Здавалка
Главная | Обратная связь

Мысль – тень истины



Сенсорные системы

 

Мы воспринимаем окружающий мир при помощи своих органов чувств, наших сенсорных систем. Каждая система получила название по тому виду сенсорной информации, для восприятия которого она специально приспособлена. Мы воспринимаем зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные стимулы, а также силу тяготения. (Информация о тяготении обеспечивает нам чувство равновесия). Другие, менее ясные ощущения, позволяют нам контролировать положение конечностей и их отдельных частей, что дает нам возможность управлять нашими движениями – ходить не спотыкаясь, чесать нос, не попадая при этом в глаз, и т. п. У некоторых животных есть и другие сенсорные системы. Змеи, например, находят добычу, улавливая тепловые инфракрасные лучи.

Все формы ощущений несут информацию о времени – о том, когда оно появилось и как долго оно просуществовало. Зрение, слух, обоняние и осязание доставляют также сведения о положении источника сигнала в пространстве. Сравнивая силу сигналов, воспринимаемых каждым ухом или каждой ноздрей по отдельности, а также определяя место сигнала в поле зрения, подсознательный ум может установить, где находится его источник во внешнем мире.

Каждая из сенсорных систем различает также одно или несколько качеств воспринимаемого сигнала. Мы видим цвета и их яркость. Мы слышим тембр и высоту звука, чувствуем сладкий, кислый или соленый вкус. Мы различаем ощущения на поверхности нашего тела по остроте сигналов, различаем температуру, характер давления и т. д.

Суждения о количестве тоже основаны на реакции рецепторных клеток. Уровень их активности отражает интенсивность воспринимаемого сигнала. Чем ярче свет, громче звук, сильнее укол, интенсивнее запах, тем выше уровень активности рецепторов, но меньше их чувствительность; и наоборот, менее интенсивные сигналы вызывают меньшую активность и вынуждают их быть более чувствительными.

Интенсивность или сила ощущения влияет также на его интерпретацию. Щекотание может стать неприятным, если щекочут слишком сильно или слишком долго. Хотя мы обычно говорим, что нам "больно", то есть мы оцениваем ощущение как болевое по силе и качеству определенных сенсорных сигналов, которые могут возникать под действием давления, звука и даже света. Боль – это субъективное чувство. Люди различаются по своей чувствительности к болевым сигналам.

Роль рецепторов состоит в том, чтобы сообщать о тех изменениях, которые происходят во внешнем мире. Некоторые рецепторы дают более интенсивную реакцию в начале воздействия сигнала, а затем реакция ослабевает. Это связано с адаптацией человека к его окружению. Скорость и степень адаптации при воздействии длительного раздражителя разная для разных органов чувств и зависит от обстоятельств. Мы не вспоминаем о тесной обуви, когда опаздываем на встречу или на работу. Мы не слышим шума уличного движения до тех пор, пока звук сирены или громыхание грузовика не привлечет к себе нашего внимания. Мы привыкаем к постоянным запахам – например, к запаху газа при его утечке или к обволакивающему аромату хороших духов. Чтобы вновь почувствовать запах, нужно глубоко вдохнуть, как бы убедиться в его присутствии.

Первоначальное ощущение служит для того, чтобы включить знание о событии в память ума, которой мы пользуемся для оценки текущего момента. Ослабление реакции на продолжающееся воздействие облегчает нам восприятие других сенсорных сигналов. Если бы все сигналы были одинаковы по силе, мы потонули бы в потоке сенсорной информации, поступающей от всех рецепторов.

Человек стремится использовать все возможности, чтобы получить свежую информацию о мире. Закройте глаза и попытайтесь определить, что за предмет находится у вас в руке. Задача станет намного проще, если вы покрутите его в ладонях, повернете туда-сюда, несколько раз проведете пальцами по его поверхности. Каждое новое прикосновение создает новую ситуацию, добавляет новую информацию к тому образу, который уже начал постепенно складываться из первых и последующих касаний. Когда вы сидите, держа за руки любимую, всякое новое пожатие или нежное поглаживание как бы напоминает вам о руке, которую вы держите, о ее особых качествах, реальных или воображаемых.

Каждый рецептор при своем возбуждении посылает сенсорную информацию по цепи синаптических переключений (точки на поверхности нервных клеток, где происходит их контакт между собой, – называются синапсами, а сам процесс передачи информации в этих местах – синаптической передачей), специфичных для данной сенсорной системы: при этом сигналы передаются через центральную нервную систему на более высокие этажи мозга и затем в ум. (см. рис. 4.) На каждом уровне сигнал подвергается дополнительной обработке. После того, как физические воздействия – световые или звуковые волны, запахи и т. д. – были преобразованы рецептором в нервные импульсы, они уже не имеют самостоятельного значения. С этого момента физическое событие существует только в виде кода нервных импульсов в специфических сенсорных каналах нервной системы. Впоследствии ум моделирует, перепредставляет внешний мир, на основе получаемой в данный момент информации от активизированных рецепторов. Так рождается представление о мире, так появляется посредник между человеком и реальностью – мысль, как форма отражения мира, как тень истины.

