Здавалка
Главная | Обратная связь

Система выборов в Европейский парламент



Эта система регулируется Законом 1979 г. Италия посылает 87 представителей в этот орган. Они избираются всеобщим, прямым, свободным и тайным голосованием на основе конкурирующих списков кандидатов по пропорциональной избирательной системе.

Избирателем в Европарламент является любой итальянский гражданин, достигший полных 18 лет и к моменту голосования находящийся на национальной территории, при условии, что он внесен в список избирателей. Итальянские граждане, находящиеся на территории других государств — членов Европейского союза, голосуют в специально организуемых для этого местах. На выборах в Европарламент никто не может голосовать более одного раза.

Кандидатом может быть любой итальянский избиратель, достигший полных 25 лет. Условия избираемости и несовместимости должностей установлены соответствующим международным Актом о выборах членов Европейского парламента всеобщим и прямым голосованием 1976 г. с поправками 1995 г. Этот акт устанавливает следующие нормы о несовместимости должностей. Членство в Европарламенте совместимо с членством в национальном Парламенте, но несовместимо:

с членством в правительстве государства—— члена Европейских сообществ;

с занятием должности судьи, генерального адвоката или секретаря Суда Европейских сообществ;

с членством в Счетном суде Европейских сообществ;

с членством в Консультативном комитете Европейского объединения угля и стали или членством в Экономическом и социальном комитете Европейское агентства по атомной энергии;

с членством в каком-либо комитете или органе, образованном на основании или в порядке применения договоров, учреждающих Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское агентство по атомной энергии, в целях управления фондами этих объединений или имеющем постоянную и непосредственную задачу по административному управлению;

с членством в административном совете, в руководящем комитете или должностью служащего Европейского инвестиционного банка;

с должностью чиновника или агента, находящихся на действительной службе в институтах Европейских сообществ или вспециализированных органах, имеющих к ним отношение.

Названный акт установил, что каждое государство — член Европейских сообществ имеет право установить свои правила о несовместимости должностей. Соответственно итальянский закон добавил к этим видам несовместимости также несовместимость с должностью председателя областного совета и областного асессора (т.е. члена исполнительного органа области).

Назначение выборов производится декретом Президента республики после обсуждения в Совете министров. Страна делится на пять межобластных округов: Северо-Запад (главный город округа — Милан), Северо-Восток (Венеция), Центральная Италия (Рим), Средиземноморская Италия (Неаполь) и Островная Италия (включает Сицилию и Сардинию с главным городом округа — Палермо). Совокупность этих округов образует единую национальную коллегию. Для каждого округа установлен максимум и минимум выдвигаемых кандидатов в списке, причем сумма максимумов (для первого округа — 25, для второго — 18, для центра — 20, для четвертого — 16, для островного округа — 8) равна числу мест, причитающихся стране. Другими словами, каждый партийный список или их блок может во всех округах выдвинуть полный состав депутатов Европарламента от Италии.

Списки кандидатов (каждый из них должен иметь эмблему выдвинувшего объединения) представляются в каждом из пяти избирательных округов, причем одно лицо может быть представлено в нескольких округах в списках, имеющих одну и ту дае эмблему. Напротив, под угрозой недействительности списка ни один кандидат не может состоять в нескольких списках с различными эмблемами. Списки выдвигаются избирателями, причем под каждым должно содержаться не менее 30 тыс, и не более 35 тыс. подписей избирателей при условии, что от каждой области, входящей в избирательный округ, должно быть минимум 10 % подписей избирателей. При невыполнении этого условия список признается недействительным. Не требуется подписей избирателей под списками кандидатов, если их выдвигают политические партии или парламентские группы даже одной из палат Парламента или партии, которые на последних выборах получили по меньшей мере одно место в какай-либо палате Парламента. В этих случаях декларация о выдвижении должна быть подписана председателем или секретарем политической партии или парламентской группы или их представителем, имеющим нотариально удостоверенное поручение.

