Здавалка
Главная | Обратная связь

Йогическая анатомия потенциальных возможностей человека



Посредством чрезвычайно глубоких медитаций на протяжении тысяч часов, йоги определили, что человеческое тело представляет собой нечто гораздо большее, чем соединение органов, костей, и жидкостей. В действительности, наше существо, состоящее из пяти уровней или оболочек (коша), каждая из которых является более внутренней и более тонкой, чем предыдущая, представляет собой своего рода «мост» от физического к духовному. Каждая оболочка оказывает руководящее разумное влияние на следующую, более плотную оболочку в таком порядке: индивидуальная душа и каузальное тело (джива и анандамайя коша), рефлексивно-интеллектуальное тело (виджнянамайя коша), ментально-эмоциональное тело (маномайя коша), тело жизненной энергии (пранамайя коша), и физическое тело (аннамайя коша). С помощью этой анатомии все более тонких тел, йога картирует эмоциональность и разумные способности самого интимуса, и, таким образом, указывает путь к углублению нашей близости друг с другом и с миром.

Тонкие тела

Физическая и витальная оболочки действуют совместно, образуя самое плотное из наших измерений – биологическое тело. Эротические феномены чистого ощущения, физической-эмоциональной теплоты, различные оргазмические рефлексы, и гормональные ритмы основываются, главным образом, на этих двух взаимодействующих телах. Эротические удовольствия и интимная жизнь совместно действующих физического и витального тел составляют «сферу чувств» -- идеал чистой чувственности.

Ментально-эмоциональное тело обладает познающим разумом, посредством которого мы идентифицируем события и ощущения в двух предыдущих телах, и приписываем им социально принятые значения. Люди, которые думали, что «просто займутся сексом», а позднее чувствуют эмоциональную связь со своим сексуальным партнером, во время своего, в иных отношениях, казалось бы, ни к чему не обязывающего сексуального акта, пробудили эту более тонкую оболочку. Именно здесь пребывают фантазии, желания, радости, ревность, гнев, и грусть, которыми мы делимся с теми, кому доверяем.

Рефлексивно-интеллектуальная оболочка продвигает эротические чувства и значения ментального тела на один шаг дальше. Здесь мы постигаем ценность другого и его, равно как и своих собственных, эмоций и мыслей. Таким образом, рефлексивно-интеллек­туальная оболочка обеспечивает еще более длительные эротические удовольствия и интимные отношения любовного поклонения, чувства искренности и уважения, романтику любви, благодарности, извинения, и прощения. Таким образом, виджнянамайя коша – это сфера человеческого характера или цельности.

Непрерывное сосредоточение внимания на этих глубоко человеческих чувствах и способностях представляет собой медитацию, которая открывает следующее нижележащее[24] каузальное тело, или тело блаженства – самое сокровенное обиталище индивидуальной души (джива или атмана). Мы оставили позади мирские заботы, и теперь заглядываем за пределы тела, эмоций, и характера в вечное сияние Самости, безусловной любви Души. Абсолютная уникальность каждого индивида замечательна как неповторимая искра божественного.

Это тело блаженства, располагающееся в эфирном пространстве внутри сердца,[25] тесно взаимодействует с брахмарандхра – тонким центром ума и интеллекта. Вместе и в равновесии друг с другом, они проявляют то, что великий голландский философ Барух Спиноза называл «интеллектуальной любовью к Богу» -- соединением мысли и любви.

В анандамайя коше возникает «робкая симметрия», о которой писал У. Блейк -- необъяснимые первоначальные биения жизни во все тела. Эротическое удовольствие постоянно, и, независимо от усилий или стимуляции, ощущается как «чудесное».. Удовлетворение в каузальном деле может быть столь велико, что приводит к полному бесстрастию, или непривязанности к чувственным объектам, желаниям, и мыслям. Обретается глубокое равновесие внутренней и внешней сфер «потребностей» и «чувствования потребности». Как говорит йог Вийяс Дев: «Это неописуемое состояние за пределами противоположностей… Это наивысший предел индивидуального знания («Наука души», с. 225).

Вследствие «эгоизма», то есть, склонности самости цепляться за опыт, ясность такого знания уменьшается, энергии выходят из равновесия, и эго-самость (ахамкара, также располагающаяся в сердце) приходит в замешательство. Используя рефлексивное и ментально-эмоциональное тела, она мыслит и чувствует себя выдуманной отдельной сущностью.

