Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные органы



Народное собрание

Как отмечалось выше, Конституция провозгласила в ст. 8 принцип разделения властей. Однако если о Народном собрании прямо сказано, что оно осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль (ст. 62), а глава шестая, посвященная правовому статусу судебных органов, носит название «Судебная власть», то применительно к исполнительным органам таких указаний почти нет (исключение составляет ч. 1 ст. 139, в которой говорится, что органом исполнительной власти в общине является кмет). Это не случайно, так как Конституция наделяет рядом полномочий в сфере исполнительной деятельности Президента, Совет министров, министров, областных управляющих и кметов.

Компетенция Народного собрания нашла отражение во многих статьях Конституции, но определяющее значение принадлежит ст. 84 и 85.

Важнейшими полномочиями Народное собрание наделено в области законотворчества: оно принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы, в том числе и законы об изменении и дополнении Конституции (ст. 153), за исключением тех статей, изменение которых относится к компетенции Великого народного собрания, о чем уже шла речь выше (см. п. 2 § 1).

В области финансов Народное собрание принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и определяет их размер, дает согласие на заключение договоров о государственных займах.

В сфере отношений с Правительством Народное собрание избирает и освобождает от должности Министра-председателя и по его предложению Совет министров, по его же предложению производит изменения в составе Совета министров, а также создает, преобразует и упраздняет министерства.

Народное собрание назначает выборы Президента республики, избирает и освобождает от должности руководителей Болгарского народного банка и других определенных законом учреждений.

Народное собрание наделено также внешнеполитическими полномочиями: оно решает вопросы объявления войны и заключения мира, объявляет военное или иное чрезвычайное положение на всей территории страны или на части ее по предложению Президента или Совета министров, разрешает использование болгарских Вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение их через нее. Кроме того, Народное собрание законом ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые:

имеют политический или военный характер;

относятся к участию республики в международных организациях;

предусматривают корректировку границ республики;

содержат финансовые обязательства государства;

предусматривают участие государства в судебном или арбитражном разрешении международных споров;

относятся к основным правам человека;

относятся к действию законов или требуют для своего исполнения мер законодательного характера;

предусматривают ратификацию.

Заключению международных договоров, требующих изменения Конституции, должно предшествовать внесение этих изменений.

Народное собрание объявляет амнистию, учреждает ордена и медали и определяет официальные праздники.

В качестве своих актов Народное собрание, согласно ст. 86 Конституции, принимает законы, решения, декларации и обращения. Законы и решения обязательны для всех государственных органов, организаций и граждан.

Формирование. Парламент Болгарии — Народное собрание — состоит из 240 народных представителей (ст. 63 Конституции). Срок полномочий Народного собрания, предусмотренный ст. 64 Конституции, — четыре года, а в случае объявления войны, военного или другого чрезвычайного положения во время или после истечения мандата Народного собрания срок его полномочий продолжается до отпадения этих обстоятельств. Выборы нового Народного собрания проводятся не позднее двух месяцев по прекращении полномочий предыдущего. В установленных случаях, о которых речь пойдет ниже, Народное собрание может быть распущено досрочно.

Одна из особенностей болгарской Конституции состоит в том, что она регулирует статус народного представителя довольно подробно (ст. 67 — 72).

Конституция Болгарии рассматривает народного представителя как представителя всего народа, а не только его избирателей. Обязывание народных представителей императивным мандатом недействительно. Народные представители действуют на основе Конституции и законов в соответствии со своими совестью и убеждениями. Конституция установила также принцип несовместимости деятельности народного представителям нахождения на другой государственной службе или занятия другой деятельностью, которая по закону несовместима с положением народного представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции народные представители на первом заседании приносят присягу, в которой клянутся именем республики соблюдать Конституцию и законы и во всех своих действиях руководствоваться интересами народа.

В случае избрания народного представителя министром его полномочия в Народном собрании прерываются на время нахождения на министерской должности, а замещается он в определенном законом порядке.

Конституция (ст. 90) наделяет народных представителей правом обращаться с вопросами и запросами к Совету министров или к отдельным министрам, которые обязаны давать ответ. По предложению 1/5 народных представителей по запросу проводятся прения и принимается решение.

Иммунитет народного представителя заключается в том, что он не может быть задержан и подвергнут уголовному преследованию иначе, чем за совершение тяжкого преступления и с разрешения Народного собрания, а когда оно не заседает — с разрешения его председателя. Разрешения не требуется, если народный представитель был застигнут при совершении тяжкого преступления, но в этом случае следует незамедлительно известить Народное собрание, а если оно не заседает, то его председателя.

Размер вознаграждения народного представителя определяется Народным собранием.

Конституцией установлена возможность досрочного прекращения полномочий народного представителя в случаях:

подачи Народному собранию заявления об отставке;

вступления в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, или когда исполнение наказания лишением свободы не отложено;

установления неизбираемости или несовместимости;

смерти.

В первых двух случаях решение принимается Народным собранием, в двух других — Конституционным судом.

Положение об организации и деятельности Народного собрания 1995 г. установило, что в зависимости от своей политической принадлежности или политической ориентации народные представители могут образовывать парламентские группы. Минимальная численность парламентской группы — 10 народных представителей. Группировки меньшей численности могут присоединяться к существующим парламентским группам и образовывать парламентский союз, который имеет права единой парламентской группы. Народный представитель может состоять только в одной парламентской группе. Не допускается создание парламентских групп для защиты частных, местных и профессиональных интересов.

Организация. Структура и порядок деятельности Народного собрания определяются Конституцией и положением (пра-вилник), которое принимается им самим (ст. 73) и представляет собой регламент. Таким регламентом ныне служит упомянутое Положение об организации и деятельности Народного собрания.