В законе специально оговаривается право национальных и языковых меньшинств (французское меньшинство в области Валь д'Аоста, немецкое меньшинство в провинции Больцано, находящейся в области Трентино-Альто Адидже, словенское меньшинство в области Фриули-Венеция Джулия) выдвигать своих кандидатов, включая их в списки политических партий; эти кандидаты могут включаться в списки не только в округах, где данные меньшинства проживают, но и в других округах при условии, что они должны быть в списках под одной и той же эмблемой. Возможно соединение списков при наличии взаимного о том согласия.

Избиратель имеет право проставлять преференции: в первом округе — не более трех, во втором, третьем и четвертом — не более двух, а в пятом — не более одной.

Руководство выборами, включая подсчет голосов и распределение мандатов, возложено на судебные органы, причем Национальное избирательное бюро образуется при Кассационном суде Италии.

Распределение мандатов осуществляется в следующем порядке. Сначала подсчитываются в национальном масштабе голоса, поданные за конкретные списки, затем исчисляют национальное избирательное частное, и полученное каждым списком число голосов делится на это частное. В результате определяется число мест, причитающееся каждому списку. Оставшиеся места Распределяются между списками, имеющими наибольший остаток; при равенстве остатков место передается списку, получившему большее число голосов в национальном масштабе, а при равенстве и этого показателя — распределяется по жребию.

Затем производится распределение мандатов в каждом избирательном округе. Сначала общее число полученных каждым списком голосов в стране делится на число причитающихся ему мест и определяется частное этого списка. Список получает число мест путем деления числа голосов, поданных за него в округе на частное списка. Оставшиеся места распределяются по округам, имеющим наибольшие остатки, а при их равенстве место отдается округу, в котором было собрано наибольшее число голосов. При равенстве этого показателя судьба мандата определяется жеребьевкой. При распределении мест в списках блоков учитываются преференции избирателей.

Если одно и то же лицо будет избрано по нескольким спискам, то в течение восьми дней после объявления результатов голосования оно должно заявить Национальному избирательному бюро, какой округ выбирает. В других округах это лицо замещается кандидатом, следующим за последним избранным. Вакантные места предоставляются первым неизбранным кандидатам того же списка, по которому был избран выбывший член Европарламента.

Каждый избиратель в течение 30 дней со дня официального объявления результатов голосования имеет право подать жалобу в административный трибунал области Лацио (т. е. по местонахождению столицы, где действует Национальное избирательное бюро), оспаривая акты об этих результатах по мотивам, относящимся к избирательным операциям, совершенным после назначения выборов. Решение этого трибунала может быть обжаловано в Государственный совет в течение пяти дней с момента его зачтения.

Референдум

По числу проведенных после Второй мировой войны референдумов Италия в Европе уступает лишь Швейцарии. Включение в Конституцию института референдума (как и народной инициативы, о которой речь пойдет в п. 1 § 5) явилось отражением в Учредительном собрании демократических настроений при выработке Конституции после долгих лет фашистской диктатуры. В отличие от ее соседей — Франции и Швейцарии — референдум в Италии длительных традиций не имеет. Лишь в период борьбы за объединение страны — в 1848 — 70 гг. — было проведено восемь плебисцитов.

Конституция предусматривает применение референдума в следующих случаях.

Согласно ст. 75, по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов подлежит назначению народный референдум для полной или частичной отмены закона либо акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о даче разрешения на ратификацию международных договоров.

В таком референдуме могут участвовать все граждане, призываемые к выборам в Палату депутатов. Вынесенное на референдум предложение об отмене акта считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей изапредложение подано большинство действительных голосов.

Примечательно, что таким путем можно отменять законы (нарооное вето), но нельзя их принимать.

В ст. 132 и 133 Конституция предусматривает применение референдумов при изменении политико-территориального деления страны и областей. Такое голосование проводится при слиянии существующих областей и создании новых областей с числом жителей не менее 1 млн. по предложению коммунальных советов, представляющих не менее 1/3 заинтересованного населения. Такое же голосование проводится при отделении провинций и коммун от одной области и присоединении к другой. В пределах области посредством референдума могут образовываться новые коммуны, изменяться их границы и названия.

