Здавалка
Главная | Обратная связь

Репрезентация переживаний



 

Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы помним, что мы это делаем, иногда нет. Мышление является настолько очевидным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем.

Один способ, которым мы думаем, заключается в сознательном или бессознательном, с точки зрения ума, воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Посредством языка мы можем даже создать разнообразие сенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности. Прочитайте приведенный ниже текст настолько медленно, насколько вы с удобством можете это сделать.

"Представьте, что вы на прогулке в сосновом лесу. Вы медленно идете по тропинке, а над вами возвышаются деревья, обступая со всех сторон. Краски леса заливают все вокруг, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и отбрасывая тени, создает удивительную мозаику на траве и листьях кустарников.

Вот вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся через прохладную крону из листьев над головой и погружаетесь в царство золотого сияния света и тишины. Продвигаясь дальше, вы ощущаете безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием сухих веток под вашими ногами, ступающими по мягкому ковру леса. Время от времени вдалеке раздается резкий треск сломанной сухой ветки да крик испуганной им птицы.

Вы подошли к дереву и, протягивая руку, прикоснулись к стволу; на что дерево ответило вам своим присутствием – под своей ладонью вы ощутили шероховатость его коры. Легкий ветерок ласкает вам лицо, который вместе с запахом сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие запахи леса, создает ощущение прохлады и удивительно тонкого аромата. Продолжая прогулку, вы вдруг вспомнили о еде, о том, что ужин будет скоро готов, и это будет ваше любимое блюдо. И вот вы уже чувствуете вкус пищи во рту, и встреча с ней становится предвкушением".

Прочитав этот отрывок, вы прошли через все эти переживания в своей голове, используя свои органы чувств "внутренним" способом, когда формируются, так называемые, вторичные переживания, которые вызываются вашим воображением под влиянием слов. Возможно, вы создали эту сцену достаточно отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили особенные переживания, связанные с этой прогулкой. Если же с вами никогда этого не случалось, то вы, наверное, вообразили себе эту ситуацию. Ваше переживание было сочетанием воспоминаний и воображения, вызывающих определенные впечатления.

Мы используем одни и те же неврологические пути и для внутренней репрезентации, то есть перепредставления имеющегося у нас опыта или воображения, и для непосредственного его переживания, когда информация поступает от органов чувств. Физиологически одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды. Поэтому для человека ума невозможно определить, что является истинной причиной его переживаний, реальная или воображаемая ситуация. Пока мы не растождествимся с умом, мы не сможем различить истинное восприятие от репрезентированного умом. И там и там работает ум.

Мы используем свои органы чувств "внешним" способом, чтобы воспринимать внешний мир, и "внутренним" способом, чтобы репрезентировать, перепредставлять его через переживания самим себе снова, но уже не как переживания, вызванные органами чувств, а как переживания, вызванные записанной в уме информацией, рожденной воображением или когда-то случившимся реальным ощущением. То есть, сформированным о переживании суждением.

Именно благодаря репрезентации – кодированию и накоплению сенсорной информации в уме, мы пренебрегаем новыми ощущениями, особенно, если они случаются в отношениях с уже известным нам миром. Возобновление чувствования через знание о нем подменяет непосредственное проживание непосредственного чувствования, то есть знание о чувствовании подменяет проживание самого чувствования. Чувствование не предъявляется осознанному восприятию, потому что включается знанием или воображением о нем. Переживание есть, но нет истинной причины, побуждающей его, а есть ее заменитель – память или воображение, то есть иллюзия. Так иллюзия порождает реальное переживание, которое бессознательный человек не может отличить от переживания, вызываемого живой ситуацией. Более того, как только этот механизм становится отлаженным, то есть человек начинает более ощутимо чувствовать мир виртуальный, он практически отказывается от мира реального. Он бежит из него в поисках убежища и еще больших переживаний чувств, вызванных иллюзией. Иллюзия безопасна, она не требует риска, она не несет в себе боли и страдания, она выбираема, в отношениях с иллюзией человек всегда чувствует себя хозяином, поэтому подсознательный ум оказывается сильнее, побеждает утилитарность, знание. Сознание отбрасывается.

Ум говорит: "Если я знаю, что это такое, зачем тратить энергию на повторное переживание. Я и без этого могу сформировать необходимые реакции". Это ведет к потери осознанного мировосприятия. Так ребенок становится взрослым, за ненадобностью осознанности умирает жизненность, способность к впечатлительности и чувствительности. Если есть знание, само ощущение оказывается неважным. Осознаются только новые ощущения и то для того, чтобы создать новые коды, новые программы, соответствующие его отличительным признакам.

В психологии те пути, по которым мы получаем, кодируем и храним информацию в своем мозге, – картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы. Перепредставление себе мира с помощью таких систем, безусловно, вынужденная мера и вызвана она тем, что нет у человека достаточной силы воспринимать мир осознанно. Реальный мир нам заменяют его модели.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то и модели могут сослужить хорошую службу, ибо их включение позволяет нам снова переживать те или иные ощущения, если, конечно, вы понимаете о чем я говорю.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.