Здавалка
Главная | Обратная связь

История аудита. Особенности становления и развития аудита в Республике Казахстан.



Словоаудит происходит от латинского аudio, что означает буквально "он слышит". Первоначально оно означало "выслушивающий", то есть человек, который что-либо выслушивает. От него возникло слово аудитор, означающее в переводе "слушатель". В средневековой Европе грамотные и умеющие писать люди встречались крайне редко и поэтому аудитором называли служащего, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц.
Интересно отметить, что в те далекие времена люди искренне полагали, что устная форма отчета даже лучше письменной, ведь любой документ можно подделать, а солгать, когда на тебя смотрят строгие глаза начальника-аудитора, невозможно или по крайней мере значительно сложнее. Нельзя сказать, что аудит доселе был нам неизвестен. Напротив, специалисты по бухгалтерскому учету и экономическому анализу, интересующиеся зарубежной учетно-аналитической практикой, знали о таком явлении, как аудиторская деятельность, выполняемая специалистами по аудиту. Исследуя функции, выполняемые аудиторскими фирмами в США, они писали, что сама идея этой службы заслуживает самого серьезного внимания, ее применение в наших условиях могло бы дать огромный социальный, организационный, экономический эффект в деле совершенствования учета и управления производством.
Потребность в аудите создали следующие условия: разделение интересов администрации предприятий и инвесторов, приводящие к необъективности информации; принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, что может повлечь за собой негативные экономические последствия; отсутствие доступа к учетным записям компании из-за охраны "коммерческой тайны", а также специальных знаний у пользователей информации для оценки ее достоверности; усложнение хозяйственных операций, а следовательно, процесса отражения их в учете, что увеличивает вероятность получения недостоверной информации; возрастание количества промежуточных звеньев между первоисточниками информации и ее пользователем, что ведет к сознательной подтасовке данных и к неосознанной интерпретации информации составителем в свою пользу

Возникшие сложности в оценке и получении необходимой информации устраняет аудиторская служба, обязанность которой в том и состоит, чтобы донести до потребителя информации непредвзятое мнение специалиста о достоверности представленных отчетов. Аудиторы обязаны взять на себя эту функцию, так как располагают должными знаниями и опытом, имеют право проверять необходимые документы и собирать подтверждающие данные. Кроме того, они не зависят от администрации компании.

1 этап - Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.

2 этап - После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.

Развитие аудита в РК начинается с появления в 1987 году акционерного общества “Инаудит”. Оно образовано согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение его создания для дальнейшего развития аудита в РК трудно переоценить.

АО являлось юридическим лицом, цель которого состояло в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям.

Сохранить “Инаудит” не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы.

В 1989-1993 гг. была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В этот период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью.

В 1989 году при контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов КазССР была создана хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году решением правительства организована первая аудиторская фирма " Хозрасчетный аудиторский центр" и ее территориальные отделения, которая в 1992 году преобразовалась в независимую акционерную аудиторскую компанию "Казахстанаудит". Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства.

Заслуга "Казахстанаудит”- основной разработчик проекта закона об аудиторской деятельности в нашей республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и в парламентских комитетах, а также была автором проекта Устава Палаты аудиторов Казахстана.

Начиная с 1990 г. на рынке появилось СП “Эрнест энд Янг Внешаудит”, оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время в так называемую «Большую шестерку».

К

Классификация приемов и методов контроля, применяемых при аудите. Процедуры аудиторской проверки. Аналитические процедуры. МСА 330 «Аудиторские процедуры в отношении оцененных рисков». МСА 520 «Аналитические процедуры».

Развитие науки и прикладных экономических дисциплин, к которым относится и аудит, неразрывно связано с созданием методологии, необходимой для применения в прикладной деятельности людей. Общая методология аудита представляет собой совокупность принципов диалектики, а также общенаучную теорию познания, которые исследуют законы развития научного знания в целом.

Частичная методология аудита основывается на законах экономической науки и проявляется, с одной стороны, в теоретических обобщениях, принципах данной науки, а с другой, - в прикладных методах исследования.