Наконец, как уже упоминалось, институт референдума, согласно ст. 138, может быть использован для пересмотра. Конституции. Положения о нем изложены выше (см. п. 2 § 1).

Подробное регулирование порядка проведения референдумов содержится в Законе 1970 г. — Положении о референдумах, предусмотренных Конституцией, и законодательной инициативе народа (с последующими изменениями). Этот акт содержит некоторые дополнительные ограничения в отношении народного вето. Так, не допускается инициатива народного вето в год, предшествующий истечению срока полномочий одной из палат Парламента, и в течение шести месяцев после созыва избирательных комитетов для проведения выборов палат. Практически такая инициатива может иметь место лишь с 1 января по 30 сентября. В случае досрочного роспуска Парламента или одной из его палат уже назначенный референдум откладывается и связанные с ним сроки возобновляются по истечении 365 дней со дня выборов. Иначе говоря, на протяжении пятилетней легислатуры Парламента инициатива народного вето возможна лишь в течение примерно двух с половиной лет.

Закон установил жесткий срок для предъявления петиций о проведении референдума — три месяца после даты, указанной в штемпеле на подписных листах, для избирателей и четыре месяца для областных советов. В последнем случае решение о проведении голосования принимается областным советом большинством голосов.

На протяжении послевоенной истории Италии было несколько «волн» народного вето (например, в 1974, 1978, 1981, 1985 1987, 1990, 1991, 1993 гг.), затронувших около 30 законов. Каждая «волна», как правило, представляла собой голосование по нескольким законам. Так, 17 мая 1981 г. проводилось голосование по пяти, а 18 апреля 1993 г. — по восьми законам.

Проведение референдумов подпадает под действие двойного контроля. Во-первых, при Кассационном суде создается Центральное бюро по проведению референдума, включающее точно обозначенных в законе лиц — председателей отделений этого Суда и советников. Этот орган контролирует соответствие требования о проведении голосования положениям ст. 138 Конституции и другим законам. Во-вторых, допустимость требуемого голосования (ч. 2 ст. 75 Конституции) проверяется Конституционным судом. Если названное Бюро объявило требование о проведении голосования законным, то Суд изучает это требование с точки зрения его конституционности; Правительство и инициаторы голосования могут представлять свои соображения о конституционности данной процедуры. Примечательно, что в 1981 г. из 11 предложенных референдумов шесть были объявлены недопустимыми Конституционным судом и три не могли быть переданы на голосование вследствие изменения к тому времени законов, в отношении которых предлагалось народное вето. В 1987 г. Суд отверг три предложения о проведении голосования на основании их несоответствия ч. 2 ст. 75 Конституции. В 1993 г. только восемь предложений были допущены к голосованию, три были отклонены и два не были приняты к рассмотрению вследствие произошедших изменений в соответствующих законах.

В последнее время референдум стал использоваться как средство, дающее импульс проведению реформ. Так, 18 — 19 апреля 1993 г. один из восьми проектов законов, вынесенных на голосование, касался очень значительного изменения Закона о выборах в Сенат. Позитивное голосование за отмену прежнего закона вынудило Парламент принять новый избирательный закон в отношении не только Сената, но и Палаты депутатов.

В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции каждая область имеет право регулировать референдум в отношении своих законов и административных правоположений. Такие нормы есть в уставах всех областей, кроме Сицилии. Референдум в областях бывает консультативный и/или отменительный. Например, в области Лацио для назначения референдума о полной или частичной отмене областного закона необходимо требование 50 тыс. избирателей, или двух провинциальных советов, или 10 коммунальных советов в коммунах, насчитывающих в совокупности не менее 50 тыс. зарегистрированных избирателей. Советы принимают решение большинством не менее 2/3 от установленного числа советников. Не допускается референдум по налоговым и бюджетным законам. В других областях действуют иные правила. Например, в области Базиликата для назначения референдума требуется 8 тыс. подписей избирателей. На практике институты непосредственной демократии в областях не функционируют.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.