Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение и становление аудита в Казахстане



Развитие аудита в РК начинается с появления в 1987 году акционерного общества “Инаудит”. Оно образовано согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение его создания для дальнейшего развития аудита в РК трудно переоценить.

АО являлось юридическим лицом, цель которого состояло в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям.

Сохранить “Инаудит” не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы.

В 1989-1993 гг. была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В этот период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью.

В 1989 году при контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов КазССР была создана хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году решением правительства организована первая аудиторская фирма " Хозрасчетный аудиторский центр" и ее территориальные отделения, которая в 1992 году преобразовалась в независимую акционерную аудиторскую компанию "Казахстанаудит". Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства.

Заслуга "Казахстанаудит”- основной разработчик проекта закона об аудиторской деятельности в нашей республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и в парламентских комитетах, а также была автором проекта Устава Палаты аудиторов Казахстана.

Начиная с 1990 г. на рынке появилось СП “Эрнест энд Янг Внешаудит”, оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время в так называемую «Большую шестерку».

Современное состояние рынка аудиторских услуг в Казахстане.

В настоящее время в Казахстане развивают свою деятельность крупнейшие международные аудиторские организации и местные аудиторские фирмы, которые оказывают аудиторские услуги. 4 крупные аудиторские организации ТОО «ПрайсуотерхаусКуперс», ТОО «КПМГ Жанат», ТОО «Эрнст энд Янг» «Делойт и Туш», ТОО «ВDO Казахстанаудит», ТОО “Дана-аудит”, ТОО “Айаудит”, ТОО “Сапа-аудит”.

Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в РК состоит из 3 уровней: 1)Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.) – закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности 2) МСА – на 5 Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных 3) внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней. Содержание и формы таких документов совершенствуются по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.

В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственные органы и организации: 1) Департамент методологии б/у и аудита Минфин РК – основной уполномоченный государственный орган, определенный Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва, лицензия. Функции: издание в пределах компетенции Департамента нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторских, утверждение стандартов аудиторской деятельности, организация в установленном законодательством РК порядке системы лизензирования аудиторской деятельности, организация системы надзора за соблюдением ауд.организациями и аудиторами лицензионных требований и условий, ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций, публикация в СМИ сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии. 2) Основной функцией Нацбанка является выдача лицензии на проведении аудита банковской и страховой деятельности. 3) Палата аудиторов РК является некоммерческой профессиональной организацией, осуществляющей регулирование деятельности аудиторов в рамках своих полномочий – содействие развитию аудита, повышение его эффективности, рассмотрение споров аудиторов, обеспечение аудиторских организаций законодательными актами РК. Палата аудиторов объединяет на добровольной основе аудиторов и финансируется за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством РК. 4) Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения на республиканской конференции палат аудиторов. Функции – определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных, принятие решения о присвоении квалификации “аудитор” путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации “аудитор” и личной печати, принятие решений об аннулировании квалификационного свидетельства “аудитор”.

Выборочный метод аудиторской проверки. Методы отбора элементов выборки. Факторы, влияющие на объем выборки. МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования».

Аудиторская выборка - это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Для рассмотрения выборки в аудите необходимо определиться с применяемой терминологией по данному вопросу в отношении видов ошибок, изучаемой совокупности, риска выборки. В отношении изучаемой совокупности в аудите различают: 1) Генеральная совокупность - полный набор элементов, из которых аудитор проводит выборку для того, чтобы сделать выводы. 2) Элементы выборки: индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность. Аудитор может подразделить генеральную совокупность на 3) страты, т. е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно.

При определении объема выборки (количества отбираемых для проверки элементов) аудитор должен проанализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода, до приемлемо низкого уровня. Чем ниже риск, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объем выборки.

Различают следующие виды выборки: представительная (репрезентативная) - элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными; непредставительная (нерепрезентативная) - элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов.

Статистическая выборка требует, чтобы элементы отбирались случайным образом, то есть так, чтобы у каждого элемента была некоторая ненулевая вероятность быть избранным. Элементы выборки могут представлять собой натуральные объекты (такие, как счета-фактуры) или показатели в денежном выражении. При нестатистической выборке аудитор для отбора статей опирается на профессиональное суждение. Основными методами отбора совокупности являются 1) случайный, систематический и бессистемный методы. Выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита; 2) отбор всех элементов (сплошная проверка); отбор специфических (определенных) элементов; отбор отдельных элементов (формирование аудиторской выборки).

