Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда.



В настоящее время законодательство непрерывно совершенствуется, появляются новые документы и инструкции, имеющие отношение к расчетам по оплате труда на предприятиях всех форм собственности, что приводит к усложнению расчетов, увеличению их трудоемкости. Возникает необходимость контроля расчетов как внутренними аудиторами предприятий и организаций, так и при проведении аудиторских проверок. Основной путь решения проблем при проверке этого раздела учета - выработка и постоянное совершенствование методики аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом предприятия.

Цель аудита заключается в установлении соответствия применяемой на предприятии методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом нормативным документам, действующим в РК в проверяемом периоде для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения в учетных регистрах, а также степень их влияния на достоверность ФО.

Основной целью является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении заработной платы, удержаниях из нее и правильности ведения б/у расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе проверки, являются:

- аналитические и синтетические данные по счетам 1250 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 5510 «Нераспределенная прибыль», 1280 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 3100 «Расчеты с бюджетом», 3210 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

- первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табель учета отработанного времени, наряды и др.), расчетные и расчетно-платежные ведомости, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д.,

- нормативные документы, регулирующие эти операции.

При проведении аудиторской проверки необходимо:

1.в личных делах проверить дату найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда.

2. получить сведения о начислении премии за производственные показатели, по акциям, распределению прибыли и фактических начислениях премий.

3. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда: подтвердить документально начисления и удержания; пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты; пересчитать периодические выплаты.

4. Проверить правильность удержания налогов в пенсионный фонд.

5. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.

6. Проследить отражение в учете затрат труда.

7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату, записи по окладам, нарядам и т.п.

8. Проверить нормы выплат и сверхурочных оплат

10. Убедиться, что премии и вознаграждения были соответствующим образом санкционированы.

11. Проверить удержания из оплаты труда. В Пенсионный фонд – 10% от начисленной суммы заработка; ИПН - 10%. МЗП - минимальный размер заработной платы - 14 952 тенге. Удержание по исполнительным листампроизводится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников. Удержание в возмещение материального ущерба,причиненного работником, производится на основании приказа по предпри­ятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.

В жизни государства занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда играют очень важную роль в развитии общества. Анализ моделей рынка труда позволяет сформулировать понятия занятости и безработицы с позиции равновесия на данном рынке. Государство осуществляет прогрессивное налогообложение заработной платы, предоставляет потребительский кредит на покупку ряда товаров длительного пользования, отвечает за социальное обеспечение.

В современных условиях хозяйствования объем государственных функций в сфере регулирования доходов и заработной платы сокращается, хотя было бы ошибочным считать, что государство должно отстраниться от этих процессов.

Инвестиции в человеческий капитал выгодны как обществу, так и отдельному человеку. С точки зрения общества квалифицированный производитель дает большую массу произведенного валового национального продукта; с позиции предпринимателя - обеспечивает меньшие издержки производства и большую прибыль; с точки зрения отдельного человека вложения в человеческий капитал, образование и здравоохранение дают возможность более полного проявления способностей каждого и, как следствие, более высокие доходы в течение всей жизни.

Анализ спроса и предложения на рынке труда позволит выяснить, как определяются конкретные ставки заработной платы. В связи с этим особое внимание государство уделяет правовым основам организации и оплаты труда. Возникает новый механизм регулирования доходов и заработной платы, в котором участвуют государство, объединение работников и работодателей, внебюджетные фонды и т.д., т.е. увеличивается число субъектов регулирования и изменяются его формы. На практике это выражается большим количеством законодательных актов и иных документов государственного и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы. Главный основополагающий законодательный документ РК - Конституция РК, имеющая в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране.

Многообразие форм собственности, а также действующее законодательство предоставляет предприятиям и организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы оплаты труда, которые являются наиболее целесообразными в конкретных условиях работы. Различные формы и системы оплаты труда регламентированы Трудовым кодексом РК и фиксируются в коллективном договоре и других актах, издаваемых на предприятии.

По действующему законодательству предприятиям самим предоставлено право разрабатывать и утверждать различные виды оплаты труда на основе тарифных ставок и окладов. При этом государственные тарифные ставки и оклады могут быть использованы руководством в качестве ориентиров для учета оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых работ.

Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РК.

Зачастую, стремясь заработать, работники пренебрегают своими трудовыми правами. Работники и работодатели стали союзниками в нарушении ТК РФ. Меньше внимания стали обращать на интенсификацию труда, увеличение рабочего времени. В результате наметились две тенденции:

1) заработная плата стала терять свою воспроизводственную и стимулирующую функции, особенно в легальном секторе экономики;

2) появилось много возможностей дополнительных заработков, хотя при этом не всегда соблюдается трудовое законодательство.

Необходимо обратить внимание на то, как изменились функции минимальной заработной платы. Величина минимальной заработной платы в условиях рыночной экономики должна быть достаточной для обеспечения воспроизводства рабочей силы, т.е. жизнедеятельности работника. С уровнем минимальной заработной платы в системе мер государственного регулирования должен быть связан минимальный размер пенсий. В действующей практике минимальная заработная плата не выполняет эти функции, она превратилась в условную счетную единицу, с помощью которой определяется размер различных госпошлин, штрафов и т.п.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.