нормативные документы по аудиту, годовая и квартальная отчетность, баланс, расшифровки кредиторской задолженности, аналитическая ведомость-расшифровка кредиторской задолженности, расчеты и декларации, главная книга, кассовая книга, регистры синтетического и аналитического учета, ЖО №6, 7, 8, 10, 11, Ведомости №7, 8,16, Разработочная таблица №5 “Свод по начисленной, выданной и удержанной зарплате”, Разработочная таблица №1 “Расчет распределения зарплаты и отчислений по шифрам производственных затрат”, первичные документы за период, Годовая и квартальная отчетность

При аудите КЗ аудитору необходимо:

1) оценить систему внутреннего контроля за ДКЗ, для чего необходимо определить сильные и слабые стороны кон­троля, влияющие на проведение ежегодных аудиторских процедур;

2) выявить данные, которые можно использовать при ежегод­ных аудиторских процедурах;

3) найти слабые стороны контроля и указать их в письме ру­ководству предприятия-клиента;

4) составить программу и методику проведения аудита кредиторской задолженности

5) осуществить аудит кредиторской задолженности

6) выдать квалифицированное аудиторское заключение, если это представится возможным.

Методы контроля, применяемые при аудите кредиторской задолженности следующие:

1) Нормативно-правовое регулирование, т.е. определение законности задолженности, правомерности хозяйственных операций, в результате которых она возникла.

2) Документальный, т.е. проверка документального подтверждения сумм задолженности, проверка регистров подтверждения сумм задолженности, проверка регистров синтетического и аналитического учета в сопоставлении с данными первичных документов, контрольные сличения, счетно-вычислительные проверки и др.

3) Фактический, т.е. инвентаризация кредиторской задолженности.

Состояние кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода в балансе характеризуется остатками по следующим статьям:

1) Краткосрочные финансовые обязательства

2) Обязательства по налогам

3) Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам

4) Краткосрочная кредиторская задолженность

5) Краткосрочные оценочные обязательства

 

Аудит производственного цикла, себестоимости реализованной продукции и остатков материальных запасов. Бухгалтерские счета, связанные с производственным циклом. Типичные операции и процедуры контроля производственного цикла.

Целью аудита цикла производства является выявление эффективной организации учета производственных операций с целью достижения максимальной рентабельности и выявления существующих проблемных зон и рисков, оценки возможных путей развития, оценка имеющихся в компании ресурсов, оценка соответствия применяемого порядка учета и налогообложения операций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг нормативным документам и оценка соблюдения законодательных и правовых нормативных актов в процессе производственной деятельности, а также достоверности отражаемых данных в учетных регистрах и отчетности.

Задачами АЦП являются:формирование оценок по ряду позиций, связанных с внутрифирменным управлением, управлением собственностью купли- продажи активов. Например: оценка состояния производства, уровня технологии, организационно-технический уровень производства, правильность размещения производства: оценка управления затратами и использования материальных ценностей; оценка правильности учета затрат и калькуляция себестоимости продукции для различных целей, в том числе для целей управленческого учета, для принятия решений; оценка состояния имущества, защиты и обеспечения сохранности имеющихся ресурсов; оценка экономичности использования ресурсов, выявление необоснованных трат, нецелевого использования, необоснованные нормы и нормативы запасов и использования товарно-материальных ценностей; выявление других резервов; проверка качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений.

Различают следующие функции: 1) Превентивная – реализовывается на стадии подготовки управленческих решений в целях предупреждения нежелательных явлений. 2) Оперативная – в целях оптимизации управленческих процедур. 3) Защитная – для разработки механизмов защиты ресурсов организации.

Объектом аудит.проверки являются калькуляционные расчеты по определению себестоимости продукции, работ, услуг. Кроме того, в сферу деятельности аудитора входит проверка правильности формирования себестоимости продукции, состояния затрат и издержек обращения.

Структура производственного циклавключает время выполнения основных, вспомогательных операций и перерывов изготовления изделий.

Экономические факторы обуславливают уровень механизации, оснащенность процессов, и нормативы незавершенного производства. Чем быстрее совершается производственный процесс, т.е. чем меньше длительность производственного цикла, тем больше будет скорость оборачиваемости оборотных средств. В результате происходит высвобождение денежных ресурсов, которые могут быть использованы для расширения производства на данном предприятии.