Факторы, влияющие на объем отобранной совокупности для тестирования средств внутреннего контроля. 1)Степень, в которой аудитор намеревается полагаться на систему б/у и внутреннего контроля. Чем большую уверенность аудитор предполагает получить за счет системы б/у и внутреннего контроля, тем ниже его оценка риска средств внутреннего контроля и тем больше должен быть объем отобранной совокупности 2) Степень отклонения от предписанной процедуры контроля, которую аудитор готов признать допустимой. Чем ниже степень отклонения, которую готов принять аудитор, тем больше должен быть объем выборки. 3) Степень отклонения от предписанной процедуры контроля, которую аудитор предполагает выявить в генеральной совокупности. Чем выше степень отклонения, ожидаемая аудитором, тем больше должен быть объем выборки, чтобы аудитор мог адекватно оценить действительную степень отклонения. 4) Необходимая степень доверия аудитора. Чем больше аудитор должен быть уверен в том, что результаты отобранной совокупности являются реально показательными с точки зрения действительной частоты появления ошибок в генеральной совокупности, тем больше должен быть объем выборки. 5) Число элементов генеральной совокупности. При большой генеральной совокупности действительный ее объем оказывает лишь незначительное влияние на объем отобранной совокупности. При небольшой генеральной совокупности аудиторская выборка нередко является не столь эффективной, как альтернативные методы получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Целью МСА 530 является установление стандартов и предоставление руководства по использованию процедур аудиторской выборки, а также других средств отбора статей для проверки с целью сбора аудиторских доказательств. При получении доказательств аудитор должен использовать профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, призванных обеспечить снижение такого риска до приемлемо низкого уровня. При организации отбираемой совокупности аудитор должен принимать во внимание цели теста и характеристики генеральной совокупности, из которой отбирается совокупность для проверки. При определении объема выборки аудитор должен проанализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода, до приемлемо низкого уровня.

З

15. Закон "Об аудиторской деятельности в РК", его содержание, роль и значение в становлении и развитии аудита.

Нормативно-правовое регулирование – это исследование функционирования объекта аудиторской проверки относительно норм и правил, предусмотренных законом, нормативными документами, правилами (внутреннего распорядка, распределения обязанностей и др.).

Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности ФО клиента во всех существенных аспектах.

При формировании и выражении мнения она должна руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, и этическими нормами аудита.

При формировании и выражении мнения она должна руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, и этическими нормами аудита.

Нормативно-правовое регулирование – Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Законом РК “О лицензировании”, Закон РК “Об аудиторской деятельности”, Кодекс "Об административных правонарушениях", Конституция РК, Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, закон” Об акционерных обществах”, “О банкротстве”, “Об иностранных инвестициях”, “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственности”, “О Национальном банке РК”.

Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. №304-1 “Об аудиторской деятельности” с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 февраля 2009 г.; - данный Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Он содержит 6 глав и 25 статей. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4); Глава 2. Аудитор, аудиторская организация, палата аудиторов (статьи 5-8); Глава 3. Аттестация кандидатов в аудиторы и лицензирование аудиторской деятельности (статьи 9-13); Глава 4. Осуществление аудиторской деятельности (статьи 14-16); Глава 5. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций (статьи 17-20); Глава 6. Права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта (статьи 21-25).

Глава 1 посвящена сущности аудита, его видов; раскрываются понятия "аудиторская деятельность"; определены основные принципы аудиторской деятельности: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность. Во 2 главе раскрываются понятия "аудитор", "аудиторская организация"; дается характеристика Палате аудиторов и ее полномочиям.
Палата аудиторов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией. Глава 3 посвящена изложению условий и порядка аттестации аудиторов. Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется на Республиканской конференции палат аудиторов, являющихся ее учредителями. В состав Квалификационной комиссии по аттестации аудиторов входят по одному представителю от каждой палаты аудиторов. В главе 4 излагается порядок осуществления аудиторской деятельности. Отношения между аудиторами, аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан. По результатам проведенного аудита составляется аудиторское заключение, которое должно соответствовать стандартам аудита. Стандарты аудита принимаются на конференции (собрании) Республиканской палаты аудиторов и утверждаются уполномоченным государственным органом. В главе 5 излагаются права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Глава 6 освещает права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта.

Некоторые правила, вытекающие из закона: 1)Законодательство РК “Об аудиторской деятельности” основывается на Конституции РК и состоит из Закона “Об а.д.” и иных нормативных правовых актов РК 2) Основные принципы аудита: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, честность, соблюдение стандартов организаций 3) раскрыты основные виды аудита 4) права и обязанности аудитора, профессиональных организаций.

 

И







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.