Без мысли, без ее искажающего посредничества мы в единстве с целым. Если не будет мысли, действующей между нами и реальностью, все различия исчезнут, потому что мы связаны с миром напрямую. И это то, к чему человек постоянно страстно стремится. С мыслью мы чувствуем себя вырванными с корнем, вырванными с корнем из целого. Мы вырваны из-за искажающего посредничества мысли. В этом наша беда, беда всего человечества.

Отбросьте это искажающее посредничество мысли, отбросьте этих посредников, посмотрите на реальность без какой-либо идеи, как должно быть. Посмотрите простодушно, искренне, с детской наивностью и невинностью. Посмотрите с не-знанием – и всякое беспокойство исчезнет. Вы увидите себя истинным, не страдающим, не озабоченным, радостным и счастливым.

Но мы постоянно обманываемся, потому что несем этих посредников и не видим то, что несем, потому что мыслью, умом создана иллюзия жизни. Мы думаем, что это и есть жизнь, но это ошибка, это лишь подмена, суррогат жизни, это то, что от нее остается. Мы не видим, потому что носим очки. Снимите их, у человека совершенные глаза. Очки искажают, они дают свое представление о жизни, они делают все не таким, как оно есть. Отбросьте очки, отбросьте ум, только тогда вернется понимание реальности.

Человек стремится знать, потому что теряет восприятие, теряет способность чувствовать, ощущать, видеть. Человеческая природа не в том, чтобы знать. Понимание – вот наша природа. Нет нужды иметь знание без нужды, нет нужды подменять знанием понимание. В действительности знание есть препятствие, знание есть проклятие. Я не против знания, как такового, но его власть, преобладающая, возвеличенная сила разрушает, потому что человек перестал быть хозяином, хозяином стало знание, хозяином стал ум.

 

Использование органов чувств "внешним" способом

 

Мы используем свои органы чувств внешним способом для восприятия внешнего мира, который представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных состояний и форм. Но все, что мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями и ценностями.

Каждый из нас живет в своей реальности, построенной из своих впечатлений и индивидуального опыта жизни, и действует, опираясь на то, что воспринимает – на свою модель мира. Наш мир существует в наших представлениях о нем. С одной стороны, мы вынуждены упрощать его, чтобы осознать, с другой, – само сознание ограничено нашим умом. Но главная причина моделирования мира все-таки в другом: в том, что мы не живем в текущем моменте и вынуждены как-то передавать эту текучесть и изменяемость. Для этого используется память ума, которая способна хранить отдельные фрагменты текущих ситуаций, которые мы используем в дальнейшем, как стандартный набор повторяющихся в том или ином виде фрагментов происходящей с нами жизни.

Примером того, что получается в результате такого моделирования, может служить составление географических карт с информацией, которую они несут. Карта фиксирует только то, что уже есть, что уже случилось. Она также не может передать изменяемость текущего момента. Для этого нужно составить несколько карт для одной и той же местности. Карта – это всегда прошлое. Настоящее не передать с помощью карты, как и не передать его с помощью информации ума, то есть тех фильтров, которые мы накладываем на наше восприятие.

Как-то к Пикассо обратился незнакомец: "Почему вы не рисуете вещи такими, какие они есть на самом деле?"

Пикассо выглядел озадаченным: "Я не вполне понимаю, что вы имеете в виду", – ответил он.

Мужчина достал фотографию своей жены: "Посмотрите, вот как здесь, – сказал он. – Именно так выглядит моя жена на самом деле".

Внешний вид Пикассо выдавал сомнение. "Она очень маленькая, не правда ли? И слегка плоская?"

Если вы ищите мастерство, вы его найдете. Если вы ничего не ищите, то вы найдете проблемы. Человеку трудно быть естественным. Арабская поговорка гласит: "Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты". Убеждения и интересы всегда делают наше мировосприятие предсказуемым, а потому скучным и безрадостным. Тот же мир может стать наполненным и возбуждающим. Это зависит от того, как мы смотрим на него, от того, смотрим ли мы на него через наши стереотипы, или мир видится непосредственно, напрямую – безусловным, чистым и первозданным.

Неосознаваемое мировосприятие вынуждает нас формировать шаблоны и штампы ума на стандартные ситуации жизни. Это наше мировоззрение, привычки и стереотипы поведения, это наши знания, где определяющую роль играет слово, язык, который мы используем, как карту наших мыслей и переживаний, отделенную от реального мира.

