Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционный совет



Статус этого органа регулируется Конституцией и Ордонансом от 7 ноября 1958 г., содержащим органический закон о Конституционном совете, который представляет собой преимущественно процессуальный акт.

Компетенция. Функции и полномочия этого органа определены ст. 58—— 62 Конституции.

На Конституционный совет возложена функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат Парламента, а также факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов. Объявленное неконституционным положение не может быть ни промульгировано, ни введено в действие.

Если положение закона, признанное неконституционным, неотделимо от закона, такой закон не может промульгироваться. В противном случае Президент может либо промульгировать закон без данного положения, либо потребовать от палат нового обсуждения закона.

Премьер-министр может обратиться в Конституционный совет с запросом о том, не относится ли предмет закона к сфере регламентарной власти. Речь по существу идет в данном случае о компетенционном споре. То же имеет место, когда Правительство или. председатель палаты обращаются в Конституционный суд в связи с заявлением Правительства о неприемлемости законодательного предложения или поправки к законопроекту (ст. 37, 41 Конституции).

Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Он также разрешает споры относительно правильности избрания депутатов и сенаторов. Далее, он осуществляет надзор за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты. Таким образом, Конституционный совет выполняет функции избирательного суда, а применительно к выборам Президента и референдуму — также определенные функции центрального избирательного органа.

Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для публичных властей и всех административных и судебных органов.

Формирование и статус членов. Конституционный совет, в соответствии со ст. 56 и 57 Конституции, состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. По три члена назначаются Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. В Конституционный совет по праву и пожизненно входят бывшие Президенты республики.

Должность члена Конституционного совета несовместима с членством в Правительстве и Парламенте. Органический закон о Конституционном совете предусмотрел несовместимость также с членством в Экономическом и социальном совете. Члены Конституционного совета не могут назначаться на публичные должности, а если ранее были публичными чиновниками, то не могут в это время получать повышение. Вознаграждение Председателя и членов Конституционного совета равно соответственно окладам двух высших категорий государственных должностей вне шкалы. Если член Конституционного совета имеет совместимое с его функцией занятие, вознаграждение уменьшается наполовину.

Обновляется Конституционный совет каждые три года на 1/3. Вместо досрочно выбывшего члена Конституционного совета назначается новый на оставшуюся часть срока.

Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики. Назначен может быть любой член Конституционного совета, но на практике это бывает один из членов, назначенных в Конституционный совет Президентом.

Члены Конституционного совета не могут выражать позицию по вопросам, которые составляют или могут составить предмет решения Конституционного совета, и давать консультации по таким вопросам.

Конституционный совет может констатировать обязательную отставку своего члена, нарушившего принцип несовместимости функций или утратившего способность осуществлять свои гражданские и политические права.

Процедура. Свои решения и заключения Конституционный совет принимает в присутствии не менее семи советников, кроме случаев непреодолимой силы, официально оформляемых протоколом.

Органические законы передаются до промульгации на рассмотрение Конституционного совета Премьер-министром, а регламенты и поправки к ним — председателем соответствующей палаты Парламента. Обычные законы до промульгации могут быть переданы на рассмотрение Конституционного совета Президентом, Премьер-министром, председателем любой палаты Парламента, 60 депутатами или 60 сенаторами. Срок промульгации соответственно прерывается. Президент, Премьер-министр или председатель любой палаты Парламента может запросить Конституционный совет относительно соответствия Конституции международного обязательства, которое Франция намерена взять на себя (ст. 54 Конституции).

Упомянутым органическим законом урегулирована также процедура наблюдения за выборами и референдумами, разрешения связанных с этим споров, консультативной деятельности, предусмотренной Конституцией. Для подготовки дел об избирательных спорах Конституционный совет жребием образует три секции таким образом, чтобы в каждой из них был советник, назначенный соответственно Президентом и председателем каждой из палат.

Дела в Конституционном совете рассматриваются письменно в закрытом порядке. Решения мотивируются и публикуются в «Журналь офисьель».

Решения Конституционного совета принимаются в месячный, а в срочных случаях — в восьмидневный срок.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.