Народное собрание — однопалатный орган. На первом его заседании избираются председатель Народного собрания и его заместители (ч. 3 ст. 76 Конституции). В ч. 1 ст. 77 Конституции определены полномочия председателя Народного собрания, который:

представляет Народное собрание;

предлагает проект повестки дня заседания;

открывает и закрывает заседания, руководит ими и обеспечивает порядок при их проведении;

удостоверяет своей подписью содержание принятых Народным собранием актов;

обнародует решения, декларации и обращения, принятые Народным собранием;

организует его международные связи.

Согласно ч. 2 той же статьи, заместители председателя помогают ему и осуществляют порученную им деятельность.

Председатель и до пяти его заместителей избираются тайным голосованием по предложению любого народного представителя или парламентской группы по мажоритарной системе абсолютного большинства присутствующих народных представителей в два тура.

Кроме того, Народное собрание открытым голосованием избирает из своего состава 10 секретарей, которые проверяют и подписывают стенографические протоколы заседаний, следят за временем выступлений народных представителей, участвуют в организации голосования и т. д.

Положение об организации и деятельности Народного собрания предусматривает, что председатель назначает квесторов Народного собрания, которые выполняют его распоряжения по поддержанию порядка, помогают секретарям в организации голосования, следят за тем, чтобы в зале заседаний присутствовали только народные представители и должностные лица, уполномоченные председателем.

Из своего состава, согласно ч. 1 ст. 79 Конституции, Народное собрание избирает постоянные и временные комиссии Руководство (председатель и два его заместителя) и члены комиссии избираются открытым голосованием с учетом соотношения численности парламентских групп.

Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в его деятельности и осуществляют от его имени парламентский контроль (ч. 2 ст. 79 Конституции). В настоящее время Народное собрание создает следующие постоянные комиссии:

экономическую;

по бюджету и финансам;

по устройству и деятельности государственных органов;

по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и региональной политике;

по внешней политике;

по национальной безопасности;

по правам человека и вероисповеданиям;

по земледелию и лесам;

по образованию и науке;

по культуре;

по радио, телевидению и БТА*;

по охране окружающей среды и по водам;

по труду, социальным и демографическим проблемам;

по здравоохранению;

по делам молодежи, спорту и туризму;

по парламентской этике;

по энергетике и энергетическим ресурсам;

по контролю за доходами, расходами и имуществом политических партий;

против коррупции;

по развитию горных, предгорных (полупланинските) и пограничных районов.

* БТА Болгарское телеграфное агентство.

 

Положение об организации и деятельности Народного собрания из 20 постоянных комиссий особо определило задачи четырех: комиссии по устройству и деятельности государственных органов, комиссии по парламентской этике, комиссии против коррупции и комиссии по внешней политике.

Состав комиссий колеблется от 13 (комиссия по парламентской этике и комиссия по доходам, расходам и имуществу политических партий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальной безопасности) народного представителя. Народный представитель может быть избран не более чем в две постоянные комиссии.

Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведения расследований (ч. 3 ст. 79 Конституции). Для их создания необходима инициатива председателя Народного собрания или 1/10 от числа народных представителей.

Согласно ст. 80 Конституции, вызванные комиссиями должностные лица и граждане обязаны являться на их заседания и представлять им требуемые сведения и документы.

Кроме того, Народное собрание избирает из своего состава на пропорциональной основе постоянные делегации в международных организациях.

Общая процедура Народного собрания регулируется Конституцией довольно подробно.

Согласно ст. 74, Народное собрание является постоянно действующим органом и само определяет периоды, в течение которых не заседает.

Новоизбранное Народное собрание созывается Президентом республики на первое заседание не позднее месяца после избрания. Если Президент не сделает этого, Народное собрание созывается 1/5 народных представителей. Открывает первое заседание старейший по возрасту народный представитель. После принесения народными представителями присяги Народное собрание избирает своих руководящих должностных лиц (ст. 75, 76 Конституции).

В соответствии со ст. 78 Конституции, заседания Народного собрания созываются его председателем либо по собственной инициативе, либо по требованию 1/5 народных представителей, Президента или Совета министров. Как правило, заседания открытые, однако Народное собрание может отдельные заседания проводить в закрытом порядке (ст. 82).

Члены Совета министров могут участвовать в заседаниях Народного собрания и его комиссий и по их требованию заслушиваются в первую очередь. Они могут быть вызваны на эти заседания и в таком случае обязаны явиться и ответить на вопросы (ст. 83).

Законодательный процесс определен в ст. 87 и 88 Конституции в основных чертах.

Право законодательной инициативы принадлежит каждому народному представителю и Совету министров. Как и в России, народная законодательная инициатива в Болгарии конституционно не предусмотрена. Законопроект о государственном бюджете разрабатывается и вносится только Советом министров.

Законы (так в Конституции; точнее, конечно, законопроекты) обсуждаются и принимаются двумя голосованиями, проводимыми на отдельных заседаниях. В порядке исключения Народное собрание может постановить, чтобы оба голосования были проведены на одном заседании. Прочие акты Народного собрания принимаются одним голосованием. Все его акты обнародуются в «Дыржавен вестник» не позднее 15 дней после принятия.

Решение об обнародовании принятого Народным собранием закона принадлежит, согласно п. 4 ст. 98 Конституции, Президенту. В соответствии со ст. 101 он может в указанный срок вернуть с мотивировкой закон в Народное собрание для нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано. Повторное принятие закона Народным собранием требует более 1/2 голосов всех народных представителей. Повторно принятый Народным собранием закон Президент обязан обнародовать в течение семи дней по получении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.