Остановитесь на мгновение и посмотрите, что означает для вас, например, слово "красота". Несомненно, у вас есть воспоминания и переживания, внутренние картинки, звуки и ощущения, которые позволяют вам понимать это слово. В разной степени кто-нибудь другой будет иметь отличающиеся от ваших воспоминания и переживания и будет думать об этом слове другим способом. Кто из вас прав? Оба правы, и каждый в пределах своей собственной реальности собственного ума. Слово – это не переживание, которое оно описывает, и тем не менее люди будут бороться, а иногда даже умирать, веря в то, что географическая карта – это и есть реальная местность.

Мы бессознательны по отношению к своей жизни, потому что наша осознанность не развита, она ограничена пределами ума, точнее тем способом мировосприятия, где ум играет определяющую роль, обрабатывая информацию сенсорных каналов органов чувств. И даже эта неразвитая осознанность "включается" лишь в силу особой необходимости, когда наши стереотипы и автоматизмы не работают. Для выживания и формирования необходимых для практической жизни реакций неосознанность более выгодна, чем осознанность, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем когда осознаем. Сознательно мы способны ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема знаний, которые мир предлагает нам. Это объясняется тем, что сознание человека не развито, оно ограничено его сознательной частью ума. Ум не имеет непосредственного контакта с реальностью, ему помогают посредники. То сознание, которое мы имеем, лишь малый островок, только начало в эволюционном развитии человека.

Что значит воспринимать мир осознанно? Если говорить об осознанном восприятии умом, то мы бываем осознанны, когда мы учимся. Будем считать, что сознательное или осознаваемое восприятие ума – это то, что осознается в настоящий, текущий момент, как, например, это предложение, которое вы читаете прямо сейчас.

Неосознанным или неосознаваемым восприятием считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознаваемыми до тех пор, пока вы не прочитали это предложение.

В начале обучения мы бдительны, мы осознанны. Например, когда учимся водить машину, мы очень бдительны – жизнь в опасности. В подобных ситуациях нужно быть очень осознанными. На дороге есть опасность, поэтому мы нервничаем, опасно совершить ошибку, это может дорого стоить. Но когда мы научились вождению, эта осознанность нам больше не нужна, роботизированная часть нашего ума берет верх. Когда мы научились чему-то, управление человеком переводится из осознаваемой сферы сознания в неосознаваемую, туда, где находятся все обусловленности и автоматизмы. Большую часть из того, что мы делаем, – и то, что мы делаем наилучшим образом, – мы делаем неосознанно. Но именно в ситуации обучения мы ощущаем вкус осознанности.

Обучение любому умению, навыку, привычке, а на самом деле – прошлому, можно условно разбить на четыре этапа, четыре стадии. Это интересно.

Первая – это неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не управляли машиной, вы понятия не имеете о том, на что это похоже.

Итак, вы начали учиться водить машину. Вы бдительны, вы сознательно следите за всеми элементами управления машиной, координируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой. Это захватывает все ваше внимание. Это стадия осознанного незнания. На этой стадии вы разламываете шестеренки коробки передач, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на прохожих, а с вас сходит "сто потов". И хотя эта стадия является такой напряженной, именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого. Вы бдительны и максимально сконцентрированы на том, что делаете. Вы проживаете жизнь через свой собственный опыт, который работает не только на результат, умение, но и на вас, вы становитесь более разумными, вы обретаете мудрость. Именно на этой стадии есть возможность стать более бдительным, задержаться в этой бдительности настолько, чтобы оставаться в этой мудрости в повседневной жизни, то есть, когда вы не учитесь.

Обретение умения приводит вас на стадию осознанного знания. Вы можете управлять машиной, но благодаря концентрации на этом всего вашего внимания. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством.

И, наконец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, которые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем, поддерживать беседу. Ваш ум определил цель и предоставил возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей.

Если вы будете практиковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете привычку, автоматизм. В этот момент умение становится неосознаваемым.

Можно сказать, что осознанное восприятие включается на то время, пока не будут сформированы новые знания в виде новых навыков, умений, правил поведения. Процедура включения сознания вынужденная и происходит в силу ограниченных возможностей сознательного восприятия умом: просто нет энергии постоянно поддерживать осознанность даже сознательной части ума.

Очень важно понять эту ограниченность и осознать ее, потому что это путь расширения сознания, его трансформации, путь транссознания – обретения истинной возможности жить осознанно – непосредственно и в моменте. Благодаря этому человек становится человеком, обретая свою целостность. Только тогда его подсознание, то есть все жизнеобеспечивающие его процессы – все то, чему он уже научился, весь его прошлый опыт становится востребованным осознанно.

 

Использование органов чувств "внутренним" способом,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.