Будучи отрезана от анандамайя коши, она, под влиянием объективности физического тела, приходит к (неверному) убеждению, что аннамайя коша является ее единственной основой в реальности. Тогда решения, которые она ищет для избавления от путаницы и удовлетворения своих «потребностей», могут становиться еще более эгоистическими, то есть, еще более оторванными от мощных духовных ресурсов, теперь кажущихся существующими лишь в виде невозможных идеалов или утонченных абстракций.

Когда ресурсы всех тел функционируют сбалансировано, и эго-самость способна понимать свое более скромное место по отношению к тонким телам, сексуальные (и многие другие) желания возникают как мелкие волны на поверхности глубокого океана нашего бытия. Они не раскачивают нас, а соскальзывают в наши глубины, и доставляют нам удовольствие, превращаясь в простую радость и удовлетворенность удивительным.

Чакры

Для достижения уравновешивания всех тел, тантра заботится о системе семи чакр, или энергетических регуляторных центров, располагающихся приблизительно по оси позвоночника. К их числу относятся муладхара, свадхистхана, и манипура чакры (управляющие, главным образом, физическим телом); анахата и вишуддхи чакры (управляющие, главным образом, витальным телом); аджна чакра (управляющая преимущественно ментально-эмоциональным и рефлексивным телами; и сахасрара чакра (управляющая преимущественно каузальным телом). Кроме того, каждая чакра порождает специфический центр стремлений и удовольствий, связанных с ее конкретными свойствами.[26]

Муладхара чакра

Муладхара – корневая чакра, располагающаяся у основания позвоночника[27], заведует основополагающим выживанием и первобытной эротической страстью к жизни. Ей соответствует элемент земли. Она тесно связана с надпочечниками, и приспособлена к нашим основным потребностям выживания. В медитации она проявляется в виде тускло-красного свечения.

Поскольку муладхара связана с выделительной функцией, она ощущается как здоровая и крепкая, и «не боящаяся запачкать руки». Надежная и земная, она могла бы считаться среди чакр «Эрнестом Хемингуэем» или «Мэй Уэст». Кроме того, муладхара связана с чувством обоняния, и обладает инстинктивной способностью буквально «чуять» неприятности, правду, или обман; это источник вошедшего в поговорку «нюха на новости». То, каким образом тайна разделяемого пола воздействует на муладхару, в биологии называется ферромонами.

На более эзотерическом уровне, в муладхаре в свернутом виде покоится мудрая «змеиная сила», именуемая кундалини, как остаток первозданной силы, ответственной за создание физической вселенной. Под влиянием йогических или других духовных практик, она может пробуждаться и входить в тонкий канал сушумна в центре позвоночника, вызывая блаженное возбуждение во всех телах, и внушая глубокое чувство почтения и смирения. С активностью кундалини часто сравнивали Святой Дух и другие харизматические феномены. Гопи Кришна, автор книги «Кундалини: эволюционная энергия в человеке», считает, что все формы гениальности связаны с определенной степенью пробуждения этой сути раскрывающего разума.

Свадхистхана чакра

Свадхистхана чакра располагается на несколько дюймов выше корневой чакры в общей области тазового сексуального возбуждения[28]. Ей соответствует элемент воды. Она связана с бесконечными семенами внутри семян всех будущих воплощений, и является первоосновой обычной сексуальности.

Кроме того, свадхистхана заведует чувством вкуса и миром «хорошего вкуса», который проявляется в моде как игра вкуса и чувственности. Небрежность, эротичность, классика, аскетизм – все это проявления свадхистханы в одежде. «Пикантныек» люди с эмоциональным складом характера тоже открывают кое-что об этой чакре, но лишь намеками, ибо такова манера свадхистханы. Сексуальные фантазии и сюжеты, в качестве внутренних развлечений взрослых людей, также возбуждаются этим центром, и возбуждают его. Таким образом, свадхистхану можно было бы назвать «Элвисом» и «Мерилин» среди чакр.