При АЦП важно прослеживать взаимосвязь счетов раздела Счета производственного учета, 7 раздела и первого раздела Краткосрочные активы. Счета: 8110 - Основное производство, 8210 – полуфабрикаты собственного производства, 8310-вспомогтельные производства, 8410-накладные расходы, 7010 - себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг, 7210 – административные расходы, 1300-запасы, 1310-сырье и материалы, 1320-готовая продукция, 1330-товары, 1340-незавершенное производство, 1350-прочие запасы, 1360 - резерв по списанию запасов

Проверка обоснованности калькулирования себестоимости продукции проходит в этапа: 1) контроль правильности выборов объектов учета – обоснованность применяемого метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции устанавливают на основе изучения особенностей производства аудируемого предприятия и анализа его учетной политики. 2) контроль правильности группировки затрат для ведения учета и калькулирования себестоимости – аудитор путем устного опроса сотрудников ааудируемого предприятия выясняет правильно ли на предприятии классифицируются затраты исходя из особенностей производства на предприятии 3) анализ учетной политики в части затрат на производство – аудитор должен в обязательном порядке проанализировать выбранный предприятием метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, принятой учетной политикой организации.

 

Аудит состояния учета и системных вопросов. Процедуры проверки организации б/у и учетной политики компании. Проверка правоустанавливающих документов и правовая экспертиза договоров.

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется учет. В ней следует отразить только те вопросы, для решения которых действующее законодательство предусматривает несколько вариантов.

При проверке правильности ведения учетной политики организацией, аудитор рассматривает: 1) соответствие учетной политики Типовому плану счетов б/у и правилам ведения б/у, изложенным в законодательных и нормативных актах РК; 2) наличие и содержание внутреннего приказа или протокола собраний акционеров об учетной политике; 3) обеспечение выполнения принципиальных положений организации б/у; 4) целесообразность и правомерность применения способов б/у, введенных в учетной политике; 5) последовательность выполнения предприятием учетной политики; 6) соответствие учетной политики условиям хозяйственной деятельности и совершаемым предприятием операций; 7) соответствие учетной политики применяемым расчетам по установленным ставкам и нормативам и др.

При проверке учетной политики предприятия аудитор должен убедиться, что в ней соблюдены принципы б/у: 1) учет имущества других юридических лиц осуществляется обособленно от материальных ценностей, являющихся собственностью предприятия; 2) изменения в учетной политике предприятия возможны при его реорганизации, смене собственников, изменений в законодательстве РК или в системе нормативного регулирования б/у в РК, а также в случае разработки предприятием новых способов ведения б/у или существенного изменения условий его деятельности; 3) доходы и расходы относятся на счета по их учету сразу после их начисления, за исключением случаев, указанных в национальных стандартах.

Аудитор, изучая рабочий план счетов, используемый предприятием, должен убедиться, что этот план содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения б/у в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Следует также проверить, что б/у имущества, обязательств и хозяйственных операций банка ведется в валюте РК.

Проверка форм первичных учетных документов, используемых предприятием, осуществляется для выявления документов, являющихся основанием для записей в регистрах б/у. Предприятие может самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов только для оформления тех хозяйственных и финансовых операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Проверка используемых предприятием методов оценки видов имущества и обязательств является важной процедурой, поскольку эти методы непосредственно связаны с обеспечением достоверности б/у.

В учетной политике предприятия должно быть предусмотрено: 1) основные средства учитываются на счетах в их первоначальной оценке, которая определяется для объектов; 2) нематериальные активы учитываются в первоначальной оценке, которая определяется для объектов; 3) хозяйственные материалы должны отражаться в б/у по фактической стоимости, которая включает все расходы, связанные с приобретением и доведением их до состояния, в котором они становятся пригодными для использования в производственных целях.

В ходе проверки налоговой составляющей учетной политики необходимо ознакомиться с соответствующими элементами этой политики и предвидеть их налоговые последствия. При этом следует учитывать, что предприятиям дано право самостоятельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, НДС. Выбор того или иного варианта должен быть закреплен в учетной политике. При проверке предусмотренных в учетной политике предприятия правил документооборота необходимо убедиться, что разработанное и утвержденное Положение о документообороте соответствует требованиям Типового перечня документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Необходимо также убедиться, что Положение о документообороте содержит пункты, согласно которым все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению по счетам б/у в этот же день.

Порядок изучения технологии обработки информации зависит от выбранного предприятием варианта компьютерной обработки данных (КОД). В ходе проверки аудитор должен убедиться, что выбранная система КОД обеспечивает вывод на печать документов, подлежащих обязательному распечатыванию, с определенной периодичностью.

Для того чтобы выяснить состояния б/у и отчетности, необходимо выполнить три этапа: изучение локальных, регламентирующих б/у; проверка соответствия б/у и отчетности действующей нормативно-правовой базе; анализ отчетности по составу и содержанию.

