Здавалка
Главная | Обратная связь

Президентские выборы



Выборы Президента и Вице-президента назначаются Народным собранием.

На этих выборах выдвижение кандидатов производится попарно, и голосование фактически производится за «кандидатскую двойку», а не отдельно за кандидата в Президенты и кандидата в Вице-президенты. В законодательстве ничего не говорится о том, кто именно подбирает кандидатуру Вице-президента, однако можно предположить, что независимый кандидат будет подбирать ее сам или с помощью своей команды. Что касается партийных кандидатов, то их подбор осуществляют центральные органы партии, поскольку именно им принадлежит право выдвижения кандидатур Президента и Вице-президента. На практике, однако, все не так просто. В условиях дробности политических сил выдвижение президентской двойки, если и осуществляется одной партией, то с расчетом на поддержку других партий и движений. Поэтому любая кандидатура согласовывается со всеми союзниками. Например, на президентских выборах 1996 г. сначала путем консультаций и обсуждений была согласована кандидатура члена БСП от коалиции Демократические левые, а затем через несколько дней приступили к подбору такой кандидатуры Вице-президента, которая устраивала бы все партии — члены коалиции*.

* Об этом сообщалось в органе БСП газете «Дума» («Слово»), 1996, 3 юли, бр. 155.

 

На президентских выборах страна рассматривается как одномандатный избирательный район, в котором каждая кандидатская двойка избирается по одному списку. Согласно Закону об изменении Закона о выборах Президента и Вице-президента 1996 г., кандидатов могут выдвигать политические партии и партийные коалиции через лиц, которые их представляют, или не менее 15 тыс. избирателей через инициативный комитет. Для выдвижения независимых кандидатов инициативный комитет избирателей по выборам Президента и Вице-президента регистрируется в ЦИК.

На выборах Президента и Вице-президента избранной считается кандидатская двойка, получившая более половины действительных голосов, при условии, что в голосовании участвовало более половины избирателей. Если никто не набрал необходимого числа голосов, то в семидневный срок назначаются новые выборы, как это определено в Конституции, но фактически это второй тур, так как баллотируются две кандидатских двойки, получившие на первых выборах наибольшее число голосов. Результаты голосования во втором туре определяются по мажоритарной системе относительного большинства. Выборы производятся в срок от двух до трех месяцев до истечения срока полномочий действующего Президента. Споры о законности выборов разрешаются Конституционным судом в месячный срок после их проведения (ч. 3 — 6 ст. 93 Конституции).

Местные выборы

Выборы в органы местного самоуправления назначаются Президентом республики. На этих выборах каждая община является многомандатным избирательным районом по выборам общинных советников и одномандатным — по выборам кмета. Населенный пункт рассматривается как одномандатный избирательный район по выборам его кмета.

Кмет общины образует избирательные секции. Его решения объявляются публично и могут обжаловаться в суд, который выносит окончательное решение.

ЦИК по выборам народных представителей Народного собрания осуществляет функции ЦИК по местным выборам для всей страны. Кроме того, образуются общинные, районные (в городах с районным делением) и секционные избирательные комиссии. Все комиссии, кроме секционных, образуются на весь срок полномочий общинных советов. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный административный суд, а общинных избирательных комиссий — в ЦИК. Кроме того, по ряду вопросов предусмотрена возможность непосредственного обжалования решений и действий избирательных комиссий в суд.

В состав избирательных комиссий не могут быть включены:

областные управляющие, их заместители, кметы общин, их заместители, секретари и кметы кметств;

кандидаты в кметы и в общинные и районные советники;

военнослужащие срочной и сверхсрочной службы министерства обороны и министерства внутренних дел.

Инициативный комитет избирателей по выборам в общинные советы и кметов регистрируется в общинной избирательной комиссии. Ему необходимо собрать не менее 500 подписей избирателей в пользу своих кандидатов в состав общинного совета и на должность кмета или подписи не менее 1/3 избирателей в пользу своего кандидата на должность кмета населенного пункта, если в нем менее 1,5 тыс. избирателей.

Мандаты на выборах общинных советов распределяются между кандидатскими списками пропорционально числу поданных за них голосов по методу д'Ондта. Заградительный пункт не применяется.