Манипура чакра

Манипура чакра, центр солнечного сплетения, управляется элементом огня. Здесь базируется весь спектр горячих эмоций ревности, гнева, тщеславия, и самоутверждения. Манипура связана с пупком, и к ней относятся чувства зависимости и независимости, а также психологический идеал «эмоциональной искренности».

Поскольку манипура – самая возвышенная из трех чакр физического тела, это место экзистенциальных усилий верить в «высшие реальности». В манипуре может также происходить утрата «заземленности» в результате «полета к свету» или феномена «утраты связи с реальностью», когда видимость духовного развития ошибочно принимается за более зрелое достижение. Кен Уилбер назвал этот недостаток « до-надличностным заблуждением»[29]. Для достижения духовного роста необходимы смелость, характер, и мужество, а также сердце и душа. Возможно, к типу мкнипуры принадлежат Амелия Эрхарт, Фриц Перлз, и С. Эверетт Куп.

В тантрической сублимации манипура имеет решающее значение, поскольку представляет собой действительное место преобразования, где бинду – семенная сила из свадхистханы – сублимируется жаром этого солнечного центра в оджас – нефизическую составляющую сияния сознания. Красота этого сияния соблазняет кундалини подниматься из муладхары.[30]

Анахата чакра

Анахата чакра – сердечный центр – связана с элементом воздуха. Здесь язык эмоциональных потребностей сменяется языком религиозных потребностей, то есть, «Мне нужно» превращается в «Я люблю» или «Я чувствую благочестивые стремления». Душа тянется за пределы надежд эго на самоуправляемую независимость и эмоциональную близость, и ощущает удовлетворения разделяемой реальности. По существу, выявляется ограниченное и фиктивное чувство отдельной самости-эго.

В анахате сострадание открывается к «Я ищу лишь милости Божьей». Любовь показывает нам, что счастье другого – это наше счастье, и что давать – такое же чудо, как получать, или даже лучше. Таким образом, двигаясь от первых трех чакр, надзирающих за физическим телом, к сердцу – первой чакре, управляющей надфизическими ресурсами и сферами эротического смысла, мы сталкиваемся с различными противоречиями среди систем ценностей.

Когда мы чувствуем любовь к кому-то, кто нас привлекает, могут возбуждаться и анахата, и свадхистхана, и мы можем ощущать тягу в двух направлениях -- одном, привычном и соблазнительном, и другом, связанном с более нереальным и отдаленным чувством. Чтобы продолжать тантрическую сублимацию в таких случаях, мы должны отбрасывать кажущуюся уверенность в том, что сладострастие секса было бы самым правильным действием в отношении любимого человека. Вместо этого, мы должны совершать скачок к неизвестности. Благодаря такой вере усиливается оджас, и могут происходить неожиданные вещи, как мы видим в случае с Лианной и Энди.

Когда Лианна встретилась с Энди, она уже пять лет жила в общине йогов, практикующих брахмачарью. Энди присоединился к общине, главным образом, для того, чтобы быть ближе к Лиане, но он достаточно интересовался йогой, чтобы заниматься различными практиками. В течение первого года их дружба росла, и Энди все лучше понимал брахмачарью. Они виделись только в групповых ситуациях. Лиану трогала преданность Энди, и в течение второго года его жизни в общине, она все больше в него влюблялась. На одной из их утренних прогулок, Энди потянулся к Лиане.

Момент неловкости продолжался не более секунды, и они обнялись. Внезапно, как будто она никогда не практиковала целибат, Лиана почувствовала себя «влюбленным подростком». В ее голове проносилась череда сексуальных образов, и она не знала, надеяться ли на то, что они уступят этой страсти, или на то, что этого не произойдет. Энди думал, что после двух лет они теперь были вместе, но он тоже колебался, не зная, куда его заведут его сексуальные чувства.

Продолжая обнимать друг друга, сначала Лиана, а потом Энди начали смеяться. Было так забавно думать о том, насколько невозможно было знать, что делать друг с другом. Их объятие обрело теплоту разделенного неожиданного открытия. Все еще продолжая смеяться, они поцеловались и вместе опустились на землю.

Они смотрели вверх, и небо и воздух вокруг казались розовыми. Деревья, казалось, зримо дышали в какой-то океанической гармонии с их дыханием. Как будто их любовь перенесла их в некое тайное место, где даже воздух был наполнен любовью и волшебством. Они были там вместе, и сохранили сущность своего целибата.

