Здавалка
Главная | Обратная связь

Выборы в Великое народное собрание



Подробно порядок выборов в Великое народное собрание урегулирован Законом о выборах Великого народного собрания 1990 г. — первым демократическим избирательным законом, изданным после падения коммунистического режима. На его основе, как отмечалось, было избрано в том же году Великое народное собрание, выработавшее действующую Конституцию.

Закон предусмотрел, что выборы проводятся по смешанной системе: 200 народных представителей избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных районах, которые должны иметь равное число жителей, а другие 200 — по пропорциональной системе в 28 многомандатных территориальных районах (в то время Болгария делилась на 28 округов). Соответственно каждый избиратель имеет два голоса.

Выдвигать кандидатов могут как руководящие органы политических партий или избирательных партийных коалиций, так и не менее 500 избирателей соответствующего избирательного района. Партии регистрируют в одномандатных избирательных районах отдельных кандидатов, а в многомандатных — списки кандидатов, определяя их очередность в списке. Кандидат может регистрироваться только в одном одномандатном избирательном районе и в одном избирательном партийном списке. Отказ районной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может обжаловаться только в ЦИК, и если она подтвердит отказ, выдвинувшие кандидата партия, коалиция или избиратели могут в 10-дневный срок, но не позднее 20 дней до дня голосования выдвинуть нового кандидата. Каждый кандидат может иметь до 10 представителей (т. е. доверенных лиц), которые помогают ему вести предвыборную кампанию. В этот период кандидаты и их представители не могут задерживаться и привлекаться к уголовной ответственности (кроме случаев задержания при совершении тяжкого преступления). С точки зрения Уголовного кодекса они рассматриваются как должностные лица.

Закон содержит ряд положений, направленных на обеспечение кандидатам и партиям равных условий при ведении предвыборной кампании, включая доступ к необходимой информации и к средствам массовой информации. Результаты опросов общественного мнения относительно выборов не могут публиковаться в последние восемь дней до дня голосования. Предусмотрена гласность финансирования избирательной кампании, запрещено получение кандидатами пожертвований от иностранных государств, юридических и физических лиц и установлены максимальные пределы пожертвований для отечественных юридических и физических лиц.

В одномандатных избирательных районах избранными считаются кандидаты, получившие более половины действительных голосов при условии участия в голосовании более половины зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного района. Если баллотировались более двух кандидатов и ни один не был избран, через неделю проводится перебаллотировка двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Если баллотировался один кандидат и оказался неизбранным, для повторного голосования допускается выдвижение новых кандидатов. При повторном голосовании для избрания достаточно относительного большинства голосов.

К распределению мест по партийным спискам допускаются только партии, получившие не менее 4% действительных голосов во всех избирательных районах. Методика распределения мандатов устанавливается ЦИК. В 1990 г. распределение производилось по методу д'Ондта.

Хотя срок действия данного закона не установлен, есть основания предполагать, что в случае необходимости нового избрания Великого народного собрания он подвергнется изменениям либо будет заменен, ибо ряд его положений отражает существовавшие на время его принятия реальности и представления, которые сегодня устарели.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.