При анализе отчетности по составу и содержанию необходимо установить: 1) правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов РК; 2) правильность и полноту заполнения показателей, предусмотренных в формах отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей, приведенных в отдельных формах, между собой и с балансом, а также правильность арифметических подсчетов;3) соответствие данных синтетического и аналитического учета данным форм ФО.

Аудит цикла инвестирования. Цели контроля цикла инвестирования. Взаимосвязь счетов цикла инвестирования и направления аудиторской проверки.

Инвестирование – направление или вложение денег в какое-либо предприятие или бизнес.

Целью аудита цикла инвестирования является установление соответствия применяемой хозяйствующим субъектом методики учета и налогообложения операций по учету инвестиций нормативно-правовым актам, действующим в РК в проверяемом периоде, для того, чтобы сформировать мнение о достоверности ФО во всех существенных аспектах. Для достижения поставленной цели необходимо решить след.задачи: 1) проверка правильности отнесения активов хоз.субъекта к инвестициям 2) разграничение в учете инвестиций по соответствующим признакам и классификациям 3) системный контроль правильности формирования стоимости инвестиций при их постановке на учет 4) проверка правильности учета операций, связанных с инвестициями 5) системный контроль состояния синтетического и аналитического учета инвестиций 6) оценка полноты и правильности отражения хоз.операций в б/у и ФО 7) контроль правильности инвентаризации инвестиций и отражения в учете ее результатов 8) проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с инвестициями.

Проверка правильности отражения в балансе инвестиций осуществляется в след.последовательности: баланс – Главная книга – журнал-ордер 12 – первичные документы. Аудитор проводит аудиторские процедуры в отношении утверждения в ФО: о наличии и завершенности, определении стоимости, правах и обязанностях, представлении и раскрытии.

В соответствии с разработанной программой проверки аудитор сопоставляет показатели баланса на начало и конец периода по статье “Инвестиции”. Затем проверяет документы последней инвестиции и соответствие записей первичных документов записям по счетам и себестоимостям краткосрочных инвестиций (финансовых), а также записям в журналах, ордерах и Главной книги. Далее аудитор проверяет правильность списания разницы между покупной и текущей стоимостью ЦБ и отслеживает срок погашения краткосрочных инвестиций. Краткосрочные финансовые инвестиции отражаются в балансе по текущей стоимости и по номинальной оценке из покупной и текущей стоимости. Составной частью системного контроля оборотных активов является проверка на существенность операций с краткосрочными финансовыми инвестициями в ценные бумаги и по займам другим предприятиям.

В программу функционального аудита инвестиций должна быть включена проверка правильности:1)отражения в бух.балансе инвестиций, оценка и переоценка инвестиций 2) осуществление бухгалтерских записей по приобретению ЦБ 3) списания разницы между покупной и номинальной стоимостью ЦБ 4) отражения в учете выбытия инвестиций, данных синтетического учета ЦБ аналитическому чету.

Взаимосвязь счетов цикла инвестирования. 1)Вклад в Уставный капитал в виде ин.валюты осущ.в порядке, определенном для осущ.вклада ден.средствами Дт 5110-неоплаченный капитал Кт 5010(привил.акции), 5020(простые акции); Дт 1030 Кт 5110; 2) операции по изготовлению бланков облигаций Дт 3310 (кратк.кред.задолж. поставщикам и подрядчикам), 4110 (долг. кред.задолж. поставщикам и подрядчикам) Кт 1050 (д/с на сбер.счетах), 1040 (на карт-счетах), 1010 – на стоимость изготовления бланков облигаций; 3) размещение облигаций, отражаемых на счете по учету прочих займов, т.е. на счетах гр.3050 (прочие кратк.фин.об), 4030 (прочие долг.фин.обяз): Дт 1030,1010 Кт 3050, 4030 – поступление денег от разниц облигаций; Дт 3050, 4030, Кт 6160 (прочие доходы от финансирования), 6280 (прочие доходы) – на сумму превышения номинальной стоимости; Дт 7410 (расходы по выбытию активов) Кт 3050, 4030 – на сумму превышения стоимости размещения; Дт 3050, 4030 Кт 1030,1010 – погашение облигаций. 4) доход по облигациям, выплачиваемый эмитентом Дт7310 расходы по вознаграждениям, Кт 1030 5) у владельца облигации доход учитывается Дт 1030 Кт 6160 (прочие доходы от финансирования) 6) общая сумма капитализированной арендной платы Дт 2730 –прочие НМА Кт5010(привил. акции), 5020(простые акции)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.