Такие сублимативные открытия на грани желания чем-то похожи на чувства, которые вы испытываете, приближаясь к заманчивому озерцу, которое на вид кажется слишком широким, чтобы через него перепрыгнуть, но вы все равно прыгаете. Благодаря тантрическому прыжку медитации, привычные образы соблазнительной сексуальности и уничижительный смысл «ветреного» человека больше не выглядят точными отражениями путей любви и эротической свободы. Вместо этого, образы сексуального желания могут казаться не реальными, а метафорическими, наводящими на мысли о чем-то еще неизвестном и вполне «реальном».

Чтобы достичь этого нового места, нам нужны вера и свет оджаса. Но как проводить тонкие различия между градациями любовной страсти, когда зачастую быстро возрастает сексуальная активность, тем самым резко снижая уровни оджаса? Так, мы имеем много хитрых тантрических стратегий «полу-оргазмов» и редких оргазмов и для мужчин, и для женщин, или только для женщин. Менее хитрым является собственный путь сердца через посредство алхимического возвышения оджаса до вирийя.

Ведь именно в анахате пребывает душа с ее более тонкими чувствами и храбростью, которые часто превосходят здравый смысл и чувственные фамильярности. При поддержке бесстрашия муладхары, отваги свадхистханы, и готовности манипуры, анахата может становиться вдохновенной.

Вирийя – продукт дальнейшей сублимации оджаса – образуется как сливочное масло из сливок. Ощущаемая как возвышенно очищающее всепрощение, которое все расширяется и расширяется, или как отвага, которая верит только своей звезде, вирийя сияет добродетелью. Стратегии и планы «найти любовь» становятся неважными; в душе царит искренняя любовь, и человек способен совершать скачки веры.

В то время как оджас очищает своим светом более эстетические тонкости эмоций, вирийя возбуждает сострадание «сознания-сердца». Посредством вирийя, человек по опыту узнает эфемерно горький и даже мученический человеческий оптимизм, живущий в проблемных или огорчительных ситуациях. При изобилии вирийя, добродетель видится скрытой (возможно, в искривленной или даже беспорядочной форме) во всех человеческих действиях, повсюду. За гулом подавленных или неубедительно оптимистических демистифицирующих мнений, вирийя действительно понимает.

В то время как оджас исцеляет последствия физической или эмоциональной травмы, сочувственное всепрощение вирийя поддерживает более глубокое понимание того, что действительно необходимо. Вместо лечения симптома или болезненного следствия, бескорыстное всепрощение вирийя исцеляет причину травмы. Когда становится реальным идеал кшама – любящего всепрощения – она прощает самому человеку и другим любые проступки и оплошности в необоснованной резкости или сострадании.

В качестве побочного эффекта, непостижимым образом преобразуется собственное страдание человека, устраняются горечь и цинизм. Жестоко трагическим аспектам человеческой жизни противостоит сострадательная любовь, и в преодолении этих трудностей душа способствует взрослению эго-личности. Так, выдержка, самопожертвование, гнев без мщения, смелые поступки, и, временами, отвлекающий юмор облагораживают нас и углубляют наш характер смягченным ворчанием опыта. Качества анахата чакры воплощают в себе Альберт Швейцер, Мать Тереза, и, возможно, какой-то человек, которого вы хорошо знаете.

Вишуддхи чакра

От сексуальной страсти к состраданию и к духовной бесстрастности – таковы очищающие преобразования на пути от свадхистханы к анахате и теперь к вишуддхи -- горловой чакре.

Слова – это, буквально, «имеющие форму потоки воздуха» (элемента сердца); поэтому «слово, ставшее плотью» обнаруживается как открытое сердце. Элемент эфира, обитающий в вишуддхи, еще более тонок чем воздух, и потому представляет собой «большее, чем можно сказать словами». Вишуддхи наполняет слова их духом, их почти непередаваемыми смыслами, оттенками, и намеками, зачастую теряющимися в почти-буквальности. В других случаях мы утрачиваем тонкий смысл потому, что мы слишком снедаемы страданием или страхом, или, еще хуже, ослеплены алчностью или местью.

Нерешительность сердца находит тайную опору в бесстрастии вишуддхи, оживляющей слова сердца Словом неограниченной любви – према. Так царь Соломон отличал подлинную мать найденыша от ложной.