Методомаудита является совокупность конкретных методических приемов.

Применяемые в настоящее время методы организации проведения аудита подразделяются: по степени охвата проверяемых данных (сплошная, выборочная, комбинированная проверки); в зависимости от метода проведения проверки (документальная или камеральная, фактическая проверки). Сплошная проверка состоит в изучении всей совокупности первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерской отчетности. Выборочная проверка основывается на законах теории вероятностей, в соответствии с которыми можно получить достаточно объективные данные о проверяемой совокупности по ее относительно малой части. Комбинированная проверка использует методы сплошной и выборочной проверки. Документальная (камеральная) проверка базируется на изучении первичных и сводных документов, финансовой и налоговой отчетности, не предполагает проведения инвентаризаций, устных опросов персонала и руководства проверяемых экономических субъектов. Она чаще всего осуществляется без выезда на проверяемый объект. Фактическая проверка осуществляется, как правило, с выездом на проверяемый объект, в процессе ее проведения могут использоваться подходы, характерные как для сплошной, так и для выборочной проверок. Классификация методов:общенаучные методы; собственные методы (1.Метод существенности; 2.Специальные методы); Нормативно-правовые методы аудита; эмпирические методы; Методы аудита, заимствованные из других наук.

Методические приемы аудита - специфические приемы, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономических и юридических наук: 1) Расчетно-аналитические приемы - традиционные приемы экономического анализа (сравнение, группировки, цепные подстановки, балансовые увязки и т.д.), аналитическая проверка, статистические и экономико-математические методы. 2) Документальные методические приемы - информационное моделирование, нормативно-правовое регулирование, провер­ка (исследование) учетных документов. 3) Обобщение - прием, при помощи которого по результатам исследования делается резюме (фр. resume - краткое изложение, краткий вывод), в котором даются рекомендации по укреплению финансовой устойчивости предприятия, устранению недостатков в организации и ведении б/у, изложенные в заключении аудитора.

Рассмотренные методические приемы аудит применяет в исследованиях с помощью определенных процедур. Под этим словом (от лат. procedere - продвигаться) понимается официально установленная последовательность действий для осуществления какого-либо дела.Процедуры получения аудиторских доказательств являются важным элементом методологии аудиторской деятельности. Инспектирование представляет собой проверку записей, документов и материальных активов. Наблюдение состоит в изучении процесса или процедур, выполняемых другими лицами. Запрос направлен на получение информации от осведомленных лиц как в пределах, так и за пределами субъекта аудита. Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, подтверждение остатка средств на счете, величины дебиторской задолженности и т.д.). Пересчет - проверка точности арифметических подсчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо проведение аудитором самостоятельных подсчетов или расчетов. Аналитические процедуры состоят в изучении значимых показателей и тенденций, включая вытекающие из них взаимосвязи и отклонения, а также в выявлении причин возможных отклонений.

Фактический контроль представляет собой изучение фак­тического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного ана­лиза и др.). Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы: 1) Инвентаризация 2) Экспертная оценка -способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ 3) Визуальное наблюдение.

В МСА 330 приведены примеры действий аудитора в отношении выявленных рисков на уровне ФО: 1. привлечение для выполнения конкретного задания персонала, имеющего опыт и знания не обходимые для проведения аудита 2. приглашение экспертов; 3. добавление элементов неожиданности и внезапности при проведении проверки. Характер и природа аудиторских процедур зависит от целей при следуемых аудитором: 1. тестирование средств ВК; 2. процедура по существу (инспектирование, наблюдение, опрос, подтверждение, пересчет).

Аналитические процедуры в соответствии с МСА 520. Цель – установление правил в отношении применения аналитических процедур в ходе аудита. Они используются при планировании в качестве процедур по существу и при обобщении аудиторских доказательств в целях подготовки аудиторского заключения. Степень доверия аудитора зависит от след. факторов: существенность анализируемых статей, объем дополнительных процедур, точности прогнозирования аналитич. процедур, оценки риска системы контроля и неотъемлемого риска.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.