Избранным кметом считается кандидат, получивший более половины от общего числа действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то проводится второй тур, право на участие в котором имеют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов. Если в первом туре участвовал один кандидат, то могут быть зарегистрированы и другие кандидаты. В этом случае применяется мажоритарная система относительного большинства.

Референдумы

Национальные и местные референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 10 Конституции). Регулируются они Законом о народных опросах 1996 г.

В референдумах участвуют лица, обладающие активным избирательным правом. Каждому участвующему в национальном или местном референдуме вручается два бюллетеня, на каждом из которых отпечатан один и тот же вопрос, выносимый на референдум, и ответы: на одном «да», на другом — «нет». Участвующий в референдуме должен выбрать бюллетень с тем ответом, который его устраивает, и вложить его в конверт, который затем опускается в ящик для голосования. Недействительными считаются голоса, поданные бюллетенями неофициального образца, бюллетенями без конверта, а также если в конверте оказалось два или более разных бюллетеней либо конверт оказался пуст. Если в конверте два одинаковых бюллетеня, они считаются за один с соответствующим ответом (остальные уничтожаются). Зачеркивания и механические повреждения не делают бюллетень недействительным.

Вопросы, которые решаются путем народного опроса, не подлежат последующему утверждению или одобрению, если иное не предусмотрено законом.

Путем национального референдума решаются вопросы, которые относятся к компетенции Народного собрания. Нельзя выносить на референдум вопросы: о дополнении и изменении Конституции; входящие в компетенцию Великого народного собрания; о государственном бюджете и налогообложении; о компетенции судебных органов; о компетенции Конституционного суда и другие, для решения которых закон предусматривает специальный порядок.

Решение о проведении национального референдума принимает Народное собрание (п. 5 ст. 84 Конституции). Предложение о вынесении вопроса на референдум могут внести не менее 1/4 общего числа народных представителей, Совет министров, Президент республики. На основании данного решения Народного собрания Президент определяет дату проведения национального референдума (п. 1 ст. 98 Конституции) и утверждает образцы документов референдума. Организационно-техническая подготовка национального референдума осуществляется Советом министров, затраты на его проведение компенсируются за счет государственного бюджета. ЦИК по проведению выборов народных представителей осуществляет функции ЦИК по проведению референдума, а общинные избирательные комиссии по местным выборам выполняют функции органов по проведению референдума на территории общин. В Столичной общине и городах с районным делением их функции выполняют районные избирательные комиссии.

Референдум считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины лиц, обладающих правом голоса. Предложение Считается принятым, если более половины участвовавших в голосовании высказалось «за».

Законность референдума оспаривается в семидневный срок в Верховный административный суд, который выносит решение также в семидневный срок.

Если решение не было принято, то вновь тот же вопрос может быть поставлен на референдум не ранее, чем через три года.

Часть 1 ст. 136 Конституции и Закон о местном самоуправлении и местной администрации 1991 г. (с последующими изменениями) определяют, что одной из форм участия граждан в местном самоуправлении является референдум. Решение о проведении референдума принимает общинный совет.

Местные референдумы проводятся по вопросам, предусмотренным законом, и по вопросам местного значения, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления. Местные референдумы могут проводиться в отдельной общине, районе, кметстве и населенном пункте.

Путем референдума не могут решаться вопросы общинного бюджета и местного налогообложения и местные вопросы, для которых закон предусматривает специальный порядок. Инициатива проведения общинного референдума может исходить не менее, чем от 1/4 жителей, имеющих право участия в референдуме, не менее, чем от 1/4 общинных советников, кмета и областного управляющего.

Инициатива проведения районного референдума может исходить не менее, чем от 1/4 жителей, имеющих право участия в референдуме, не менее, чем от 1/4 районных советников, районного кмета и общинного кмета.

Общинный совет обсуждает предложение о проведении местного референдума и принимает решение, но он не вправе отказать в проведении местного референдума, если инициатива исходит более чем от половины жителей, имеющих право участия в референдуме.

Общинный совет указывает средства финансирования расходов по проведению референдума.

Референдум считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины лиц, имеющих на то право. Решение считается принятым, если более половины участвовавших в голосовании высказалось положительно. Если предложение не принято, то оно может быть вновь поставлено на народное голосование не ранее, чем через два года.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.