Свойственная великим художникам, государственным деятелям, учителям, или поэтам повышенная способность восприятия трансцендентной красоты или космического порядка в явлениях жизни связана с чувствительностью вишуддхи (Возможно, этим обусловлена особая вольность художников в отношении эротики). Возвышенное стало еще более утонченным.

Как заявлял Шри Джнанешвар (1987): «Обнаружится, что чувство безмятежности превосходит чувство любви…». Такая искусная безмятежность, поддерживаемая другими чакрами, подходит с невозмутимым мастерством и сочувственным удивлением ко всем возможностям жизни – от самых экстатических до самых ужасных и трагических. Шекспир, Мартин Лютер Кинг в своей речи «Я видел сон», и Шри Джнанешвар говорили из вишуддхи чакры.

Аджна чакра

Аджна – третий глаз – находится там, где, по словам Библии «твои глаза становятся одним», где больше нет различия между мужским и женским, и где обитает «мир, превосходящий всякое понимание». Эротическая тайна продолжает существовать как непрерывное, необъяснимое развертывание вечного момента. Спокойное бесстрастие достигает кульминации в вайрагха – мудрости непривязанности. Теперь непоколебимый свет истинной мудрости просвещает даже проницательные послания вишуддхи, ибо аджна принадлежит к маха-Таттва – высшей утонченности[31]. Несомненно, Соломон и все пророки и святые, а также многие неизвестные герои нашей повседневной жизни получали свое вдохновение из этих врат небес. Здесь правит Шива, повелитель йогов. Он может благословлять только бесстрастием, и он благословляет всех.

Некоторые бескомпромиссные приверженцы предпоследней аджны предпочитают пропускать многие описанные выше промежуточные шаги и сложности. Следуя предписаниям традиционного монашества, они пытаются одним скачком настраиваться на аджну, возможно, включая вишуддхи (практики непрерывной, повторяющейся молитвы) и анахату (бескорыстное самоотречение посредством служения или экстатической любви). Парные практики и даже концепция энергетического преобразования отбрасываются или остаются не исследованными. Для некоторых из таких людей целибат бывает легким и спонтанным, либо представляет собой напряженную дисциплину без обращения к каким-либо техникам йоги. Я нахожу этот строгий подход опасным.

Сахасрара чакра

Седьмая, или макушечная чакра – сахасрара обладает такое духовной природой, что в ней полностью превосходятся ограничения пространства, времени, и смертности. Сахасрара – это тысячелепестковый лотос божественного сияния, переживаемого как свет десяти миллионов солнц: «подобно ртутному свету в серебряном сосуде. Тысячи извилин мозга выглядят как светящиеся лепестки лотоса» -- говорит обладающий внутренним взором йог Вийяс Дев.

Качествами тайны сахасрара, превосходящей даже высочайший из элементов, являются почтительное благоговение, беспрестанная радость, и духовная свобода. Сочинения великих мистиков и святых описывают и прославляют эту сферу эротического расширения, где оргазм как прилагательное достигает превосходной степени, как в этих строках Аллама Прабху из книги Раманаджана «Говоря о Шиве» (1973):

Я отправился в путь в поисках твоего света;

Для меня он был подобен мгновенному восходу миллиона миллионов солнц,

средоточию молний.

О Властитель Пещер, если ты – свет, это не может передать никакая метафора.

Каивалья

Когда недвойственное сознание аджны устойчиво пребывает в сабиджа самадхи, а затем в нирбиджа самадхи, в сахасраре начинается завершающее рождение каивалья. В полном освобождении каивалья открываются эротические тайны смерти и посмертного состояния, когда бессмертие приобретает вызывающую благоговение, кристально ясную реальность.

 

Итак, мы описали преобразования страсти и сознания от телесного существования и выживания до божественного экстаза. Далее мы будем обсуждать «телесно-экологичес­кую» основу брахмачарьи; энергетическую инициацию шакти-пата; а также аспекты йогической «второй половой зрелости» кхечари мудры, урдхва-рета, и, наконец дивья шарира – «божественного тела», которому некоторые авторитеты придают еще большее значение, чем каивалья, так как оно означает буквальное телесное перерождение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.